План внеурочной деятельности основной образовательной программы основного общего образования Общие положения В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность. План внеурочной деятельности — это обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования. План внеурочной деятельности МАОУ ГО Заречный «СОШ №2» составлен на основании нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. № 286, зарегистрирован в Минюсте России 5 июля 2021 г., регистрационный номер 64100); 3. Санитарные правила СП 2.4.3648—20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020№28, 4. Санитарные правила и нормы СанПиН 12.3685—21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2; 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09— 1672 «О направлении методических рекомендаций»; 6. Письмо Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности»; 7. Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 г. №103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; 9. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационнометодическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования); 10. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»; 11. Рабочая программа воспитания МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»; 12. Устав МАОУ ГО Заречный «СОШ №2». Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. ФГОС основного общего образования определяет общее количество часов внеурочной деятельности на каждом уровне общего образования. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на этапе основной школы не более 1750 часов, в год — не более 350 часов. Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно- вспомогательным персоналом образовательной организации; организует в классе образовательную деятельность, оптимальную для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся. Оптимизационная модель позволяет полноценно интегрировать внеурочную деятельность в содержание программ: учебного плана основной образовательной программы основного общего образования; программы развития универсальных учебных действий, включающей формирование компетенций, обучающихся в области использования информационнокоммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности; рабочей программы воспитания. Цель внеурочной деятельности - создание условий, обеспечивающих достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у обучающихся принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося во внеурочное время, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, способной на социально значимую практическую деятельность. Цель организации внеурочной деятельности это обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, заявленных в стандарте — предметных, метапредметных и личностных, осуществляемых в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность решает следующие задачи: включение обучающихся в разностороннюю деятельность; формирование навыков позитивного коммуникативного общения; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями; воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата; развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); формирование стремления к здоровому образу жизни; подготовка обучающихся к активной и полноценной жизнедеятельности в современном мире. С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на всех уровнях образования в МАОУ ГО Заречный «СОШ №2» применяется модель плана учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности. Содержание и наполнение модели: информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности; занятия обучающихся по формированию функциональной грамотности; занятия обучающихся по углубленному изучению отдельных учебных предметов; занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими проектно-исследовательскую деятельность; профориентационные занятия обучающихся. С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального общего и основного общего образования при формировании плана внеурочной деятельности образовательной организации предусмотрена часть, рекомендуемая для всех обучающихся: 1 час в неделю — на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок); 1 час в неделю — на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности); 1 час в неделю — на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства). Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности включены часы, отведенные на занятия: интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном уровне; проектно-исследовательской деятельности, исторического просвещения; часы, отведенные на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах Основное содержание рекомендуемых занятий внеурочной деятельности № п/п Направление внеурочной деятельности Основное содержание занятий Реализуемая программа, формы работы Часть, рекомендуемая для всех обучающихся 1 Информационнопросветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине — России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. «Разговоры о важном» Основная задача: формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам 2 Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности) Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретенные знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью). Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников: читательской, математической, «Основы функциональной грамотности» естественно-научной, финансовой, направленной и на развитие креативного мышления и глобальных компетенций 3 Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. «Мир современных профессий» Основная задача: формирование готовности школьников осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности. Основное содержание: знакомство с миром профессий и способами получения профессионального образования; создание условий развития надпрофессиональных навыков (общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т. п.); создание условий познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности Вариативная часть 1 Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов. «Проектная деятельность» «Занимательная грамматика» Естественно-научный Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к знаниям как залогу их собственного будущего и к культуре в целом как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России. Основные направления деятельности: занятия по дополнительному или углубленному изучению учебных предметов или модулей; занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности; занятия, связанные с освоением регионального компонента образования или особыми этнокультурными интересами участников образовательных отношений; дополнительные занятия школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной программы или трудности в освоении языка обучения; специальные занятия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или испытывающими затруднения в социальной коммуникации 2 Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей, обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. Основные задачи: раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к культуре; физическое развитие центр «Открытие» Конкурсы, познавательные игры и викторины, олимпиады, интеллектуальный марафон, классные часы, библиотечные уроки, исследовательские и творческие проекты, выставки творческих работ, презентации научно- практические конференции, защита проектов и учебноисследовательских работ, презентация проектов (реализуется через воспитательную деятельность) Хоровое пение Школа крепкой семьи «Играем в баскетбол» «Играем в волейбол» «Подвижные игры» «Увлекательная кулинария» «ОчУмелые ручки» Реализуется воспитательную деятельность: фестивали, через 3 Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности обучающихся, привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых; оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе, развитие их самостоятельности и ответственности, формирование навыков самообслуживающего труда Основная цель: развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений — заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения. театрализованные представления, празднование памятных дат, праздничные концерты, смотры, конкурсы, читательские конференции, кинопросмотры, часы общения, игры, посещение театров, музеев, экскурсии. «Школьный знамённый отряд» Основная задача: обеспечение психологического благополучия обучающихся в образовательном пространстве школы, создание условий развития ответственности за формирование макро- и микро коммуникаций, складывающихся в образовательной организации, понимания зон личного влияния на уклад школьной жизни План внеурочной деятельности составлен на учебный год, сформирован с учетом гибкого режима занятий обучающихся продолжительность занятий в течение дня, последовательность аудиторных и внеаудиторных занятий, переменный состав обучающихся. План внеурочной деятельности МАОУ ГО Заречный «СОШ №2» носит интегрированный характер: в него включены регулярные еженедельные занятия (курсы), краткосрочные занятия (курсы) и модули, мероприятия (праздники, конференции и др.) рабочей программы воспитания. Содержание программ внеурочной деятельности обеспечивает достижение планируемых результатов освоении ООП ООО МАОУ ГО Заречный «СОШ №2». Личностные: готовность и способность к саморазвитию; сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции личностных качеств; сформированность основ гражданской идентичности. Предметные: - - получение нового знания и опыта его применения. Метапредметные: - освоение универсальных учебных действий; овладение ключевыми компетенциями. Все виды внеурочной деятельности обучающихся на уровне основного общего образования ориентированы на воспитательные результаты. Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовнонравственное приобретение обучающегося благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Внеурочная деятельность способствует тому, что обучающийся самостоятельно действует в общественной жизни, может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности со сверстниками. Промежуточная аттестация обучающихся, осваивающих программы внеурочной деятельности, не проводятся. Текущий контроль за посещением обучающимися класса занятий внеурочной д еятельности осуществляется классным руководителем и преподавателем, ведущим курс. План внеурочной деятельности для уровня ООО по ФГОС-2021 на 2022/23 учебный год 8 класс 9 класс Количество часов в неделю 7 класс Формы организации 6 класс Названия 5 класс Направления 1 1 1 1 1 Часть, рекомендуемая всем обучающимся Информационнопросветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» «Разговоры о важном» Час общения Занятия по «Основы Факультативный курс 1 1 формированию функциональной грамотности обучающихся Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся функциональной грамотности» «Мирсовременных профессий», (реализуется через воспитательную деятельность Профориентационные часы общения, экскурсии, участие во Всероссийских проектах «Билет в будущее», «ПроеКТОриЯ» 1 1 1 1 1 1 Вариативная часть «Проектная деятельность» углубленное изучение отдельных предметов «Занимательная грамматика» углубленное изучение отдельных предметов ЕНЦ «Открытие» Конкурсы, познавательные игры и викторины, олимпиады, интеллектуальный марафон, классные часы, библиотечные уроки, исследовательские и творческие проекты, выставки творческих работ, презентации научнопрактические конференции, защита проектов и учебноисследовательских работ, презентация проектов (реализуется через воспитательную углубленное изучение отдельных 1 1 1 1 деятельность) Занятия, направленные удовлетворение интересов потребностей обучающихся творческом физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов Хоровое пение Кружок 1 1 1 1 «Играем в баскетбол» ** «Играем в волейбол»** «Подвижные игры» «Увлекательная кулинария» * «ОчУмелые ручки» * Празднование памятных дат, праздничные концерты, смотры, конкурсы, читательские конференции, кинопросмотры, часы общения, игры, посещение театров, музеев, экскурсии (реализуется через воспитательную деятельность) секция 1 1 1 1 1 секция 1 1 1 1 1 секция 1 Школьные детские объединения: объединение Школьный отряд РДШ Волонтерский отряд ЮИД ДЮП Ученический совет школы «Школьный знамённый отряд» (реализуется Кружок кружок 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 через воспитательную деятельность) Итого за уровень образования 1 1 1 1 1 10 10 10 10 10 350 350 1 350 1 350 Итого за учебный год Час общения 350 Занятия, направленные на Школа крепкой удовлетворение семьи социальных интересов и потребностей обучающихся, педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности Итого за неделю 1740 *могут формироваться группы из обучающихся одной параллели **могут формироваться сборные группы из обучающихся разных параллелей