1. Общие положения
1.1. Положение об оказании логопедической помощи МАОУ МО Заречный «СОШ
№ 2» (далее – Положение) регламентирует деятельность МАОУ МО Заречный «СОШ №
2» (далее – школа) в части оказания логопедической помощи обучающимся, имеющим
нарушения устной и (или) письменной речи (далее – обучающиеся) и трудности в
освоении ими основных общеобразовательных программ, в том числе адаптированных.
1.2. Задачами школы по оказанию логопедической помощи являются:
•
организация и проведение логопедической диагностики с целью
своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений
обучающихся;
•
организация проведения логопедических занятий с обучающимися
с выявленными нарушениями речи;
•
организация пропедевтической логопедической работы с
обучающимися по предупреждению возникновения возможных нарушений в
развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их
родителям (законным представителям), педагогическим работникам;
•
консультирование участников образовательных отношений по
вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися.
1.3. Обучающиеся вправе получать логопедическую помощь независимо от формы
получения образования и формы обучения.
2. Порядок оказания логопедической помощи в школе
2.1. Логопедическая помощь оказывается школой собственными силами, а также в
рамках сетевой формы реализации образовательных программ.
2.2. При оказании логопедической помощи учитель-логопед ведет документацию
согласно приложению 1 к настоящему положению.
Срок и порядок хранения документов определяются локальными нормативными
актами школы и настоящим положением. Срок хранения документации учителя-логопеда
составляет не менее трех лет с момента завершения оказания логопедической помощи.
2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется школой исходя
из:
•
количества обучающихся, имеющих заключение психологомедико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) с рекомендациями об
обучении по адаптированной основной образовательной программе для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), из
рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 5 (6)–12
указанных обучающихся;
•
количества обучающихся, имеющих заключение психологопедагогического консилиума (далее – ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим
трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и
социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителемлогопедом), из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на
25 таких обучающихся;
•
количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения
нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики,
проведенной учителем-логопедом школы, из рекомендуемого расчета 1 штатная
единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся.
2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления
родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся.
2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая
входное и контрольное диагностические мероприятия продолжительностью не менее 15
календарных дней каждое.
2.5.1. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают
проведение общего срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по
запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,
педагогических работников, углубленное обследование обучающихся, имеющих
нарушения устной и (или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с
целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и
другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося.
2.5.2. По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых
диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения
устной и (или) письменной речи. В случае инициации внеплановых диагностических
мероприятий педагогическим работником им должна быть подготовлена педагогическая
характеристика (приложение 2 к Положению) обучающегося, демонстрирующего
признаки нарушения устной и (или) письменной речи, и оформлено обращение к
учителю-логопеду. После получения обращения учитель-логопед (учителя-логопеды)
проводит диагностические мероприятия.
2.6. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической
помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом
выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК.
2.7. Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в
получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляются на основании
приказа директора школы.
Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в
течение всего учебного года.
2.8. Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере
преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного
ребенка.
2.9. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и
(или)
групповой/подгрупповой
формах.
Количество
и
периодичность
групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом с
учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.10. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима
работы школы.
2.11. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителемлогопедом на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической
диагностики.
2.12. Логопедические занятия проводятся в помещениях, оборудованных с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и
отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным
помещениям.
2.13.
Консультативная
деятельность
учителя-логопеда
заключается
в
формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей
обучающихся при совместной работе всех участников образовательного процесса
(административных и педагогических работников школы, родителей (законных
представителей)), которая предполагает информирование о задачах, специфике,
особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с
обучающимся.
Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
постоянно действующей консультативной службы для родителей;
индивидуального и группового консультирования родителей
(законных представителей), педагогических и руководящих работников школы;
•
информационных стендов.
•
•
3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования
3.1. Периодичность проведения логопедических занятий:
•
для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с
рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной
программе общего образования, определяется выраженностью речевого
нарушения и требованиями адаптированной основной общеобразовательной
программы и составляет (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий)
не менее трех логопедических занятий в неделю для обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи и не менее одного-двух логопедических занятий в неделю
для других категорий обучающихся с ОВЗ;
•
для обучающихся, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с
рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся,
испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных
программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных
занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого
нарушения и составляет (в форме групповых и индивидуальных занятий) не
менее двух логопедических занятий в неделю;
для обучающихся, имеющих риск возникновения нарушений речи, выявленных по
итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или)
индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического
сопровождения МАОУ МО Заречный «СОШ № 2»
3.2. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
•
в 1-х дополнительных и 1-х классах групповое занятие – 35–40
мин., индивидуальное – 20–40 мин.;
•
во 2–11-х (12-х) классах групповое занятие – 40–45 мин.,
индивидуальное – 20–45 мин.
3.3. Предельная наполняемость групповых занятий:
для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с
рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной
программе общего образования, не более 6–8 человек;
•
для обучающихся, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с
рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся,
испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных
программ, развитии и социальной адаптации, не более 6–8 человек;
для обучающихся, имеющих риск возникновения нарушений речи, выявленный по
итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется
программой психолого-педагогического сопровождения МАОУ МО Заречный «СОШ №
2»
•
.
Приложение 1
к Положению об оказании
логопедической помощи
в МАОУ МО Заречный «СОШ № 2»
Документация организации при оказании логопедической помощи
1. Программы и (или) планы логопедической работы.
2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).
3. Расписание занятий учителей-логопедов.
4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих
логопедическую помощь.
5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.
Приложение 2
к Положению об оказании
логопедической помощи
в МАОУ МО Заречный «СОШ № 2»
на обучающегося ____________________,
_______________ года рождения, учащегося _______ класса
Общие сведения
<…>