Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Школа крепкой семьи» для учащихся 1-4 классов «Живая вода» Цель: развитие духовно-нравственного потенциала личности ребенка, формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, развитей общей культуры, активной жизненной позиции, навыков позитивного взаимодействия с окружающим миром. Задачи: - формирование у учащихся мотивации и потребности в развитии своего нравственного потенциала, самосовершенствования; - формирование навыков регуляции собственного поведения на основе осознанного нравственного выбора, защита от рискованного поведения; - повышение социальной и персональной компетентности детей за счет овладения ими информации о себе и окружающем мире, нравственных ценностей; - осознание и принятие духовно-нравственных ценностей, уважительного отношения к семье, родным и друзьям, к своему городу и стране. Общая характеристика курса Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, обучения и воспитания здорового образа жизни. Занятия проводятся в форме бесед, дискуссий, игр, театрализации. Большое место уделяется практическим занятиям. Виды деятельности: изобразительная, художественная, чтение, игровая, театрализованная. Формы подведения итогов реализации образовательной программы: выставка творческих работ, конкурс сочинений, выставки рисунков. У учащихся продолжится формирование ряда личностных качеств: любви к своей семье, к ее истории, гордости за её достижения, за свою семью и предков, любви и уважению к ровесникам, к близким людям. Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты: - овладение навыкам составления герба семьи; - овладение навыкам составления генеалогического древа семьи; - овладение приёмам общения с членами семьи; - формирование навыка поиска информации и надлежащим образом её оформлять; - формирование навыка работы в группах; - овладение приёмам саморегуляции и конструктивного решения возникающих в семейной жизни проблем; - понимание важности значения семьи в жизни человека и общества; - понимание ценности семейной жизни, уважительно относиться к членам семьи; Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: -определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. -проговаривать последовательность действий на кружке -учиться высказывать своё предположение. -учиться работать по предложенному плану. -самостоятельно формулировать тему и цели - составлять план решения проблемы совместно с учителем. -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. -становление внутренней установки поступать согласно усвоенным нравственным ориентирам. Познавательные УУД: -находить ответы на вопросы. -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. -преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять план, таблицу, схему, подробно пересказывать небольшие тексты. -осуществлять анализ и синтез. -устанавливать причинно-следственные связи. -строить рассуждения. Коммуникативные УУД: -оформлять свои мысли в устной и письменной форме. -слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания. -учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли. -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; -высказывать и обосновывать свою точку зрения. -слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. -задавать вопросы. Предметные результаты: - знание истории своей семьи и своего рода в целом; - знание основных понятий курса; - знание системы родства и свойства, термины русского родства; - знание происхождения имен и фамилий; - знание функций и виды семей; - знание признаков счастливой семьи, принципы существования и сохранения счастливой семьи; - знание навыков культурного поведения в семье; - значение труда, важность сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в организации труда, правила ведения домашнего хозяйства; - знание традиций своей семьи, семейные реликвии, семейные праздники; - овладение информацией о себе и окружающем мире, сути нравственных ценностей и их значимости для благополучия личности; Содержание программы 1 класс Введение в программу (знакомство участников, введение в сюжет ролевой игры «Живая вода», принятие правил работы). Культура общения. Важность культуры общения. Способы тактичного и вежливого поведения в различных ситуациях. 2 класс Дружба. Значение для человека дружеских отношений. Способы установления дружеских связей. Осознание дружеских отношений, понимание истинной дружбы. Честность. Честность как ценное личностное качество. Значение честности для формирования конструктивных отношений с людьми. Способы эффективного поведения в ситуациях неискренности партнера по общению. Доверие. Доверие как ценный аспект отношений. Обсуждение собственного опыта переживания доверия и недоверия. Развитие способности доверительного отношения к людям. Семья. Значение семьи в жизни человека. Семья как важный ресурс развития личности. Эффективная коммуникация с близкими людьми. Здоровье. Забота о здоровье как важный элемент жизни человека. Здоровье как комплексный феномен, включающий физическое, психологическое и социальное благополучие. Мотивация на поддержание здоровья. 3 класс Любовь. Осознание любви, способности замечать ее. Представление о любви как о способности к глубокому общению, основанному на доверии, эмпатии, умении дарить душевное тепло, поддержку. Осознание качеств истинной любви. Родина. Обсуждение представлений о Родине. Связь с родным местом как важный ресурс. Место любви к Родине в иерархии личных ценностей. Представление о патриотизме как заботе, о своей Родине и ответственности за нее. Разум. Разум как способность понимать ситуацию при решении жизненных проблем. Навыки эффективной коммуникации. Способы нестандартного мышления. Щедрость. Щедрость как важное качество в отношениях с людьми и миром. Понимание щедрости не только в материальном, но и в нематериальном смысле. Ответственность. Моменты, опыт ответственности за что-либо. Связь между заботой и ответственности. Значимость заботы о других людях для собственного душевного благополучия. Согласие. Жизнь в мире и согласии, принятие позиции другого человека, взаимопомощь. Значение согласия в межличностном взаимодействии, в решении жизненных проблем. Эффективная коммуникация на основе договоренности, согласия и принятия друг друга. Поддержка. Важное значение поддержки в межличностном взаимодействии, решении жизненных проблем. Способы оказания помощи и поддержки и обращение к окружающим за помощью и поддержкой. Надежда. Значение надежды в жизни человека, умения не падать духом в трудных ситуациях. Ресурсы, на которые можно опираться в трудных ситуациях. Радость. Понятие о радости, её важном значении в межличностном взаимодействии, в решении жизненных проблем. Навыки эффективной коммуникации на основе доброжелательности, открытости, искренности. Навыки конструктивного выражения позитивных эмоций и навыки преодоления негативных эмоций. Благородство. Связь между понятием благородства и осознанием принадлежности к своему роду. Важность сохранения семейной истории, традиций, любви и уважения к своим предкам. Познание истории своей семьи и рода. 4 класс Мужество. Мужество как личностное свойство. Составляющие мужества: смелость, готовность выстоять в трудных ситуациях, честность, чувство долга и пр. Осознание и способы развития личностных ресурсов: способности действовать решительно в сложной обстановке, признавать свои ошибки при необходимости. Доброта. Доброта в жизни человека. Эффективная коммуникация на основе доброжелательности, открытости, искренности. Способы конструктивного выражения доброты, заботы, внимания. Справедливость. Место справедливости в жизни человека. Многогранность понятия справедливость. Взаимосвязь справедливости с добром, пониманием, мужеством, человеколюбием и другими ценностями. Свобода. Представления о свободе, сложность и неоднозначность этого понятия. Тесная взаимосвязь между свободой и ответственностью. Способы саморегуляции и эффективного структурирования окружающего мира. Время. Ценность времени. Приемы эффективного использования времени. Важность использования времени с пользой и во благо других людей. Человеколюбие. Способы нахождения общего языка и установления контакта с людьми, испытывающими трудности в общении. Важность внимательного и бережного обращения в отношениях между одноклассниками. Верность. Важность верности в отношениях между людьми, разрушительная сила предательства. Разрядка негативных переживаний, связанных с верностью и предательством. Прощение. Важность прощения в жизни человека. Право человека на ошибку. Умение извлекать урок из ошибок и находить выход из сложных ситуаций. Способы преодоления чувства вины. Мудрость. Мудрость как важное качество, присущее самым разным людям. Характеристики мудрого человека. Поиск собственной мудрости. Душа. Осмысление пройденных тем, духовно-нравственного развития. Важность и ценность личности каждого. Понятие души. Тематическое планирование 1 класс Тема Введение в программу (знакомство участников, введение в сюжет ролевой игры «Живая вода», принятие правил работы) Культура общения. Важность культуры общения. Способы тактичного и вежливого поведения в различных ситуациях. Итого 2 класс Тема Дружба. Значение для человека дружеских отношений. Способы установления дружеских связей. Осознание дружеских отношений, понимание истинной дружбы. Честность. Честность как ценное личностное качество. Значение честности для формирования конструктивных отношений с людьми. Способы эффективного поведения в ситуациях неискренности партнера по общению. Доверие. Доверие как ценный аспект отношений. Обсуждение собственного опыта переживания доверия и недоверия. Развитие способности доверительного отношения к людям. Семья. Значение семьи в жизни человека. Семья как важный ресурс развития личности. Эффективная коммуникация с близкими людьми. Здоровье. Забота о здоровье как важный элемент жизни человека. Здоровье как комплексный феномен, включающий физическое, психологическое и социальное благополучие. Мотивация на поддержание здоровья. Итого Количество часов 3 7 10 Количество часов 6 6 6 8 8 34 3 класс Тема Любовь. Осознание любви, способности замечать ее. Представление о любви как о способности к глубокому общению, основанному на доверии, эмпатии, умении дарить душевное тепло, поддержку. Осознание качеств истинной любви. Родина. Обсуждение представлений о Родине. Связь с родным местом как важный ресурс. Место любви к Родине в иерархии личных ценностей. Представление о патриотизме как заботе, о своей Родине и ответственности за нее. Разум. Разум как способность понимать ситуацию при решении жизненных проблем. Навыки эффективной коммуникации. Способы нестандартного мышления. Щедрость. Щедрость как важное качество в отношениях с людьми и миром. Понимание щедрости не только в материальном, но и в нематериальном смысле. Ответственность. Моменты, опыт ответственности за что-либо. Связь между заботой и ответственности. Значимость заботы о других людях для собственного душевного благополучия. Согласие. Жизнь в мире и согласии, принятие позиции другого человека, взаимопомощь. Значение согласия в межличностном взаимодействии, в решении жизненных проблем. Эффективная коммуникация на основе договоренности, согласия и принятия друг друга. Поддержка. Важное значение поддержки в межличностном взаимодействии, решении жизненных проблем. Способы оказания помощи и поддержки и обращение к окружающим за помощью и поддержкой. Надежда. Значение надежды в жизни человека, умения не падать духом в трудных ситуациях. Ресурсы, на которые можно опираться в трудных ситуациях. Радость. Понятие о радости, её важном значении в межличностном взаимодействии, в решении жизненных проблем. Навыки эффективной коммуникации на основе доброжелательности, открытости, искренности. Навыки конструктивного выражения позитивных эмоций и навыки преодоления негативных эмоций. Благородство. Связь между понятием благородства и осознанием принадлежности к своему роду. Важность сохранения семейной истории, традиций, любви и уважения к своим предкам. Познание истории своей семьи и рода. Итого Количество часов 3 4 3 3 3 3 3 4 4 4 34 Календарно-тематическое планирование для 1класса № п/п 1 2 3 4-6 7-10 Наименование тем Введение в программу (знакомство участников) Введение в программу (введение в сюжет ролевой игры «Живая вода») Введение в программу (принятие правил работы) Культура общения. Важность культуры общения. Способы тактичного и вежливого поведения в различных ситуациях. Итого Количество часов 1 1 Дата проведения 1 3 4 10 часов Календарно-тематическое планирование для 2 класса № п/п 1-2 3-4 5-6 7-8 9 10-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-26 27-29 30-31 32-34 Наименование тем Дружба. Значение для человека дружеских отношений. Способы установления дружеских связей. Осознание дружеских отношений, понимание истинной дружбы. Честность. Честность как ценное личностное качество. Значение честности для формирования конструктивных отношений с людьми. Способы эффективного поведения в ситуациях неискренности партнера по общению. Доверие. Доверие как ценный аспект отношений. Обсуждение собственного опыта переживания доверия и недоверия. Развитие способности доверительного отношения к людям. Семья. Значение семьи в жизни человека. Семья как важный ресурс развития личности. Эффективная коммуникация с близкими людьми. Здоровье. Забота о здоровье как важный элемент жизни человека. Здоровье как комплексный феномен, включающий физическое, психологическое и социальное благополучие. Мотивация на поддержание здоровья. Итого Количество часов 2 2 2 2 1 3 2 2 2 2 2 4 3 2 3 34 часа Дата проведения Календарно-тематическое планирование для 3 класса № п/п Наименование тем 1 2 3 4 5 6-7 8 9-10 11 12-13 14 15-16 17 18 19 20-21 22 23-24 25-26 27-28 29 30 31 32 33-34 Любовь. Осознание любви, способности замечать ее. Представление о любви как о способности к глубокому общению, основанному на доверии, эмпатии, умении дарить душевное тепло, поддержку. Любовь. Осознание качеств истинной любви Родина. Обсуждение представлений о Родине. Связь с родным местом как важный ресурс. Место любви к Родине в иерархии личных ценностей. Представление о патриотизме как заботе, о своей Родине и ответственности за нее. Разум. Разум как способность понимать ситуацию при решении жизненных проблем. Разум. Навыки эффективной коммуникации. Способы нестандартного мышления. Щедрость. Щедрость как важное качество в отношениях с людьми и миром. Щедрость. Понимание щедрости не только в материальном, но и в нематериальном смысле. Ответственность. Моменты, опыт ответственности за чтолибо. Связь между заботой и ответственностью. Значимость заботы о других людях для собственного душевного благополучия. Согласие. Жизнь в мире и согласии, принятие позиции другого человека, взаимопомощь. Значение согласия в межличностном взаимодействии, в решении жизненных проблем. Эффективная коммуникация на основе договоренности, согласия и принятия друг друга. Поддержка. Важное значение поддержки в межличностном взаимодействии, решении жизненных проблем. Способы оказания помощи и поддержки, обращение к окружающим за помощью и поддержкой. Надежда. Значение надежды в жизни человека, умения не падать духом в трудных ситуациях Надежда. Ресурсы, на которые можно опираться в трудных ситуациях. Радость. Понятие о радости, её важном значении в межличностном взаимодействии, в решении жизненных проблем. Навыки эффективной коммуникации на основе доброжелательности, открытости, искренности. Навыки конструктивного выражения позитивных эмоций и навыки преодоления негативных эмоций. Благородство. Связь между понятием благородства и осознанием принадлежности к своему роду. Важность сохранения семейной истории, традиций, любви и уважения к своим предкам. Познание истории своей семьи и рода. Итого Количество часов 1 1 1 1 1 2 1 2 1 2 1 2 1 1 1 2 1 2 2 2 1 1 1 1 2 34 часа Дата проведения 4 класс Тема Мужество. Мужество как личностное свойство. Составляющие мужества: смелость, готовность выстоять в трудных ситуациях, честность, чувство долга и пр. Осознание и способы развития личностных ресурсов: способности действовать решительно в сложной обстановке, признавать свои ошибки при необходимости. Доброта. Доброта в жизни человека. Эффективная коммуникация на основе доброжелательности, открытости, искренности. Способы конструктивного выражения доброты, заботы, внимания. Справедливость. Место справедливости в жизни человека. Многогранность понятия справедливость. Взаимосвязь справедливости с добром, пониманием, мужеством, человеколюбием и другими ценностями. Свобода. Представления о свободе, сложность и неоднозначность этого понятия. Тесная взаимосвязь между свободой и ответственностью. Способы саморегуляции и эффективного структурирования окружающего мира. Время. Ценность времени. Приемы эффективного использования времени. Важность использования времени с пользой и во благо других людей. Человеколюбие. Способы нахождения общего языка и установления контакта с людьми, испытывающими трудности в общении. Важность внимательного и бережного обращения в отношениях между одноклассниками. Верность. Важность верности в отношениях между людьми, разрушительная сила предательства. Разрядка негативных переживаний, связанных с верностью и предательством. Прощение. Важность прощения в жизни человека. Право человека на ошибку. Умение извлекать урок из ошибок и находить выход из сложных ситуаций. Способы преодоления чувства вины. Мудрость. Мудрость как важное качество, присущее самым разным людям. Характеристики мудрого человека. Поиск собственной мудрости. Душа. Осмысление пройденных тем, духовно-нравственного развития. Важность и ценность личности каждого. Понятие души. Итого Количество часов 4 3 3 4 3 4 3 4 3 3 34 Календарно-тематическое планирование для 4 класса № п/п Наименование тем 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13-14 15 16 17 18-19 20-21 22 23-24 25 26 27-28 29 30-31 32 33 34 Мужество. Мужество как личностное свойство. Составляющие мужества: смелость, готовность выстоять в трудных ситуациях. Составляющие мужества: честность, чувство долга и пр. Составляющие мужества. Осознание и способы развития личностных ресурсов: способности действовать решительно в сложной обстановке, признавать свои ошибки при необходимости. Доброта. Доброта в жизни человека. Эффективная коммуникация на основе доброжелательности, открытости, искренности. Доброта. Способы конструктивного выражения доброты, заботы, внимания. Справедливость. Место справедливости в жизни человека. Многогранность понятия «справедливость». Взаимосвязь справедливости с добром, пониманием, мужеством, человеколюбием и другими ценностями. Свобода. Представления о свободе, сложность и неоднозначность этого понятия. Тесная взаимосвязь между свободой и ответственностью. Свобода, ответственность. Способы саморегуляции и эффективного структурирования окружающего мира. Время. Ценность времени Приемы эффективного использования времени. Важность использования времени с пользой и во благо других людей. Человеколюбие. Способы нахождения общего языка и установления контакта с людьми, испытывающими трудности в общении. Важность внимательного и бережного обращения в отношениях между одноклассниками. Верность. Важность верности в отношениях между людьми, разрушительная сила предательства. Разрядка негативных переживаний, связанных с верностью и предательством. Прощение. Важность прощения в жизни человека. Право человека на ошибку. Умение извлекать урок из ошибок и находить выход из сложных ситуаций. Способы преодоления чувства вины. Мудрость. Мудрость как важное качество, присущее самым разным людям. Характеристики мудрого человека. Поиск собственной мудрости. Душа. Осмысление пройденных тем, духовнонравственного развития. Важность и ценность личности каждого. Понятие души. Важность и ценность личности каждого. Понятие души. Итого Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 2 1 2 1 1 2 1 2 1 1 1 34 часа Дата проведения