УТВЕРЖДЕНО Приказом № 74/од от 29.08.2024 г Директор МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»___________Т.С.Непряхина «29» августа 2024 г. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Читательский клуб: Вместе с книгой мы растем» 1-4 класс Муниципального автономного общеобразовательного учреждения городского округа Заречный "Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов" на 2024-2025 учебный год Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Читательский клуб: Вместе с книгой мы растем» 1 – 4 классы Программа внеурочного занятия «Читательский клуб: вместе с книгой мы растем» разработана на основе ООП НОО МАОУ ГО Заречный « СОШ № 2» в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Планируемые результаты изучения курса В результате освоения курса «Читательский клуб: Вместе с книгой мы растем» формируются следующие знания и умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО: - осознание значимости чтения для личного развития; - потребность в систематическом чтении; - использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); - умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; - культура чтения; - восприятие литературы как части искусства, умение творчески осмыслить свои чувства и выразить их в творческих работах; - умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; - знание правил пользования библиотекой; обращения с книгой, гигиены чтения Личностные результаты: эмпатия как осознанное понимание чувств других людей сопереживание им, выражающиеся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия; - этические чувства - стыд, вина, совесть как регуляторы морального поведения; осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни; - умение делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье. Метапредметные УУД: Регулятивные учебные умения: - умение работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; - умение самостоятельно работать с новым произведением; - умение работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; - умение определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. Познавательные учебные умения: - умение прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; - умение отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; - умение ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом); - умение составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; - умение пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями; - умение соотносить автора произведения с временем и местом его жизни. Коммуникативные учебные умения: - умение выражать своё мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях книги, её оформлении и структуре в устной и письменной речи; - участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведений; пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале; - вести диалог о прочитанной книге; - строить сообщения в устной и письменной форме. Содержание В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела: 1. Круг чтения. 2. Работа с детской книгой (УУД) Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социальнонравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи). Занятия кружка нацелены на развитие коммуникативности ребенка, умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка. Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края. Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книгсборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения. Содержание разделов программы 1 раздел: «Устное народное творчество». Произведения устного народного творчества. Жанровое разнообразие произведений. Рассмотрение понятия «фольклор». Малые фольклорные формы (потешки, пословицы, скороговорки, загадки); узнавание, различение, определение основного смысла. Русские народные игры. 2 раздел «Сказка – ложь, да в ней намёк …» Русские народные сказки и сказки зарубежных классиков. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Виды сказок: волшебные, о животных, бытовые и особенности каждой из них, умения их различать. Знакомство с особенностями структуры сказки: зачин, сюжет, концовка и их нахождение в текстах. Определение идеи (главной мысли) сказки, её нравоучительный характер. Художественные произведения: 1 класс Ш.Перро «Красная шапочка», «Мальчик с пальчик», Словацкая сказка «У солнышка в гостях», Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок», С. Михалков «Как медведь трубку нашёл», Абдулла Алиш «Болтливая утка» 2 класс Итальянская сказка «Как осел петь перестал», В. Сутеев «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок», «Яблоко», Афганская сказка « Волк – ябедник», Африканская сказка «Вот так дружба!», Китайская народная сказка « Ребёнок и мудрец», « Отчего у белого медведя нос черный», Юсупов « Почему у лягушки нет хвоста», Татарские, чувашские, русские народные сказки 3 класс П.Ершов «Конёк – горбунок», А.Пушкин «Сказка о золотом петушке»,В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее», И.Сигсгорд « Палле один на свете», А. Погорельский «Чёрная курица», Арабская сказка «Синбад – мореход», «Али – Баба и сорок разбойников», Л.Кэррол «Алиса в Зазеркалье», Д.Родари «Приключения Чиполлино», «Приключения голубой стрелы» «Джельсомино в Стране Лжецов» 4 класс Сказки Леонардо да Винчи, В.Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук» Х.К.Андерсен «Русалочка», 3 раздел: «Мудрые страницы». Знакомство с жанром басни, её особенностями. Различие басни и побасёнки. Определение морали (главной мысли) басни. Знакомство с понятиями «баснописец», «аллегория». Определение видов устной речи: диалога или монолога на основе содержания текста басни. Творческая деятельность учащихся: чтение по ролям, инсценирование. Заучивание наизусть по выбору. Художественные произведения: Басни И. А. Крылова «Квартет», «Волк и журавль» и др. 4 раздел: «Жизнь дана на добрые дела». Произведения классиков отечественной литературы Х1Х – ХХ в.в., классиков детской литературы. Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал своё произведение?»), определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (синтаксическое построение предложений, единство или контрастность описаний). Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое). Письмо отзыва о герое. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения; его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою. Художественные произведения: 1 класс В.Берестов « Мастер птица», В.Катаев « Цветик – семицветик», С. Баруздин « Как Алёше учиться надоело», Е.Чарушин «Волчишко»,«На нашем дворе», Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают», В.Бианки «Хвосты», Ю.Тувим «Птичье радио», Н. Сладков «Лесные шорохи», «Как медвежонок сам себя напугал», М. Пришвин «Ёж», Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец», А. Соколовский «Бабушкина вешалка», Е. Благинина «Бабушка-забота», А.Митяев «Богатыри», В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья» 2 класс В. Сутеев «Мышонок и карандаш», Р. Киплинг «Слонёнок», Е.Пермяк «Два рассказа», «Самое страшное», В.А.Осеева «Пёрышко», « Кто всех глупее», М. Пришвин «Листопадничек», «Лисичкин хлеб», «Гаечки», «Этажи леса», К.Ушинский Рассказы и сказки, «Орел», «Трусливый Ваня», Б.Житков « Помощь идет», Е.Пермяк « Пичугин мост», С.Баруздин «Кляксы», В.Берестов «Змей – хвастунишка», А.Плещеев «Чему в школе учат», Е.Чарушин «Кошка Маруська», «Большие и маленькие», «Про Томку», Снегирев « Про пингвинов», Г.Скребицкий «Колючая семейка», М.Зощенко «Самое главное», Емельянов «Храбрая девочка», Киселев « Мальчик Огонек», Н. Г. Гарин- Михайловский «Тёма и Жучка»,Н.Носов «Огурцы», А.Гайдар « Поход», «Сказка о военной тайне», «Чук и Гек», С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике» 3 класс Т.Лихоталь «Синяк», В.Драгунский «Сестра моя Ксения», «Что я люблю», «….И чего не люблю», «Где это видано, где это слыхано», П. Бажов «Огневушка-поскакушка», «Змейка», «Каменный цветок», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», В. Осеева «Простое дело", М.Пришвин «Гаечки», «Рождение кастрюльки»,,Р.Киплинг «Маугли»,Б.Житков «Мангуста»,Л.Толстой « Как волки учат своих детей», К.Паустовский «Барсучий нос», Андреева «Кусака», А.Гайдар «Тимур и его команда», И. Тургенев «Капля жизни», И.Сигсгорд « Палле один на свете», А. Погорельский «Чёрная курица», М.Зощенко « Глупая история», И.Сухин «Вот такой затейник» Ю. Куклачев «Мои друзья кошки», В. Дуров «Наша Жучка», Е.Чарушин, В. Голявкин, Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – Охотник», Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Толи Клюквина», «Дневник Коли Синицына», К.Ушинский «Александр Невский», А. О. Ишимова «История России в рассказах для детей», А.Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше», «Пеппи длинный чулок», Э.Браун «Сипсик», Р.Распе «Самый правдивый человек на земле», Мифы и легенды, Рождение героя, Геракл в Фивах, Немейский лев, А. Волков «Волшебник изумрудного города» 4 класс С. Алексеев, Н. Шер «Рассказы о русских писателях», К. Паустовский «Далекие годы»- повесть о детстве и юности, Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы», Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ», Кир Булычов «Гостья из будущего» В.Губарев «Путешествие на Утреннюю Звезду», М.Твен «Приключения Тома Сойера» Д.Свифт «Путешествие Гулливера», Е.Велтисов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул» ,В. Медведев «Баранкин будь человеком», М. Москвина «Моя собака любит джаз» 5 раздел: «Прекрасное рядом». Стихотворная речь: узнавание, различение от прозаической речи, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи. Заучивание наизусть стихотворений по выбору. Художественные произведения: 1 класс С.Маршак «Усатый полосатый», «Детки в клетке», С.Сахарнов « Самый лучший параход», Р.Сеф. «Необычный пешеход», А. Барто «Мы с Тамарой», стихи и загадки Е. Серова, И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу», А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки», Я Аким «Неумейка», Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука», Б.Заходер «Детям», «Русачок»,Э. Успенский «Над нашей квартирой» 2 класс С.Я.Маршак «Первый день календаря», «Про одного ученика и шесть единиц», «Пудель», «Багаж», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», «Чижи», Б. Заходер «Товарищам детям», Э Шим « Чем встречают весну?», «Чем пахнет весна», «Неслышные голоса», Н.Павлова «Живая бусина», Артюхова « Трусиха», С.Михалков «Прививка», « Про мимозу»,,Е.Благинина «Чудесные часы», « Стихи о ёлке», « Вот какая мама», «Бабушка - забота», Емельянов « Рассказы о маме»,Панькин « Легенда о матерях», Трутнева « Проталинки», А.Барто « Дом переехал», « Было у бабушки 40 внучат», Э.Мошковская «Хитрые старушки», Сеф «Ключ от сказки», К.И.Чуковский «Загадки», Могилевская «Сказка о громком барабане», Стихи о Родине., Д.Хармс « Иван Торопышкин», «12 поваров», «Иван Иваныч Самовар» 3 класс Ф.Тютчев, И.Суриков, А.Блок, И. Бунин, С.Есенин, А.Плещеев, А.Милн «Непослушная мама», Б.Заходер « История гусеницы», Ю.Мориц « Жора Кошкин», Л.Яхнин « Лесные жуки», Ю.Ермолаев «Соседка по парте», Муса Джалиль «Зима», «Чулпан», 4 класс В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов, М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов, С. Дрожжин и др. 6 раздел: «Что такое? Кто такой?» Представленность справочно-энциклопедической литературы. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста). 7 раздел: «Знакомые незнакомцы». Знакомство с детской периодической печатью: журналами, газетами. Определение жанров напечатанных текстов. Распознавание произведений знакомых авторов. Подробный пересказ художественных произведений, заучивание наизусть лирических произведений по выбору. Интерпретация текстов литературного произведения в творческой деятельности учащихся: инсценировка, словесное рисование, составление текстов занимательного характера: загадок, кроссвордов. Художественные произведения: 3-4 класс Бальмонт, М.Цветаева, Пьеса-сказка «Синяя птица» Мориса Матерлинка, Журнал «Музрилка» «Уроки этикета», «Юный натуралист», «Весёлый затейник» 8 раздел: «Из любимых книг». Знакомство с произведениями классиков детской литературы. Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование, описание, рассуждение (монолог героя, диалог героев). Реализация творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Художественные произведения: 1 класс К.Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце», «Доктор Айболит», Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки» 2 класс Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» 9 раздел: «Подводим итоги». Выявление уровня сформированности читательской компетентности, самостоятельности в выборе книг; умения анализировать книгу (её составные части), а также анализ художественного произведения и характеристики персонажа. Подбор произведений происходит на усмотрение педагога, с указанием их в календарнотематическом планировании. Формы проведения занятий Беседа и обсуждение, выразительное чтение и рассказывание, литературные и ролевые игры, заочные путешествия, исследования, выставки и презентации книг, мультипликационные фильмы по произведениям детских писателей, творческие задания литературного и изобразительного характера, экскурсии, викторины, конкурсы, библиотечные уроки, двигательная импровизация под музыку, художественная мастерская. Программа курса составлена с учётом особенностей интеллектуального и физиологического развития учащихся 1-4-го классов. Программа рассчитана на 4 года обучения учащихся младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Время занятия составляет 30 минут в 1-м классе, 40 минут - во 2-4-м классах. Курс рассчитан на 33 часа в год для 1-го класса, 34 часа в год - для 2-4-го классов. Тематическое планирование занятий по программе читательский клуб «Вместе с книгой мы растем» 1 класс В.Берестов 2 Литературное слушание, « Мастер рассматривание книги, выделение птица» понятий: автор, обложка, страница, иллюстрация, заглавие. С.Маршак «Усатый « Мои первые полосатый книжки» », Из серии 3 «Ни окошек, ни дверей». Загадки 4 «Ребятам зверятах». Книги животных. о «У солнышка в гостях». Словацкая сказка. Народные и литературн ые загадки в стихах и прозе. Е.Чарушин «Волчишко » Слушание и рассматривание книг, уточнение значений непонятных слов. Групповая работа с детской книгой Литературные сказки Индивидуальная работа с детской книгой Предлагаемая к использованию литература 1 Основное содержание работы дата Тема внеклассного чтения В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира. № Чтениерассматривание книги, пересказ сюжете по вопросам учителя. Инсценирование одного эпизода по выбору: Хоровое проговаривание, Разыгрывание диалогов, пересказ по серии картинок. 1) Птицы посылают аиста и соловья учиться пению, 2) Аист у мудреца, 3) Соловей у мудреца. работа с иллюстрациями, оглавлением. Учимся разгадывать Выделение Книжки – загадки различной тематических самоделки «Загадки тематики. групп загадок, для моих друзей» иллюстрировани е. Слушание, чтение и Пересказ по рассматривание вопросам, о книги составление характеристики С. Маршак героя. «Детки в Выставка книг о животных. Выставка рисунков «Мой четвероногий друг» 5 6 7-8 9 10 11 клетке» «О хороших С.Сахарнов людях» « Самый лучший параход». Р.Сеф. «Необычн ый пешеход» А. Барто «Мы с Тамарой» Русские Игра «Вася народные – игры. гусёночек» Слушание, чтение и Выделение рассматривание фамилии автора книги-сборника. в оглавлении, беседа с элементами рассуждения, иллюстрировани е знаменитого корабля «Аврора». Найти книги, стихи, песни, журналы про «Аврору». Конкурс стихов «О хороших людях» Разучивание Выбор для себя Инсценировка с считалок для роли: ведущий, элементами хоровой выбора ведущих Вася, гусёночек. декламации. ролей. Разучивание Оформление игры по всем выставки правилам. «Народные игры, считалки. «Зарубежные Ш.Перро Чтение и Восстановление Замена писатели «Красная рассматривание диалога по характеристики детям» книги. памяти. главного героя (волк шапочка» Литературное – положительный герой; Красная Ш. Перро слушание. «Мальчик шапочка – отрицательный с пальчик» герой. «Лес не школа, Ю.Тувим Чтение, Выразительное Составление а всему учит» «Птичье рассматривание чтение выставки книг «Лес книги. (интонация: не школа, а всему радио» радость, чувство учит». облегчения, Н. Сладков «Лесные удивления, неудовольствия, шорохи». усталости). М. Пришвин «Ёж». Сказки о Русская Чтение и Рисование Утренник «Наши животных народная рассматривание петушка, сказки» сказка книги воспроизведение «Петушок сюжета сказки – золотой по вопросам учителя. гребешок» Угадайка. Стихи загадки «Подскажи С. Михалков «Как медведь трубку нашёл» Стихи и Чтение и и загадки Е. рассматривание Серова книги – сборника, отыскание Отыскание Изготовление новых загадок в книжки детских книгах, самоделки. журналах, – словечко» 12 13 14 1516 17 18 знакомых загадок, воспроизведение тех, которые запомнили. Знакомство с понятием «рифма». Друзья детства К.Чуковски Чтение и й рассматривание «Бармалей книги. Знакомство с », понятием «Краденое «Сказочный зачин». солнце» К.Чуковски Чтение и Из серии й «Доктор рассматривание книги, выборочное « Мои первые Айболит» чтение. книжки» «Ступеньки мастерства» Конкурс загадку». «Загадай Разучивание Инсценировка хвастливой и сказки, оформление жалостливой выставки книг К. И. песен Танечки и Чуковского. Ванечки. Запись на карточках героев. Самостоятельно е чтение надписейзаглавий предугадывание продолжения содержания. А. Чтение и Изготовление Томилин рассматривание игрушки из «Сказка о книги, словарная бумаги, Веселом работа «мастер на пластилина по мастере на все руки». страницам книг. все руки», Я Аким «Неумейка » О наших Н.Носов сверстниках «Метро», «Телефон», «Леденец» А. Соколовск ий «Бабушкин а вешалка», Е. Благинина «Бабушказабота» Народные по выбору сказки учителя Литературные сказки Интернете. Литературный эксперимент: сравнение сказки в стихотворной форме (по Гью Лофтингу) и прозе. Игра-драматизация. Чтение и Работа с Разучить игры по рассматривание иллюстрациями, сюжетам известных книги, чтение по составление песен и сказок. ролям. характеристики главных героев. Рассматривание Составление книги, чтение характеристики сказки героев, выборочное чтение. по выбору ЧтениеИллюстрирован учителя рассматривание ие выбранного сборников сказок эпизода. Работа с содержанием. Составление выставки книг «Народные сказки». Литературная викторина «Мы любим сказки» по мотивам литературных и 19 20 21 22 23 24 25 Стихи о И. Суриков родном крае «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу». О героях А.Митяев «Богатыри » Рассматривание сборника стихов И. Сурикова, выразительное чтение. Литературное слушание, чтение и рассматривание книги, введение понятия «былина» Заучивание стихотворения наизусть. Нарисовать иллюстрацию к былине, научиться правильно называть предметы вооружения русских воинов. О доброте В.Осеева Чтение и Придумать своё «Добрая рассматривание название сказки. хозяюшка» книги. Пересказ сказки , «Синие от имени листья» девочки, петушка. «Поговорим о Стихи о Рассматривание Заучивание наших мамах» маме: Е. сборника «О одного Благинина мамах», стихотворения «Посидим выразительное наизусть. в тишине», чтение «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука» и др.. «В стране Б.Заходер Рассматривание Разучивание Вообразилии» «Детям», сборника Б. повторяющихся Э. Заходера «В стране четверостиший. Успенский Вообразилии», «Над выразительное нашей чтение выбранного квартирой» стихотворения. . Знакомые Н.Сладков Чтение и Нарисовать незнакомцы «Как рассматривание каким ты себе медвежоно книги, представил к сам себя воспроизведение медвежонка, напугал». содержания по зайчонка. Б. Заходер иллюстрациям. «Русачок». Книги о Е. Рассматривание Пересказ по животных Чарушин сборника книг «О серии картинок, «На нашем животных», выбрать самый дворе», Ю. комментированное радостный Дмитриев чтение. эпизод, самый «Дети грустный. всякие Выделение бывают». научноВ.Бианки познавательных народных сказок Устный журнал «Родной край» Составление книжной выставки «О богатырях и о подвигах». Беседа-дискуссия с элементами инсценировки. Конкурс стихотворений маме. о Парад домашних творческих достижений «В стране Вообразилии» Словесное рисование портрета главного героя. Оформление выставки книг «О животных». Составление правил обращения с домашними животными «Братья наши меньшие» Воспроизведение диалогов по памяти. Загадывание друг другу загадок о сведений. Нарисуй рисунок к произведению. О любимых Э. Рассматривание Вспомнить игрушках Успенский сборника стихов стихи про зайку, «Чебурашк «Игрушки», мишку и т.д а», А. выразительное Осмысление Барто чтение содержания в «Игрушки» стихотворений. форме разгадывания загадок. О чем я В.Катаев « Литературное Разучивание мечтаю Цветик – слушание, чтение и волшебной семицветик рассматривание песенки. » книги. Рисование цветикасемицветика. Соотнесение эпизодов сказки с лепестками волшебного цветка. Про школу. С. Литературное Воспроизведени Баруздин « слушание, е содержания по Как Алёше рассматривание вопросам учиться книги: содержание, учителя. надоело» иллюстрации; творческое чтение. Экскурсия в Выставка Знакомство с Работа с школьную хранилищем книг выставкой книг. библиотеку « Книги для летнего чтения» Первичное Тестирован Составление диагностирова ие индивидуальног ние о списка летнего читательского чтения по кругозора итогам тестирования. «Хвосты». 26 27 2829 30 3133 животных. Выставка рисунков к знакомым стихам А. Барто по выбору. Составление книжной выставки «Стихи Барто». Драматизация правильным интонированием реплик. с Беседа-дискуссия с элементами инсценировки. Составление памятки «Правила чтения и сохранности книг и журналов». В результате реализации программы учащиеся 1 класса должны уметь: Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка. Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану. Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом. Раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им. Уметь сопоставлять слова, близких по значению; понимать их значения в контексте: различение простейших случаев многозначности слов, Отыскивать в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин. Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку. Сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее, ценить образность в изображении предмета загадки. 2 класс 2 3 4 о С.Я.Маршак и «Первый день календаря», «Про одного и «Здравствуй ученика , осень шесть золотая! единиц» Школа, солнцем А.Плещеев залитая» «Чему в школе учат» Сказки о В. Сутеев «Мышонок и животных карандаш». «Трудолюби вым да Р. Киплинг сообразител «Слонёнок» ьным никакая беда не страшна» Загадки о Сеф «Ключ от животных сказки», Учись отгадывать загадки: сам догадайся и товарищу объясни. Учись дружить К.И.Чуковски й «Загадки», Русские народные загадки. Е.Пермяк «Два рассказа», «Самое страшное», Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показывать друзьям. По желанию выучить одно стихотворение о школе наизусть. Групповая работа с детской книгой Индивидуальн ая работа с детской книгой Стихи школе детях Основное содержание работы 1 Предлагаемая к использовани ю литература дата Тема внеклассного чтения В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. Среди произведений учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. № Конкурс стихов о школе. Фотовыставка «Мой первый день в школе» с четверостишием о школе собственного сочинения. Определение Пересказ по Разыгрывание сказки особенностей жанра иллюстрациям по ролям. сказок о животных. . Принести в читательский уголок свою книгу сказок о животных. Учить отгадывать загадки, находить ключевые слова, ориентировать в теме чтения по заглавию. Разучить одну загадку наизусть. Поиск загадок для составления классного сборника загадок. Выразительное Найти чтение с пословицы о интонацией дружбе и сочувствия, обиды, друзьях сопереживания. Составление классного сборника загадок Мозговой штурм «Учись дружить». Инсценировать отдельные эпизоды произведения. В.А.Осеева «Пёрышко» 5 Здравствуй, осень! М. Пришвин Определять жанр Подготовка «Листопаднич произведения и рисунков Устный журнал « Осень в моём городе» ек» 6 тему, составлять план произведения. Худому Итальянская Учить работать с делу - худой сказка «Как книгой: обложка, конец. осел петь иллюстрации, автор, тема, жанр. перестал», «Осень в моём городе» Придумать Разыгрывание сказки своё С.Михалков «Аисты и оригинальное лягушки» продолжение сказки. С.Баруздин «Кляксы», 7 8 9 10 11 В.Берестов «Змей – хвастунишка» Стихи о Могилевская Чтение Родине «Сказка о рассуждение Здравствуй, громком прочитанном страна барабане», героев, Стихи о страна Родине., мечтателей, страна учёных!... Весёлые стихи «На ярмарке» и Подготовить о выразительное чтение стихотворений о Родине. Подбор книг для тематической выставки книг «О Родине» Д.Хармс « Обзор различных Придумать и Иван изданий одного нарисовать свою обложку Торопышкин» произведения. книги к понравившему Э.Мошковска ся я «Хитрые произведении старушки» С.Маршак «Пудель», «Багаж» Малые фольклорные жанры. Выделение отличительных особенностей русского фольклора. Сказки о В. Сутеев Определение темы «Палочка – чтения с опорой на животных выручалочка» иллюстрации, «Мешок заглавие, фамилию Хорош тот, , автора. у кого яблок», «Яблоко» умная голова и доброе сердце Рассказы о М.Пришвин Отработка связи « «Лисичкин писатель - книги – животных. хлеб», тема» Остановись! «Гаечки», Присядь! «Этажи леса» Нагнись! И под ноги К.Ушинский Составление устных иллюстраций к произведению «Сказка о громком барабане» Работа иллюстрациями произведениям, художники иллюстраторы. с к – Выучить потешку, считалку,небы лицу. Сочинение сказки о неживом предмете ( портфель, кружка, ботинок, ручка и т.д.) Конкурс на лучшего чтеца скороговорок Принести картинки, иллюстрации, фотографии с изображением птиц нашего города. Беседа и рассуждение по прочитанному, составление памятки «Учись наблюдать» Оформление и выбор сказок для создания классного сборника «Сказки о …» 12 13 14 15 16 взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни….» Забавные стихи Рассказы сказки, «Орел» и « Выразительное чтение с интонацией юмора, радости. Обратить Не любо – не смейся, а Хармс «12 внимание на связь « тема – автор» другим не поваров», мешай. «Иван Иваныч Самовар», « Иван Торопышкин» Сказки и стихи о приключени ях и волшебстве А.Барто Дом переехал», Э.Мошковска я «Хитрые старушки» Е.Благинина «Чудесные часы», « Стихи о ёлке» Н. Носов «Приключени я Незнайки и его друзей» Я ещё не волшебник, я только учусь. Рассказы и М.Зощенко стихи о «Самое подвигах главное» Выбор отрывка для заучивания наизусть. Детальный анализ Сочинить стихи о своих произведения. друзьях Отработка связи «жанр – книги», уметь читать надписи на обложке при усложненном оформлении книг. Упражнять в умении предугадывать примерное содержание по Емельянов названию, началу, «Храбрая иллюстрациям девочка» ,используя внешние приметы или прежний опыт. Тебе Е.Чарушин Умение найти смешно, а «Кошка название книги на мне до Маруська», корешке. Тема и сердца В.Осеева « жанр произведения. дошло Кто всех глупее». Выразительное чтение с интонацией сочувствия, грусти, радости. Сказки о Афганская Разграничивать настоящей сказка « Волк книгу – дружбе. произведение и – ябедник» Составление выставки книг по теме, обмен книгами, составление памятки «Бережного отношения к книге» Читательская конференция «Приключения Незнайки и друзей» его Характеристик Беседа-диспут. а поступка, героев. Написать Фото- выставка «Мои рассказ о четвероногие друзья» случае с вашей с комментариями кошкой. Выделение основных характеристик «настоящего Оформление плаката «Настоящий друг» на основе «мозгового штурма» Африканская книгу – сборник сказка «Вот так дружба!» 17 18 19 20 21 друга» по прочитанным сказкам.Соста вить рассказ о своём лучшем друге. О героизме С.Маршак Выборочное чтение Отбирать, Составление советов «Рассказ о характеристики рассматривать для тех, кто хочет и трусости неизвестном главных героев. и приносить в быть храбрым. Озаглавливание класс книги о Слава греет герое», тематической храбрости. – позор «Пожар» выставки. жжет Артюхова « Трусиха», С.Михалков «Прививка», К.Ушинский «Трусливый Ваня» Жизнь дана Б.Житков « Выделение Составление на добрые Помощь ключевых эпизодов рассказа о дела. по вопросам своём добром идет» учителя. поступке. всех Е.Пермяк « Закрепление Пичугин приобретенных знаний. мост» Произведен Киселев « Установка на Составление ия о ребятах Мальчик знакомство с характеристик – Огонек», книгой, начиная с и сверстниках С.Михалков « фамилии автора положительно . – го и Про мимозу» (знаком незнаком). отрицательног о героев. Н. Г. Гарин- Интонированное Пересказ от Михайловски чтение лица главного й «Тёма и произведений. героя. Жучка» Родину – А.Гайдар « Детальный анализ Подобрать мать учись Поход», произведений, пословицы и защищать. «Сказка о характеристика черт поговорки о военной характера. Родине. тайне» Учить Выделение для С.Могилевска озаглавливать себя я «Рассказ о тематическую нравственных смелом выставку. качеств. барабанщике» Нет лучше Е.Благинина « Знакомство с Сочинение дружка, чем Вот какая понятием стихов о маме родимая мама», «легенда». и для мамы матушка «Бабушка - Выразительное (буриме) чтение забота», стихотворений, Емельянов « анализ содержания. Рассказы о Разгадывание кроссворда « О героях храбрецах» Оформление выставки книг «Товарищам детям» Беседа-дискуссия элементами инсценирования. Сборник нашего «Самая, самая…» с стихов класса самая, маме» Панькин Легенда матерях» 22 « о Трутнева « Проталинки» Книги о А.Барто « ребятах и их Было у делах бабушки 40 внучат» С.Маршак «Чижи» 23 Там, где раз Китайская Умение находить в пророс народная книгах общие вопрос, сказка « признаки зреет Ребёнок и крепкий мудрец», « разум Отчего у белого медведя нос черный» 24 Басни дедушки Крылова 25 Весна, весна на улице, весенние деньки! 26 Выделение Выбор для поведенческих себя роли в характеристик инсценировке героев для дальнейшего инсценирования. Юсупов « Почему у лягушки нет хвоста» Басни И. А. Крылова «Квартет», «Волк и журавль» и т. д. Б. Заходер «Товарищам детям», Э Шим « Чем встречают весну?» Э. Шим «Чем пахнет весна». Знай и люби Е.Чарушин родную «Большие и природу! маленькие», «Про Томку» Снегирев « Про Понятие «авторская выставка», выразительное чтение басен, умение выделять мораль басни. Обратить внимание на связь « тема – автор». Передача весеннего настроения при выразительном чтении. Собрать книги в уголке чтения, которые нуждаются в ремонте, и поработать «доктором» в «книжкиной больнице» Подумать, на Литературная какой вопрос «Почемучка» вам хотелось бы получить ответ Выучить какой- нибудь отрывок из басни И. А. Крылова. Моя иллюстрация к любимой басни. Придумать своё название стихотворения м. Словесное изображение весенних картин. Обобщить Пересказ прочитанное, плану. нахождение логических связей в произведении. игра Игра – «Угадай» (узнать, какая басня И. А. Крылова проиллюстрировано) Составление устного журнала «Весна, весна на улице…» по Работа с толковыми словарями Ожигова, Даля 27 28 29 30 3132 3334 35 Произведен ия о растениях. Думаешь – чудеса далеко, а они тут, рядом. Сказки разных народов пингвинов» Г.Скребицкий «Колючая семейка» Э.Шим Устанавливать «Неслышные связь « автор голоса»Н.Пав книга – тема». лова« Живая бусина» Татарские, чувашские, русские народные сказки Все за Н.Носов одного, а «Огурцы», один за всех, тогда А. Гайдар и в деле «Чук и Гек» будет успех Любимые Книги стихи и сказки для детей Обобщающ ие занятия Выделение – ключевых эпизодов произведений. Знакомство с особенностями сказок разных народов, их оформление. Формирование нравственной позиции младшего школьника. Повторение правил гигиены чтения. посещение городской библиотеки; Создание диафильма «Живая бусина» Пересказ Составление сказки от «сказочного словаря». имени героя. Составление Дискуссия «Моё вопросов по отношение к тому, что произведению. «плохо лежит» Выбор стихотворений для выразительног о чтения Подготовка к КВН - просмотр детского фильма; - просмотр театрализованного представления; Путешестви Проведение Подготовить е в мир события с вопросы литературно обобщением командам го чтения полученных знаний Итоговое Тестирование Составление диагностиро по выявлению списка для вание. читательского летнего чтения кругозора. с учётом степени усвоения прочитанных произведений. Оформление выставки книг. Конкурс стихов КВН « В Читалии» стране Праздник «Папа, мама, я – читающая семья» Оформление уголка летнего чтения В результате реализации программы учащиеся должны: знать/понимать • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; уметь • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения; • пересказывать текст; • делить текст на смысловые части, составлять его простой план; • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения; • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); • создавать небольшой устный текст на заданную тему; • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные; • различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • самостоятельного чтения книг; • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии); • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками). 3 класс 4 5 Групповая работа с детской книгой 3 П.Ершов «Конёк – горбунок» А.Пушкин «Сказка о золотом петушке» В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее» Детские Энциклопеди энциклопед и о ии растениях, животных, географии, истории и т.д. Стихи о Ф.Тютчев, природе. И.Суриков, Страницы А.Блок, И. русской Бунин, классики. С.Есенин, А.Плещеев Рассказы Т.Лихоталь современны «Синяк», х писателей о детях Рассказы В.Драгунског о «Сестра моя Ксения», «Что я люблю», «….И чего не люблю», «где это видано, где это слыхано» Волшебный П. Бажов мир сказок «ОгневушкаБажова поскакушка», «Змейка», «Каменный Индивидуальн ая работа с детской книгой 2 Стихотворн ые сказки Основное содержание работы 1 Предлагаемая к использованию литература дата Тема внеклассного чтения Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских журналов. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. № Особенности стихотворных сказок, Выучить отрывок наизусть Сравнительная характеристика героев Особенности энциклопедических публикаций. Находить в большом потоке информации интересующую информацию Создание энциклопедии школьных принадлежностей. Рифма, строфа, олицетворение, сравнение, эпитет. Основы стихосложения: синквейн Рассуждать о прочитанном, сравнивать с реальными жизненными ситуациями. Сочинить Сочинение синквейн о друге синквейна о лете. Выделение особенностей уральских сказаний. Мини-рассказ Оформление «Я умею, я плаката «Умельцы могу» нашего класса» Сравнение сказок разных авторов. Сочинить свой Сравнение себя рассказ «Что я героями люблю» произведений В.Драгунского с цветок» 6 7 8 9 Произведен Дж. Родари Рассуждать с ия о тех, кто «Чем пахнут опорой на трудится прочитанное ремесла?», произведение. В. Осеева «Простое дело" Книги о М.Пришвин Деление природе и «Гаечки» произведения на человеке смысловые части. Р.Киплинг «Маугли» Б.Житков «Мангуста» Рассказы о Л.Толстой « животных Как волки учат своих детей», К.Паустовски й «Барсучий нос», Андреева «Кусака» Книги о А.Гайдар ребятах и их «Тимур и его делах команда». 10 Произведен И. Тургенев ия о долге и «Капля храбрости жизни» 11 Произведен А.Милн ия о мамах «Непослушна и детях я мама» 12 13 Находить ответы Суд над ленью на вопросы в (судья, адвокат, произведении. защитник, свидетели) Находить в Озаглавливание произведении частей. понравившиеся отрывки Чувства, эмоции героев и читателей. Мастерство писателя. Сочинение Сборник стихотворения стихотворений «Про «Я….»(Словами нас» «Я» начинается каждая нечетная строка) Работа с текстом: выборочный пересказ, устное иллюстрирование Составление характеристики героя по его поступкам и жизненным ситуациям Выразительное чтение стихотворений: передача любви и уважения тембром и темпом чтения Литературное слушание. Анализ произведения. Пересказ отрывка прочитанного произведения. Найти и принести книги с произведениями о долге и храбрости. Выучить стихотворение о маме. Выставка А.П.Гайдара. Иллюстрация с комментариями, составление вопросов по тексту Составление кроссворда использованием составленных вопросов Сказки о И.Сигсгорд « приключени Палле один на ях детей свете», А. Погорельский «Чёрная курица» Весёлые М.Зощенко « Особенности истории Глупая произведений юмористического история» жанра. И.Сухин «Вот такой книг Выставка книг о долге и храбрости. Конкурс стихотворений маме Мини рассказ Составление «История из диафильма моего детства» прочитанному произведению о с к 14 15 16 17 18 19 20 21 22 затейник» Сказки Арабская народов сказка разных «Синбад – стран мореход», «Али – Баба и сорок разбойников» Книги о Ю. Куклачев дружбе и «Мои друзья взаимопомо кошки» щи В. Дуров «Наша Жучка» Книги Е.Чарушин, писателей, которые В. Голявкин иллюстриру ют свои произведени я. Как Б.Заходер « рождается История герой гусеницы», Ю.Мориц « Жора Кошкин», Л.Яхнин « Лесные жуки» Люби живое М.Пришвин «Рождение кастрюльки», Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – Охотник» По Ю.Ермолаев страницам «Соседка по детских парте», журналов журнал «Мурзилка» «Уроки этикета» Учусь Бальмонт, сочинять М.Цветаева Твоя книжная полка Особенности арабских сказок Иллюстрация с Составление брейк комментарием – сказки. (отрывок из произведения к иллюстрации) Особенности произведений, написанных не писателем, а людьми разных профессий. Мини сочинение «Моя кошка», «Собака-друг человека». Газета с фотографиями, рисунками и сочинениями «Мои друзья –кошки, собаки» Работа художникаиллюстратора. Значение иллюстрации в раскрытии содержания произведения. Темп чтения, передача настроения голосом. Иллюстрирован ие понравившегося эпизода. Составление диафильма прочитанному произведению Выразительное чтение выбранного стихотворения Конкурс на лучшего чтеца к Отражение Выразительное Устное биографии и чтение отрывка иллюстрирование интересов писателя произведения. в его произведениях. Анализ поступков героев, предложение своего решения проблемы, ссоры возникшей среди героев произведения. Жанры литературы. Стихосложение - 11 словие Формулировани Составление е своего памятки «За отношения к школьной партой» происходящему в произведении. Сочинение 11 – Создание классного словия. сборника стихотворений «Мы творим!» Н.Носов Детальный анализ Подготовка к КВН « С героями «Витя Малеев произведения. КВН Н.Носова» в школе и дома», «Приключени я Толи 23 24 25 Страна Фантазия Муса Джалиль любви Родине. о к 26 Разножанро вые произведени я о ратных подвигах родного народа 27 Зарубежные писатели детям 28 Мифы легенды древней Греции и Клюквина», «Дневник Коли Синицына» Л.Кэррол Анализ Подготовка «Алиса в произведения по иллюстрации к вопросам учителя. игре « Угадай Зазеркалье» произведение, зачитай Д.Родари отрывок» «Приключени я Чиполлино», «Приключени я голубой стрелы» «Джельсомин о в Стране Лжецов» Стихотворени Патриотизм и Подготовка к я Мусы любовь к родине в выразительному Джалиля стихотворном чтению «Зима», жанре. «Чулпан». К.Ушинский История на Поиск «Александр страницах произведений по Невский», А. художественных теме занятия. О. Ишимова произведений. «История России в рассказах для детей». А.Линдгрен Особенности Выразительное «Карлсон, произведений чтение отрывка который зарубежных с коротким живет на писателей имена комментировани крыше», героев, бытовые ем общего «Пеппи особенности, сюжета. длинный обычаи и т.д. Составление чулок» вопросов по услышанному Э.Браун отрывку «Сипсик» произведения. Р.Распе «Самый правдивый человек на земле» Рождение Литературное Пересказ героя, Геракл понятие «миф», выбранного «легенда». мифа или в Фивах, Сравнение жанра легенды. «Мифы» со сказкой. Немейский лев. Игра« Угадай произведение, зачитай отрывок» Конкурс на лучшего чтеца патриотического стихотворения Оформление читательского уголка, экскурсия к памятнику воинам ВОВ Ответы на вопросы учителя по содержанию прочитанного. Составление кроссворда «О мифах и легендах» 29 30 Книги, которые надо читать долго 31 Театр и Пьеса-сказка литература «Синяя птица» Мориса Матерлинка Обобщающ ие занятия в конце каждого полугодия 32 А. Волков «Волшебник изумрудного города» Особенности чтения книг большого объёма. Составление плана, опорные слова и предложения. Подготовка к конференции: рисунки, подготовка вопросов, инсценирование эпизода и т.д. Введение понятия Выбор и «пьеса», структура разучивание пьесы, драматургия. роли - просмотр детского Подготовка КВН фильма; Читательская конференция произведению «Волшебник изумрудного города» по Игра-драматизация «Синяя птица» к КВН « В стране Читалии» просмотр театрализованного представления; посещение городской библиотеки; 33 34 - КВН « В стране Читалии» Обобщающ Мероприятие с Подготовить ее занятие с родителями по вопросы родителями привитию викторины читательского интереса. Итоговое Тестирование Составление диагностиро по выявлению списка для вание. читательского летнего чтения с кругозора. учётом степени усвоения прочитанных произведений. «Литературная гостиная» Оформление уголка летнего чтения. В результате реализации программы учащиеся 3 класса должны уметь: Самостоятельно делить текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, определять с помощью учителя темы произведения и его смысла в целом. Составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя. Словесно рисовать картины к художественным текстам. Составлять рассказ о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса. Самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий. Сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя). Понимать образные выражения, используемые в книге. Ориентироваться в книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в книге произведений, близких по тематике, самостоятельное составление заданий к тексту. Коллективная драматизация художественных произведений. Введение игровых ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя; Коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников. 4 класс Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется содержание произведений. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Тема Предлагаемая к Основное Индивидуальная Групповая работа с № дата 1 2 внеклассног о чтения использованию литература О чём рассказыва ют журналы? Детская периодическа я печать: журнал «Музрилка», «Юный натуралист», «Весёлый затейник» и т.д. «Где, что, Книгикак и справочники, почему?» энциклопедии 3-4 «Вчера сегодня» и Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях . 5-6 «Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечествен ной войны ?» 6-7 «Из истории Книги нашей далеких времени Родины» событиях Книги о ребятахсверстниках, участниках ВОВ о по и содержание работы работа с детской книгой Углубление Отбор и чтение сведений о материалов из периодической периодики. печати. Знакомство с журналом «Юный натуралист» детской книгой Организация в уголке чтения раздела периодической печати. Составление устного журнала. Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгахсправочниках. Изготовление книжкисамоделки «Знаете ли вы?». Работа со справочной детской литературой. Упорядочение и Отбор и чтение систематизация книг по теме доступного круга «Вчера и чтения по теме. сегодня». Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений из науки и техники. Анализ и оценка Оформление умения коротко, аннотаций на понятно, интересно прочитанные рассказать о книги. прочитанной книге. Знакомство с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования. Рассказы о героях Устное прочитанных книг, аннотирование составленные по книг по теме разным источникам. урока. Чтение Выступление на заседании научного общества учеников начальных классов «Росток» Подбор книг уголке чтения серии: «Героические биографии. Легендарные герои». в по Подготовка и проведение тематического устного журнала «Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны ?» Презентация «Страницы прошлого в картинах русских 8-9 1011 1213 1415 людях, оставшихся в памяти народа на века. Знакомство с творчеством С. Алексеева. «В путь, Книги о друзья!» путешествиях и путешественн иках, настоящих и вымышленны х «Обыкновен Художествен ная ные биография в произведения, необыкнове автобиографи нное время» и, письма, дневники А. Гайдара; воспоминания , заметки о А. Гайдаре. «Родные поэты». «Творцы книг» Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей: В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов, М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов, С. Дрожжин и др. Рассказы о писателях, о художниках иллюстратора х и о тех, кто книги печатает. Н. Шер Выделение книг С. Алексеева и знакомство с творчеством этого писателя. рассказов и очерков о героях наших дней из детской периодики, в Интернете. художников» или альбом-самоделка «Из истории нашей Родины» Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание. Знакомство с новым видом издания – с собранием сочинений писателя. Выборочное чтение, пересказ, декламация отрывков, воссоздающих образ А. Гайдара – бойца, писателя, гражданина. Знакомство с широким кругом поэтов-классиков, с тематикой их творчества. Чтение избранных стихов наизусть. Составление заданий для литературного марафона. Подготовка и проведение литературного марафона «В путь, друзья!» по материалам прочитанных книг. Самостоятельно е рассматривание четырехтомника (Собрание сочинений А. Гайдара). Оформление аннотированных карточек по данному изданию. Оформление презентации «Книги Гайдара и о Гайдаре». Беседа о том, с какими книгами познакомились, кто какое направление выбрал для самостоятельного чтения, о чем узнал. Заполнение дневника чтения новыми материалами о писателях, поэтах, художниках, печатникахполиграфистах. Читательская конференция по повести Гайдара «Тимур и его команда» Чтение стихов Литературная игра ряда поэтов- «Знаешь ли ты классиков. поэтов-классиков?» Отбор нескольких стихотворений для чтения вслух, наизусть. Коллективная презентация «Творцы книг». Оформление выставки книг приключенческого жанра. 1617 1819 2021 «Рассказы о русских писателях», К. Паустовский «Далекие годы»повесть о детстве и юности, Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»повесть о детстве. «Бороться и Р. Л. искать, Стивенсон найти и не «Остров сдаваться!» сокровищ» Кир Булычов «Гостья из будущего» В.Губарев «Путешествие на Утреннюю Звезду» «Ступеньки Сказки мудрости» Леонардо да Винчи «От благодарны х читателей» 2223 2425 26 «Современн ые писателидетям» Углубленное Оформление рассмотрение книг читательского приключенческого дневника. жанра. Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений, мудрых советов. М.Твен Анализ книг. «Приключени Выделение я Тома эпизодов, воспитывающих Сойера» чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание, уважение Д.Свифт «Путешествие к старшим. Гулливера» Е.Велтисов Знакомство с «Мальчик из широким кругом чемодана», современных «Миллион и писателей, с один день тематикой их каникул» творчества. Анализ В. Медведев произведений. Литературная викторина по произведениям раздела «Зарубежная приключенческая классика» Подбор сведений о Леонардо да Винчи, его творчестве, научной деятельности, для составления презентации Оформление презентации «Ступеньки мудрости». Формулировани е своего отношения к происходящему в произведении, составление характеристики главных героев. Составление диафильма одному произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление выставки книг. Самопрезентация «Книга, которую советую вам прочитать» по из 2728 2930 «Баранкин будь человеком» «Мечты в М. Москвина Стимулирование рассказе М. «Моя собака самостоятельной Москвиной» любит джаз» творческой деятельности, всесторонний анализ произведения. «С моей В.Гауф Упорядочение и книжной «Карлик систематизация полки» Нос», доступного круга «Маленький чтения по теме. Мук» 31 32 «О чём можно, о чём нужно, о чём хочется читать» 3334 Итоговое диагностиро вание. Литературный Заседание эксперимент: литературного кафе сравнение «Бейт-мидраш» звучания джаза и его описания. Оформление читательского дневника. Составление заданий по данным произведениям Х.К.Андерсен (вопросы, «Русалочка» кроссворды, ребусы, пиктограммы и т. д.) КонтрольноПроверка уровня Составление установочное усвоения читательских занятие. учащимися планов на специальных будущее. знаний, умений и навыков, полученных в системе внеклассного чтения за 4 года. Установка на самостоятельное чтение в 5 классе. Тестирование Составление по выявлению списка для читательского летнего чтения с кругозора. учётом степени усвоения прочитанных произведений. Литературная игра «Ты мне, я тебе» по прочитанным произведениям. Составление выставки книг «В помощь юному читателю» и «путешествие» по выставке с экскурсоводомстаршеклассником. Оформление уголка летнего чтения. В результате реализации программы учащиеся 4 класса должны: Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; Придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение; Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный); Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования; Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания; Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения; Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ; Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания. К концу обучения в начальной школе, в результате освоения содержания программы литературного кружка «Как хорошо уметь читать…» у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, готовность обучающихся к дальнейшему образованию. Список литературы: 1. Власова Е. Проектная форма урока //Школьная библиотека. - 2011. - № 8. - с. 42-45. 2. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях /Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова: Учебно-методическое пособие. - М.: Школьная библиотека, 2012. - 208 с. 3. Краткий справочник школьного библиотекаря/О.Р. Старовойтова при участии Т.И. Поляковой, Ю.В., Лисовской; Под общей редакцией Г.И. Поздняковой. - СПб: Профессия, 2001.-352 с. - (Серия «Библиотека») 4. Николаева Л.А. Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. -2-е изд., изм. и доп. -М.: Просвещение, 2012. - 191с. 5. Чулкина Г. Опять урок!: Программа «Библиотечно-информационные знания младшим школьникам». -Библиотека в школе. - 2000. - №5. - С. 12-13 6. Жиренко О.Е. «Внеклассные мероприятия. 1 класс» - М.: ВАКО, 2006 7. «Родничок». Книга для внеклассного чтения в 1 классе. - Тула: «Родничок», 2008 8. Белоусенко А.В. Волшебный мир сказок: утренники. - Волгоград: учитель, 2009 9. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. - «Лада», Москва, 2006 10. ВолинаВ.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994 11. Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. - Москва, «5 за знания», 2006 12. Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. - Тверь, 2005 13. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. - Москва, 2001 14. Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. - М.: АРКТИ - 2006 15. Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987. 16. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. -М.: Педагогика, 1980 17. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. - М.: Педагогика, 1980 18. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. - Ярославль, «Академия развития», 2006 19. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру - к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. - «Лист», Москва, 1997 20. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под.ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель,2007 21. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины).- Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006 22. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. - М.: 1994 23. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006 Литература для учителя: 1. Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык,1987. 2. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999. 3. Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990. 4. Русские писатели XXв. Биогр. слов. / Сост. и глав.ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000. 5. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. - М.: Педагогика, 1980 6. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. - М.: Педагогика, 1980 7. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. - Ярославль, «Академия развития», 2006 8. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру - к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. — «Лист», Москва, 1997 9. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под.ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007 И. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). - Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006 10.Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. - М.: 1994 11.Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006 Литература для учащихся: 1. Азбука. / Сост. Л.Н. Власенко. - М.: Эгмонт Россия Лтд., 2000 2. Азбука в загадках: книжка-раскраска- М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004. 3. Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. - М.: ООО «Издательство Артель». - 2004 4. Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. - М.: Планета детства. - 2001 5. Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». - Киров. -2003 6. Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. - М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002 7. Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми - М.: ООО «Издательство Астрель»: - 2002 8. Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. - М.: Айрис - Пресс: Рольф.» 2001 9. Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок - М.: ООО «Издательство АСТ» Донецк: Сталкер. 2001 10. Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. - М.: ЗАО «БАО - ПРЕСС». 2002 11. Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. - М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА» 2003 12. Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет. /Сост. Е. Кожедуб. - М.: ОЛМА ПРЕСС Эклибрис, 2002 13. Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. - М.: Детская литература , 1984 14. Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. - М.: Просвещение, 1992 15. Светлый мир. Произведения русских писателей. /Сост. Е.А. Копытова. Ижевск. 1998 Материально-техническое обеспечение программы: - книжный фонд; медиатека; видеотека; телевизор, видеомагнитофон; - принтер; бумага; цифровой фотоаппарат; компьютер; мультимедийное оборудование: экран и мультипроектор. Оценка результатов и способы определения эффективности - Театрализованное представление; выставка творческих работ; проектная работа; - анкетирование; - тестирование.