РП Информатика ООО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
городского округа Заречный «Средняя общеобразовательная школа №2»

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом Школы
от 30 августа 2021 года протокол №8

УТВЕРЖДЕНО
Приказом от 31 августа 2021 года
№74/од

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету: Информатика
Уровень образования: Основное общее образование
Количество часов: 139 часов
Учителя: Тонкушина Евгения Васильевна, Вострикова Лариса
Николаевна
Программа разработана на основе:
273-ФЗ

Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N
1897)
Примерной программы учебного предмета Информатика, включенной в
содержательный раздел примерной основной образовательной программы основного
общего образования
Рабочих программ авторов учебно-методического комплекта по учебному
предмету:
Л. Л. Босова, А. Ю. Босова Информатика 5–6 классы. Примерная рабочая
программа. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016
Л. Л. Босова, А. Ю. Босова Информатика 7–9 классы. Примерная рабочая
программа. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016

Заречный
2021

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Информатика»
Личностными результатами изучения учебного предмета
«Информатика» являются:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к
Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,
чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в
качестве гражданина России, субъективная значимость использования
русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной
сопричастности

судьбе

российского

народа).

Осознание

этнической

принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность
человека с российской многонациональной культурой, сопричастность
истории народов и государств, находившихся на территории современной
России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных
ценностей

многонационального

российского

общества.

Осознанное,

уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Ответственное отношение к учению, готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом
устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально
значимом труде.
3. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному

уровню

развития

науки

и

общественной

практики,
2

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2

учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного
субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по
диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога,
готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования
интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
5. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения
социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют
сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,
готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного
объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и
социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта
социальных

преобразований,

освоение

компетентностей

в

сфере

организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного
отношения к окружающей действительности, ценностей социального
творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности,
самореализации

в

группе

равноправного

партнера,

и

организации,
формирование

ценности

«другого»

компетенций

как

анализа,

проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов
взаимовыгодного

сотрудничества,

лидерского потенциала).

способов

реализации

собственного
3

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2

6. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным

поступкам

самосовершенствованию;

(способность

веротерпимость,

к

нравственному

уважительное

отношение

к

религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов Рос-сии, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
сформированность представлений об основах светской этики, культуры
традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества,

в

становлении

гражданского

общества

и

российской

государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в
жизни человека, семьи и общества).
7. Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной,

общественно

полезной,

учебно-исследовательской,

творческой и других видов деятельности.
8. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
правил поведения на транспорте и на дорогах.
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному

уровню

экологического

мышления,

наличие

опыта

экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к
занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому
отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к
осуществлению природоохранной деятельности).

4

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2

10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи.
11. Развитость эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера

(способность

понимать

художественные

произведения,

отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ
художественной культуры обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего
мира;

способность

самовыражению

и

к

эмоционально-ценностному

ориентации

в

художественном

освоению
и

мира,

нравственном

пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,
выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в
общении с художественными произведениями, сформированность активного
отношения

к

традициям

художественной

культуры

как

смысловой,

эстетической и личностно-значимой ценности).

5

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2

Метапредметными результатами изучения учебного предмета
«Информатика» являются следующие умения и навыки:
•

владение общепредметными понятиями «объект», «система»,

«модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
•

владение информационно-логическими умениями: определять

понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическое

рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
•

владение умениями самостоятельно планировать пути достижения

целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках
предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной
задачи;
•

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений

и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
•

владение

основными

универсальными

умениями

информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск
и

выделение

необходимой

информации,

применение

методов

информационного поиска; структурирование и визуализация информации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при
решении проблем творческого и поискового характера;
•
методом

владение информационным моделированием как основным
приобретения

знаний:

умение

преобразовывать

объект

из

6

чувственной

формы

в

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2

пространственно-графическую

или

знаково-

символическую модель; умение строить разнообразные информационные
структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики,
диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из
одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления
информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели
объекту и цели моделирования;
•

ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков

использования средств информационных и коммуникационных технологий
для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов
информации, навыки создания личного информационного пространства
(обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание
письменных

сообщений;

создание

графических

объектов;

создание

музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование
гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и
организация хранения информации; анализ информации).

7

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2

Предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика» на
уровне основного общего образования
Выпускник научится:
 различать содержание основных понятий предмета: информатика,
информация,

информационный

процесс,

информационная

система,

информационная модель и др.;
 различать виды информации по способам ее восприятия человеком и
по способам ее представления на материальных носителях;
 раскрывать общие закономерности протекания информационных
процессов в системах различной природы;
 приводить примеры информационных процессов – процессов,
связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой
природе и технике;
 классифицировать

средства

ИКТ

в

соответствии

с

кругом

выполняемых задач;
 узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора,
оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств вводавывода), характеристиках этих устройств;
 определять

качественные

и

количественные

характеристики

компонентов компьютера;
 узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как
можно улучшить характеристики компьютеров;
 узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.
Выпускник получит возможность:


осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих

учебных и иных целей;

8

узнать



о

физических

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2

ограничениях

на

значения

характеристик компьютера.
Математические основы информатики
Выпускник научится:
описывать размер двоичных текстов, используя термины



«бит», «байт» и производные от них; использовать термины,
описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи
данных;
кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой


таблице;

оперировать понятиями, связанными с передачей данных



(источник и приемник данных: канал связи, скорость передачи данных
по каналу связи, пропускная способность канала связи);
определять



минимальную

длину

кодового

слова

по

заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для
кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);
определять длину кодовой последовательности по длине



исходного текста и кодовой таблице равномерного кода;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024;



переводить заданное натуральное число из десятичной записи в
двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной
записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе
счисления;


записывать логические выражения, составленные с помощью

операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого
составного

высказывания,

если

известны

значения

истинности

входящих в него элементарных высказываний;

9



определять

количество

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2

элементов

в

множествах,

полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций
объединения, пересечения и дополнения;


использовать

терминологию,

связанную

с

графами

(вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист,
высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент,
предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена
элемента);


описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием

длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно);


познакомиться с двоичным кодированием текстов и с

наиболее употребительными современными кодами;


использовать

основные

способы

графического

представления числовой информации, (графики, диаграммы).
Выпускник получит возможность:


познакомиться с примерами математических моделей и

использования компьютеров при их анализе; понять сходства и
различия между математической моделью объекта и его натурной
моделью,

между

математической

моделью

объекта/явления и

словесным описанием;


узнать о том, что любые дискретные данные можно

описать, используя алфавит, содержащий только два символа,
например, 0 и 1;


познакомиться

с

тем,

как

информация

(данные)

представляется в современных компьютерах и робототехнических
системах;


познакомиться с примерами использования графов, деревьев

и списков при описании реальных объектов и процессов;
10



Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2

ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на

выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на примере
учебных автономных роботов);


узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки

искажения, возникающие при передаче информации.
Алгоритмы и элементы программирования
Выпускник научится:


составлять

алгоритмы

для

решения

учебных

задач

различных типов;


выражать алгоритм решения задачи различными способами

(словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью
формальных языков и др.);


определять наиболее оптимальный способ выражения

алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с
помощью формальных языков);


определять результат выполнения заданного алгоритма или

его фрагмента;


использовать

термины

«исполнитель»,

«алгоритм»,

«программа», а также понимать разницу между употреблением этих
терминов в обыденной речи и в информатике;


выполнять без использования компьютера («вручную»)

несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых
и

текстовых

данных,

программирования
конструкций

с

записанные

использованием

последовательного

на

конкретном

основных

язык

управляющих

программирования

(линейная

программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);


составлять

исполнителями

и

несложные

анализа

числовых

алгоритмы

управления

и

данных

текстовых

с
11

использованием

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2

основных

управляющих

конструкций

последовательного программирования и записывать их в виде
программ на выбранном языке программирования; выполнять эти
программы на компьютере;


использовать величины (переменные) различных типов,

табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из
этих величин; использовать оператор присваивания;


анализировать

предложенный

алгоритм,

например,

определять какие результаты возможны при заданном множестве
исходных значений;


использовать логические значения, операции и выражения с



записывать

ними;
на

выбранном

языке

программирования

арифметические и логические выражения и вычислять их значения.
Выпускник получит возможность:


познакомиться с использованием в программах строковых

величин и с операциями со строковыми величинами;


создавать программы для решения задач, возникающих в

процессе учебы и вне ее;


познакомиться

с

задачами

обработки

данных

и

алгоритмами их решения;


познакомиться с понятием «управление», с примерами

того, как компьютер управляет различными системами (роботы,
летательные

и

космические

аппараты,

станки,

оросительные

системы, движущиеся модели и др.);


познакомиться с учебной средой составления программ

управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов
управления, разработанными в этой среде.
12

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2

Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:


классифицировать файлы по типу и иным параметрам;



выполнять основные операции с файлами (создавать,

сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать»
архивные файлы);


разбираться в иерархической структуре файловой системы;



осуществлять поиск файлов средствами операционной

системы;


использовать динамические (электронные) таблицы, в том

числе формулы с использованием абсолютной, относительной и
смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание
(сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и
столбчатой);


использовать табличные (реляционные) базы данных,

выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному
условию;


анализировать доменные имена компьютеров и адреса

документов в Интернете;


проводить поиск информации в сети Интернет по запросам

с использованием логических операций.
Выпускник овладеет (как результат применения программных
систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всем образовательном
процессе):

навыками,

навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и
достаточными

для

работы

с

различными

видами

программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры,
текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые
13

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2

системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать
работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей
терминологии;


различными формами представления данных (таблицы,

диаграммы, графики и т. д.);


приемами

безопасной

организации

своего

личного

пространства данных с использованием индивидуальных накопителей
данных, интернет-сервисов и т. п.;
 основами соблюдения норм информационной этики и права;
 познакомится

с

аудиовизуальными

программными
данными

и

средствами

для

работы

соответствующим

с

понятийным

аппаратом;

 узнает о дискретном представлении аудиовизуальных данных.
Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной
деятельности):


узнать о данных от датчиков, например датчиков

роботизированных устройств;


практиковаться

прикладного

в

программного

использовании

обеспечения

основных

(редакторы

видов

текстов,

электронные таблицы, браузеры и др.);


познакомиться

с

примерами

использования

математического моделирования в современном мире;


познакомиться

с

принципами

функционирования

Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, с
методами поиска в Интернете;


познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько

достоверна

полученная

доказательствами

информация,

подлинности

(пример:

подкреплена
наличие

ли

она

электронной
14

подписи);

познакомиться с

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2

возможными

подходами

к

оценке

достоверности информации (пример: сравнение данных из разных
источников);


узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ

существуют международные и национальные стандарты;


узнать

о

структуре

современных

компьютеров

и

назначении их элементов;


получить представление об истории и тенденциях развития



познакомиться

ИКТ;

с

примерами

использования

ИКТ

в

современном мире;


получить представления о роботизированных устройствах

и их использовании на производстве и в научных исследованиях.

15

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2

Содержание учебного предмета «Информатика»

При реализации программы учебного предмета «Информатика» у
учащихся формируется информационная и алгоритмическая культура; умение
формализации и структурирования информации, учащиеся овладевают
способами представления данных в соответствии с поставленной задачей таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих
программных

средств

обработки

данных;

у

учащихся

формируется

представление о компьютере как универсальном устройстве обработки
информации; представление об основных изучаемых понятиях: информация,
алгоритм, модель - и их свойствах; развивается алгоритмическое мышление,
необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;
формируются представления о том, как понятия и конструкции информатики
применяются в реальном мире, о роли информационных технологий и
роботизированных устройств в жизни людей, промышленности и научных
исследованиях;

вырабатываются

навык

и

умение

безопасного

и

целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в
сети Интернет, умение соблюдать нормы информационной этики и права.
Введение
Информация и информационные процессы
Информация – одно из основных обобщающих понятий современной
науки.
Различные аспекты слова «информация»: информация как данные,
которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация
как сведения, предназначенные для восприятия человеком.

16

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2

Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных.
Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью
дискретных данных.
Информационные процессы – процессы, связанные с хранением,
преобразованием и передачей данных.
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя
энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные
характеристики.
Компьютеры,

встроенные

в

технические

устройства

и

производственные комплексы. Роботизированные производства, аддитивные
технологии (3D-принтеры).
Программное обеспечение компьютера.
Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы
развития. Представление об объемах данных и скоростях доступа,
характерных для различных видов носителей. Носители информации в живой
природе.
История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик
компьютеров. Суперкомпьютеры.
Физические ограничения на значения характеристик компьютеров.
Параллельные вычисления.
Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Математические основы информатики
Тексты и кодирование
Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная
последовательность символов данного алфавита. Количество различных
текстов данной длины в данном алфавите.
17

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2

Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки.
Алфавит текстов на русском языке.
Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в
другом алфавите; кодовая таблица, декодирование.
Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в
двоичном алфавите.
Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность
кода – длина кодового слова. Примеры двоичных кодов с разрядностью 8, 16,
32.
Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, Килобайт и т.д.
Количество информации, содержащееся в сообщении.
Подход А. Н. Колмогорова к определению количества информации.
Зависимость количества кодовых комбинаций от разрядности кода. Код
ASCII. Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв национальных
алфавитов. Представление о стандарте Unicode. Таблицы кодировки с
алфавитом, отличным от двоичного.
Искажение информации при передаче. Коды, исправляющие ошибки.
Возможность однозначного декодирования для кодов с различной длиной
кодовых слов.
Дискретизация
Измерение и дискретизация. Общее представление о цифровом
представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных.
Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGB и CMYK. Модели
HSB и CMY. Глубина кодирования. Знакомство с растровой и векторной
графикой.
Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов
записи.

18

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2

Оценка количественных параметров, связанных с представлением и
хранением изображений и звуковых файлов.
Системы счисления
Позиционные

и

непозиционные

системы

счисления.

Примеры

представления чисел в позиционных системах счисления.
Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы
счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным
основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных
системах счисления.
Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до
1024. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в
двоичную и из двоичной в десятичную.
Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод
натуральных чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную,
шестнадцатеричную и обратно.
Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в
восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.
Арифметические действия в системах счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической
логики
Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения
количества вариантов. Количество текстов данной длины в данном алфавите.
Множество. Определение количества элементов во множествах,
полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций
объединения, пересечения и дополнения.
Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы ЭйлераВенна.

Логические

значения

высказываний.

Логические

выражения.

Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или»
19

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2

(дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Правила
записи логических выражений. Приоритеты логических операций.
Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических
выражений.
Логические операции следования (импликация) и равносильности
(эквивалентность). Свойства логических операций. Законы алгебры логики.
Использование таблиц истинности для доказательства законов алгебры
логики. Логические элементы. Схемы логических элементов и их физическая
(электронная) реализация. Знакомство с логическими основами компьютера.
Списки, графы, деревья
Список. Первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент,
следующий элемент. Вставка, удаление и замена элемента.
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные
графы. Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в
ориентированном графе. Длина (вес) ребра и пути. Понятие минимального
пути. Матрица смежности графа (с длинами ребер).
Дерево. Корень, лист, вершина (узел). Предшествующая вершина,
последующие вершины. Поддерево. Высота дерева. Бинарное дерево.
Генеалогическое дерево.
Алгоритмы и элементы программирования
Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями
Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд
исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя.
Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление
исполнителем.
Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями).
Алгоритмический язык (язык программирования) – формальный язык для
записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на конкретном
20

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2

алгоритмическом языке. Компьютер – автоматическое устройство, способное
управлять

по

заранее

выполняющими

команды.

составленной

программе

Программное

исполнителями,

управление

исполнителем.

Программное управление самодвижущимся роботом.
Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блоксхем. Отличие словесного описания алгоритма, от описания на формальном
алгоритмическом языке.
Системы

программирования.

Средства

создания

и

выполнения

программ.
Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки программ.
Управление.

Сигнал. Обратная связь.

Примеры:

компьютер

и

управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий
сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и
управляющий реальными (в том числе движущимися) устройствами.
Алгоритмические конструкции
Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность
линейных

алгоритмов:

невозможность

предусмотреть

зависимость

последовательности выполняемых действий от исходных данных.
Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная
формы.
Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность
высказывания). Простые и составные условия. Запись составных условий.
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с
условием выполнения, с переменной цикла. Проверка условия выполнения
цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла:
постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла.
Запись

алгоритмических

конструкций

в

выбранном

языке

программирования.
21

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2

Примеры записи команд ветвления и повторения и других конструкций
в различных алгоритмических языках.
Разработка алгоритмов и программ
Оператор присваивания. Представление о структурах данных.
Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы
переменных: целые, вещественные, символьные, строковые, логические.
Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Двумерные массивы.
Примеры задач обработки данных:
 нахождение минимального и максимального числа из двух, трех,
четырех данных чисел;
 нахождение всех корней заданного квадратного уравнения;
 заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем
ввода чисел;
 нахождение

суммы

элементов

данной

конечной

числовой

последовательности или массива;
 нахождение минимального (максимального) элемента массива.
Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих
алгоритмов в выбранной среде программирования.
Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями
Робот, Черепашка, Чертежник и др.
Знакомство с постановками более сложных задач обработки данных и
алгоритмами их решения: сортировка массива, выполнение поэлементных
операций с массивами; обработка целых чисел, представленных записями в
десятичной и двоичной системах счисления, нахождение наибольшего общего
делителя (алгоритм Евклида).
Понятие об этапах разработки программ: составление требований к
программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на
22

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2

выбранном алгоритмическом языке, отладка программы с помощью
выбранной системы программирования, тестирование.
Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки
останова, пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный
вывод).
Знакомство с документированием программ. Составление описание
программы по образцу.
Анализ алгоритмов
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер
используемой памяти; их зависимость от размера исходных данных. Примеры
коротких программ, выполняющих много шагов по обработке небольшого
объема данных; примеры коротких программ, выполняющих обработку
большого объема данных.
Определение возможных результатов работы алгоритма при данном
множестве входных данных; определение возможных входных данных,
приводящих к данному результату. Примеры описания объектов и процессов
с помощью набора числовых характеристик, а также зависимостей между
этими характеристиками, выражаемыми с помощью формул.
Робототехника
Робототехника
автоматизированных

–

наука

технических

о

разработке

систем.

и

Автономные

использовании
роботы

и

автоматизированные комплексы. Микроконтроллер. Сигнал. Обратная
связь: получение сигналов от цифровых датчиков (касания, расстояния,
света, звука и др.
Примеры роботизированных систем (система управления движением
в транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное
управление отопления дома, автономная система управления транспортным
средством и т. п.).
23

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2

Автономные движущиеся роботы. Исполнительные устройства,
датчики. Система команд робота. Конструирование робота. Моделирование
робота парой: исполнитель команд и устройство управления. Ручное и
программное управление роботами.
Пример учебной среды разработки программ управления движущимися
роботами. Алгоритмы управления движущимися роботами. Реализация
алгоритмов "движение до препятствия", "следование вдоль линии" и т.п.
Анализ алгоритмов действий роботов. Испытание механизма робота,
отладка программы управления роботом Влияние ошибок измерений и
вычислений на выполнение алгоритмов управления роботом.
Математическое моделирование
Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью
математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической
модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания
объекта. Использование компьютеров при работе с математическими
моделями.
Компьютерные эксперименты.
Примеры использования математических (компьютерных) моделей при
решении научно-технических задач. Представление о цикле моделирования:
построение математической модели, ее программная реализация, проверка на
простых примерах (тестирование), проведение компьютерного эксперимента,
анализ его результатов, уточнение модели.
Использование программных систем и сервисов
Файловая система
Принципы построения файловых систем. Каталог (директория).
Основные операции при работе с файлами: создание, редактирование,
копирование, перемещение, удаление. Типы файлов.
24

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2

Характерные размеры файлов различных типов (страница печатного
текста, полный текст романа «Евгений Онегин», минутный видеоклип,
полуторачасовой фильм, файл данных космических наблюдений, файл
промежуточных данных при математическом моделировании сложных
физических процессов и др.).
Архивирование и разархивирование.
Файловый менеджер.
Поиск в файловой системе.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац,
строка, слово, символ).
Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и
форматирования текстов. Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое
форматирование.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических
объектов. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации
страниц, колонтитулов, ссылок и др. История изменений.
Проверка правописания, словари.
Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ
распознавания, расшифровки устной речи. Компьютерный перевод.
Понятие о системе стандартов по информации, библиотечному и
издательскому делу. Деловая переписка, учебная публикация, коллективная
работа. Реферат и аннотация.
Подготовка компьютерных презентаций. Включение в презентацию
аудиовизуальных объектов.
Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования
графических объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка,
поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка
25

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2

цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности. Знакомство с обработкой
фотографий. Геометрические и стилевые преобразования.
Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств
(цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.).
Средства компьютерного проектирования. Чертежи и работа с ними.
Базовые операции: выделение, объединение, геометрические преобразования
фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.
Электронные (динамические) таблицы
Электронные (динамические) таблицы. Формулы с использованием
абсолютной, относительной и смешанной адресации; преобразование формул
при копировании. Выделение диапазона таблицы и упорядочивание
(сортировка) его элементов; построение графиков и диаграмм.
Базы данных. Поиск информации
Базы данных. Таблица как представление отношения. Поиск данных в
готовой базе. Связи между таблицами.
Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска
информации. Построение запросов; браузеры. Компьютерные энциклопедии и
словари. Компьютерные карты и другие справочные системы. Поисковые
машины.
Работа

в

информационном

пространстве.

Информационно-

коммуникационные технологии
Компьютерные сети. Интернет. Адресация в сети Интернет. Доменная
система имен. Сайт. Сетевое хранение данных. Большие данные в природе и
технике

(геномные

данные,

результаты

физических

экспериментов,

Интернет-данные, в частности, данные социальных сетей). Технологии их
обработки и хранения.

26

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2

Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: почтовая
служба; справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые службы,
службы обновления программного обеспечения и др.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы; защита от
них.
Приемы, повышающие безопасность работы в сети Интернет. Проблема
подлинности

полученной

информации.

Электронная

подпись,

сертифицированные сайты и документы. Методы индивидуального и
коллективного

размещения

новой

информации

в

сети

Интернет.

Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат,
форум, телеконференция и др.
Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации
средств

ИКТ.

Экономические,

правовые

и

этические

аспекты

их

использования. Личная информация, средства ее защиты. Организация
личного информационного пространства.
Основные этапы и тенденции развития ИКТ. Стандарты в сфере
информатики и ИКТ. Стандартизация и стандарты в сфере информатики и
ИКТ докомпьютерной эры (запись чисел, алфавитов национальных языков и
др.) и компьютерной эры (языки программирования, адресация в сети
Интернет и др.).

27

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2

Тематическое планирование учебного предмета
139 часов
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Тема

6 класс
Информация вокруг нас
Компьютер
Подготовка текстов на компьютере
Компьютерная графика
Создание мультимедийных объектов
Объекты и системы
Информационные модели
Алгоритмика
Резерв
Итого:
7–9 класс
Информация и информационные процессы
Компьютер как универсальное устройство
обработки информации
Обработка графической информации
Обработка текстовой информации
Мультимедиа
Математические основы информатики
Основы алгоритмизации
Начала программирования
Моделирование и формализация
Алгоритмизация и программирование
Обработка числовой информации
Коммуникационные технологии
Резерв
Итого:

Количество часов
6
3
4
3
3
4
5
5
2
35
9
7
4
9
4
13
10
10
9
9
6
10
4
104

28

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».