ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волейбол» в 7–8
классах разработана на основе следующих документов:
-
требований
федерального
государственного
образовательного
стандарта основного общего образования;
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации
обучения в ОО (утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189);
- учебного плана и основной образовательной программы МАОУ МО
Заречный «СОШ №2». Рабочая программа внеурочной деятельности
«Волейбол» предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной
работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и
спорту в 7–8 классах.
Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического
воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений. Он включён в
урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе
– это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и
спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении,
на уровне района, округа, матчевые встречи и т. п.).
Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять
двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и
скорость движения, обладать
ловкостью и выносливостью. Занятия
волейболом улучшают работу сердечно сосудистой и дыхательной систем,
укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают
силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует
улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке
в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые
сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального
проявления
физических
возможностей,
волевых
усилий
и
умения
пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные
эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство
ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря
своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не
только
физического
распространению
развития,
волейбола
но
и
активного
содействует
отдыха.
несложное
Широкому
оборудование:
небольшая площадка, сетка, мяч.
Цель программы – укрепление здоровья, физического развития и
подготовленности,
воспитание
совершенствование
жизненно
личностных
важных
качеств,
двигательных
освоение
навыков,
и
основ
спортивной техники избранного вида спорта.
Основными задачами программы являются:
•
укрепление здоровья;
•
содействие правильному физическому развитию;
•
приобретение необходимых теоретических знаний;
•
овладение основными приемами техники и тактики игры;
•
воспитание
воли,
смелости,
настойчивости,
дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
•
привитие ученикам организаторских навыков;
•
повышение специальной, физической, тактической подготовки
школьников по волейболу;
•
подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и
оздоровительному направлению «Волейбол» предназначена для учащихся 7-8
классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными
особенностями обучающихся и рассчитана на проведение занятий по 4 часа в
неделю7-8 класс. Итого – 136 часов в год. Программа построена на основании
современных научных представлений о физиологическом и психологическом
развитии здоровья.
№ урока Разделы
1-4
Элементысодержание
Кол- вочасов
Обучениете Подводящиеупражнениядлянижнейпрямойподачи.
4
хникеподачи Специальныеупражнениядлянижнейпрямойподачи.П
мяча
5-8
одачана точность.
Подводящие
упражнения
для
нижней
боковой
4
подачи.
Специальныеупражнениядлянижнейбоковойподачи.
Учебнаяигра.
9-12
Подводящие упражнения для верхней прямой подачи.
4
Специальныеупражнениядляверхнейбоковойподачи.
Развитиекоординации. Учебнаяигра.
13-20
Подводящие упражнения для подачи с вращением
8
мяча. Специальные упражнения для подачи с
вращением
мяча.
Специальныеупражнениячерезсетку(впаре).Упражне
ния дляразвитияловкости,гибкости.Учебнаяигра.
21-28
Подводящиеупражнениядляподачивпрыжке.Специал
ьные
упражнения
для
подачи
в
8
прыжке.
Развитиепрыгучести.
Упражнениядляразвитиявзрывнойсилы.Учебнаяигра.
29-32
Передачивпрыжкенадсобой,назад(короткие,средние,
длинные). Передача двумя с поворотом, одной рукой.
Развитие координации. Учебная игра.
4
33-36
Техниканапа Упражненияснабивнымимячами,сбаскетбольными
4
мячами.
дения
Специальные
упражнения
в
парах
на
месте.
Специальные
упражнениявпарах,тройкахсперемещением.Специаль
ныеупражненияусетки.Учебнаяигра.
Упражнениядлянапрыгивания.Специальныеупражне
37-43
нияустеныв
опорном
положении.
8
Специальные
упражнения
на
подкидноммостике.Специальныеупражнениявпарахч
ерезсетку.Упражнения для развития прыгучести,
точности удара. Учебнаяигра.
44-63
Техниказащи Упражнения
для
перемещения
игроков.
20
Имитационные упражнения с баскетбольным мячом
ты
по
технике
приема
мяча.
(на
месте,
после
перемещений).Специальныеупражнениявпарах,трой
кахбезсетки.
Специальныеупражнения
в
парахчерезсетку. Учебнаяигра.
64-79
Тактиказащ Упражнениядляперемещенияблокирующихигроков.
16
Имитационные упражнения по технике блокирования
иты
(на
месте,
послеперемещения).Имитационныеупражнениясб/бм
ячами(в паре). Упражнения по технике группового
блока. Учебная игра.
Падениенаспину,бедро–
80-123 Тактика
спину,набок,наголени,кувырок,наруки
нападения
44
–
грудь.
Учебная игра. Акробатические упражнения. Техникотактическиедействиянападающегоигрока(блок–
аут).Групповые действия в нападении через игрока
задней линии.
124-136 Игра
по Групповыевзаимодействия.Командныедействиявнападени
правиламсза
данием.
Итого
8
и. Взаимодействие игроков внутри линии и между
линиями.Специальныеупражнениячерезсетку(в паре).
136
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В
процессе
обучения
и
воспитания
собственных
установок,
потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового
образа
жизни,
культуры
познавательные,
здоровья
личностные,
у
обучающихся
регулятивные,
формируются
коммуникативные
универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает
достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты – готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
ценностно-смысловые
установки
индивидуально-личностные
выпускников,
позиции,
социальные
отражающие
их
компетентности,
личностные качества;
- сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные
универсальные
результаты
учебные
–
освоенные
действия(познавательные,
обучающимися
регулятивные
и
коммуникативные);
- предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения
учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и
применению, а также система основополагающих элементов научного знания,
лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному
направлению
«Волейбол»
является
формирование следующих умений:
- Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила
поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» - является
формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя, а далее самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий.
Средством
формирования
этих
действий
служит
технология
проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться совместно
с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку
деятельности команды на занятии. Средством формирования этих действий
служит технология оценивания образовательных достижений (учебных
успехов).
Познавательные:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные
источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
занятии. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всей команды. Средством формирования этих
действий служит учебный материал и задания.
Коммуникативные: Умение донести свою позицию до других:
оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других. Совместно
договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах
и малых группах.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Раздел
К-
Тема
Содержаниезанятия
вочасов
1
Дата
Прим
Обучениетехн 4
Нижняяпрям Подводящиеупражнениядля
икеподачимяч
аяподача.
а(32)
1неделя
нижней прямой подачи.
Специальные упражнения для
нижнейпрямойподачи.Подачан
аточность.
2
4
Нижняябоков Подводящиеупражнениядля
аяподача.
2
нижней боковой подачи.
Специальные упражнения для
нижнейбоковойподачи.Учебна
я игра.
3
4
Верхняяпрям Подводящиеупражнениядля
аяподача
2
верхней прямой подачи.
Специальные упражнения для
верхнейбоковойподачи.Развит
ие координации. Учебная игра.
4-5
8
Подача
с Подводящиеупражнениядля
4-5
вращениеммя подачи с вращением мяча.
ча.
Специальныеупражнениядля
подачи с вращением мяча.
Специальныеупражнениячерез
сетку(в паре). Упражнения для
развития ловкости, гибкости.
Учебнаяигра.
6-7
8 Подачав
прыжке.
Подводящие упражнения для 6-7
подачи в прыжке. Специальные
упражнениядляподачивпрыжке
.
Развитиепрыгучести.Упр.
Дляразвитиявзрывнойсилы.
Учебнаяигра.
Факт
4 Верхняяпере Передачивпрыжкенадсобой,на 8
8
дачамяча
зад(короткие,
средние,длинные)
Передачадвумясповоротом,од
ной
рукой.
Развитие
координации.
Учебнаяигра.
9
Техниканапад 4
Передачав
Упражненияснабивнымимячам 9
ения(12ч)
прыжке
и,с баскетбольными мячами.
Специальные
упражнения
в
парах
наместе.Специальныеупражне
ния
в
парах,
тройках
с
перемещением.
Специальныеупражнения
у
сетки.
Учебнаяигра.
10-11
8
Нападающий Упр.
удар.
для
напрыгивания. 10-11
Специальные упр.
у стены
вопорномположении.Специаль
ные
упр.
на
подкидном
мостике.
Специальныеупр.впарахчерез
сетку. Упр. для развития
прыгучести,точностиудара.
Учебная игра.
12
Техника
защиты (20ч)
4
Приемымяча. Упр.дляперемещенияигроков.
Имитационныеупр.с
баскетбольныммячомпотехни
ке приема мяча. (на месте,
послеперемещений).Специаль
ныеупр.в парах, тройках без
сетки.
Специальныеупр.впарахчерез
сетку. Учебная игра.
12
13-14
8
Приеммячас Падение на спину, бедро – 13-14
падением.
спину,
набок,наголени,кувырок,нарук
и – грудь. Учебная игра.
Акробатическиеупражнения.
15-16
8
Блокировани Упр.
е(подвиж.
для
перемещения 15-16
и блокирующихигроков.
неподвиж.)
Имитационныеупр.потехнике
блокирования (на месте, после
перемещения). Имитационные
упражнения
с
баскетбольнымимячами.(впаре
).Специальныеупр. через сетку
(в
паре).
Упр.
потехникегрупповогоблока.
Учебнаяигра.
17
Тактиказащи 4
Групповые
Упражненияна
ты(16 ч)
действияв
развитиепрыгучестиипрыжков
защите
ойловкости
17
волейболиста.
внутри линии Учебная игра.
и
междулиния
ми.
18
4
Элементы
Технико-тактические действия 18
гимнастики ив
защите
при
страховке
акробатики в игроком 6 зоны. Упражнения
занятиях
для
развития
волейболиста быстротыперемещения.
19
4
.
Учебная игра.
Элементы
Технико-тактическиедействияв 19
баскетбола в защите для страховки крайним
занятияхволе
йболистов.
защитником,свободным
отблока. Учебная игра
20
4
Индивидуаль Прием
ные
мяча
от
сетки. 20
Индивидуальные тактические
тактические действияприприеменападающе
действия
го
удара.
приприемепо Развитиекоординации.
дач.
21
Учебнаяигра.
Тактиканапад 4
Индивидуаль Групповые
ения (44 ч)
ные
и Командныедействиявнападени
групповые
и.
Взаимодействие
действиянапа внутри
22
4
взаимодействия. 21
линии
игроков
и
между
дения.
линиями.
Индивид.
Выполнение вторых передач. 22
тактическиед Подборупражненийдляразвити
ействия.
я быстротыперемещений.
Учебнаяигра.
23-24
8
Индивидуаль Взаимодействиеигроков.Игравз 23-24
ные
и ащитеигроковикомандывцелом
групповые
. Групповые взаимодействия.
действия.
Упражнениядляразвитияловкос
ти, гибкости.
Учебная игра.
25-26
8
Индивидуаль Передачавпрыжке,отвлекающ 25-26
ныетактическ иедействияпривторых
ие
действия передачах. Упражнения для
при
воспитания
быстроты
выполнении
ответных
действий.
первых
Упражнения
передачна
нарасслабление.Боковойнапад
удар.
ающий удар, подача в прыжке.
СФП.
Упражнения
совершенствования
ориентировки игрока.
Учебная игра.
для
27
4
Тактиканапад Нападающийударзаднейлинии. 27
ающегоудара СФП.
Подбор
.
упр.
для
развития
специальнойсилы.Учебнаяигра
.
28
4
Индивидуаль Упражнениядля
28
ныетактическ развитияпрыгучести.Нападаю
ие
действия щийудар толчком одной ноги.
блокирующег Подборупражненийдляразвит
оигрока.
иявзрывной
силы.
Учебнаяигра.
29-30
8
Отвлекающи Упр. для развития гибкости. 29-30
е
действия Технико-тактические действия
при
нападающегоигрока(блок–аут).
нападающем Упр.дляразвитиясилы(гантели,
ударе.
эспандер).
Переход
от
действийзащитыкдействиямват
аке(и наоборот). Учебная игра.
31
4
Взаимодейст Передачамячаоднойрукойв
вия
31
прыжке. Учебная игра.
нападающего
ипасующего
32
Игра
по 4
Групповые
Обманные нападающие удары. 32
правилам
с
действияв
Групповые
заданием
(16
нападении
нападении через игроказадней
через
линии.
ч)
действия
в
игрокапередн Подборупражненийдляразвити
ей линии
3
33-34
4
явзрывнойсилы. Учебнаяигра.
Командныеде Учебнаяиграсзаданием.
йствия
защите
в
33-34
Литература:
1.
Голомазов В. А. Ковалев В. Д., Мельников А. Г. «Волейбол в школе»
- М.: Просвещение, 1989.
2.
Мармор В. К. «Специальные упражнения волейболиста» -
Кишинев: «Карта Молдовеняска», 1995.
УМК:
1.
Мерзляков В. В., Гордышев В. В. «Игры, эстафеты, игровые
упражнения волейболиста» - Волгоград, 1987.
2.
«Физическая культура в школе» - Москва, 2010
3.
«Физкультура и спорт» - Москва, 2010