1. Общие положения
1.1. Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее —
Положение) в МАОУ МО Заречный «СОШ № 2» (далее — Школа) определяет
направления внутренней оценки качества образования и состав контрольно-оценочных
процедур, регламентирует порядок организации и проведения контрольно-оценочных
процедур, закрепляет критерии и формы оценки по различным направлениям.
1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и другим
законодательством в сфере образования, в том числе федеральными образовательными
программами (далее — ФОП), а также локальными нормативными актами Школы.
1.3. Положение разработано с учетом Показателей, характеризующих общие
критерии
оценки
качества
образовательной
деятельности
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность,
утвержденных
приказом
Минпросвещения от 13.03.2019 № 114.
1.4. В Положении использованы следующие понятия и аббревиатуры:
качество образования — комплексная характеристика образовательной
деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия
федеральным государственным образовательным стандартам и потребностям
обучающихся, в том числе степень достижения планируемых результатов
образовательной программы;
внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) — это
система мероприятий, организуемых Школой и необходимых для осуществления
контроля состояния качества образовательной деятельности посредством получения
своевременной, полной и объективной информации о качестве образовательного
процесса, который реализуется в Школе, и результатах освоения программ
обучающимися;
документы ВСОКО — это совокупность информационно-аналитических
продуктов контрольно-оценочной деятельности Школы;
мониторинг — это системное, протяженное во времени наблюдение
за управляемым объектом, которое предполагает фиксацию состояния наблюдаемого
объекта на «входе» и «выходе» периода мониторинга. Мониторинг обеспечивается
оценочно-диагностическим инструментарием и имеет заданную траекторию анализа
показателей наблюдения;
оценка/оценочная/контрольно-оценочная
процедура —
совокупность
мероприятий, направленных на установление степени соответствия фактических
показателей планируемым или заданным, в том числе в рамках образовательной
программы;
ГИА — государственная итоговая аттестация;
ООП — основная образовательная программа.
2. Организация ВСОКО
2.1. В рамках ВСОКО оценивается:
качество образовательных программ;
качество условий реализации образовательных программ, в том числе
инфраструктура Школы и ее доступность для детей с ОВЗ и инвалидностью;
качество образовательных результатов обучающихся;
удовлетворенность обучающихся и их родителей (законных представителей)
качеством образования.
2.2. Направления, обозначенные в пункте 2.1, оцениваются посредством
следующих внешних и внутренних мероприятий.
Внешние мероприятия
Внутренние мероприятия
Аккредитационный
мониторинг
Стартовая диагностика
Всероссийские
проверочные работы
Оценка уровня формирования функциональной грамотности
обучающихся и педагогов
ГИА
Оценка
соответствия
реализуемых
в Школе
образовательных программ федеральным требованиям
Региональные
и муниципальные
оценочные работы
Оценка условий реализации ООП (по уровням общего
образования) федеральным требованиям
Независимая
оценка Мониторинг образовательных достижений обучающихся,
качества
условий в том числе индивидуального прогресса обучающегося
образовательной
в достижении предметных и метапредметных результатов
деятельности
освоения
ООП,
сформированности
и развития
метапредметных образовательных результатов
Независимая
оценка Мониторинг
личностного
развития
обучающихся,
качества
подготовки сформированности у обучающихся личностных УУД
обучающихся
Формирование Индекса Самообследование
качества
общего
образования РФ
Национальные
Анализ уроков и других занятий
сопоставительные
исследования качества Контроль ведения электронного журнала
общего образования
Международные
Анкетирование педагогов, обучающихся,
сопоставительные
(законных представителей) обучающихся
исследования качества
общего образования
родителей
2.3. Состав должностных лиц, выполняемый ими в рамках ВСОКО функционал
и сроки контрольно-оценочных мероприятий определяются ежегодно директором
Школы.
2.4. Результаты внешних мероприятий используются Школой в целях,
необходимых для осуществления внутренней оценки качества образования
и избежания увеличения нагрузки на обучающихся и педагогов.
2.5. Контрольно-оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО
включаются в годовой план работы Школы.
2.6. В рамках ВСОКО Школа проводит в том числе следующие мероприятия,
рекомендованные Минпросвещения России:
2.6.1. Анализ результатов федеральных, региональных и внутренних оценочных
процедур;
2.6.2. Разработку плана (дорожной карты) по результатам анализа внутреннего
оценивания и результатов федеральных и региональных оценочных процедур,
направленного на повышение качества образования в образовательной организации;
2.6.3. Корректировку системы внутреннего оценивания качества образования,
внесение изменений в планы и направления внутреннего контроля;
2.6.4. Работу с обучающимися, в том числе контроль устранения образовательных
дефицитов, выявленных у обучающихся при проведении оценочных процедур,
оптимизацию выбора и содержания учебных курсов из части учебного плана,
формируемого участниками образовательных отношений, поурочного планирования
учебных предметов, планов психолого-педагогической и социальной помощи детям,
испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ,
корректировку используемых учителями педагогически обоснованных форм, методов
и средств обучения и воспитания и т.д.;
2.6.5. Работу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних
обучающихся, в том числе знакомство с содержанием образования, используемыми
методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с
оценками успеваемости детей и т. д.;
2.6.6. Работу с педагогическим коллективом образовательной организации, в том
числе определение направлений методической подготовки педагогических работников,
оказание методической помощи учителям, имеющим профессиональные проблемы и
дефициты в части оценивания результатов обучающихся при проведении оценочных
процедур качества образования, обеспечение преемственности на различных уровнях
образования, определение стратегии кадровой политики образовательной организации,
повышение взаимодействия между педагогами и т. д.;
2.6.7. Работу с образовательной средой, в том числе усиление практической
составляющей в содержании учебных предметов естественно-научной направленности,
разработку и использование современных методических материалов, позволяющих
осуществлять индивидуальный подход в обучении, и т. д.;
2.6.8. Оценку эффективности принятых мер.
3. Оценка образовательных результатов обучающихся
3.1. В качестве объекта оценки результатов реализации ООП (по уровням общего
образования), разработанных на основе ФГОС и ФОП, выступают:
предметные результаты обучения;
метапредметные результаты обучения;
личностные результаты;
достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного
уровня;
удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов.
3.1.1. Оценка достижения метапредметных и предметных результатов освоения
ООП (по уровням общего образования) проводится в соответствии с Положением
о формах,
периодичности
и порядке
текущего
контроля
успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным
программам МАОУ МО Заречный «СОШ № 2»
Для оценки метапредметных и предметных результатов освоения ООП (по
уровням общего образования) школа вправе в том числе использовать перечни
(кодификаторы) проверяемых требований к метапредметным и предметным
результатам освоения ООП НОО, ООО и СОО, утвержденные в составе ФОП НОО,
ООО и СОО.
При проведении оценочных мероприятий обучающиеся в течение одного
учебного года принимают участие не более чем в одном исследовании —
всероссийских
проверочных
работах,
национальных
исследованиях
или
международных исследованиях.
3.1.2. Сводная информация по итогам оценки предметных результатов
проводится по параметрам согласно приложению 1.
3.1.3. Достижение личностных результатов освоения ООП (по уровням общего
образования) диагностируется в ходе неперсонифицированного мониторинга
личностного развития обучающихся и встроенного педагогического наблюдения
в соответствии с графиком, устанавливаемым директором Школы.
3.1.4. Достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах
различного уровня оцениваются по критериям и показателям, приведенным в
приложении 2.
3.1.5. Удовлетворенность родителей (законных представителей) обучающихся
качеством образовательных результатов оценивается в конце каждого учебного года
на основании опросов и анкетирования, которые проводятся раз в полгода.
3.1.6. Все образовательные достижения обучающегося подлежат учету.
Результаты индивидуального учета фиксируются:
в электронном журнале успеваемости;
в справке по итогам учета портфолио обучающегося.
4. Оценка образовательной деятельности
4.1. Оценке подлежат ООП соответствующего уровня общего образования,
разработанные согласно требованиям ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО
в соответствии с ФОП. Оценка ООП проводится на этапе ее разработки или изменения
(до утверждения) на предмет соответствия содержания и структуры ООП федеральным
требованиям.
4.1.1. Результаты оценки ООП (по уровням общего образования) прикладываются
к протоколу утверждения программы педагогическим советом.
4.1.2. В случае внесения в ООП (по уровням общего образования) изменений
и/или дополнений проводится оценка этих изменений и дополнений на предмет
соответствия требованиям ФГОС и ФОП соответствующего уровня общего
образования.
4.2. Оценка дополнительных общеобразовательных программ проводится только
на этапе их внесения в школьный реестр дополнительных общеобразовательных
программ по параметрам:
соответствие тематики программы запросу потребителей;
соответствие
содержания
программы
заявленному
направлению
дополнительного образования;
соответствие структуры и содержания программы региональным требованиям
(при их наличии);
наличие в программе описанных форм и методов оценки планируемых
результатов освоения программы обучающимся.
4.2.1. Оценка реализации дополнительного образования проводится по схеме
анализа занятия (приложение 3).
5. Оценка условий реализации образовательных программ
5.1. Структура оценки условий реализации образовательных программ
разрабатывается на основе требований ФГОС к кадровым, финансовым, психологопедагогическим, материально-техническим и информационно-методическим условиям
и другим требованиям федерального и регионального образования.
5.3. Оценка условий реализации образовательных программ проводится:
на этапе разработки ООП ;
ежегодно в ходе подготовки отчета о самообследовании;
в иные периоды, устанавливаемые директором Школы.
5.6. Ежегодно в ходе подготовки отчета о самообследовании проводится
контроль состояния условий. Предметом контроля выступают совокупное состояние
условий образовательной деятельности в Школе.
5.7. Результаты ежегодной оценки совокупного состояния условий
образовательной деятельности Школы включаются в отчет о самообследовании.
6. Мониторинг
6.1. В рамках ВСОКО проводятся мониторинги:
личностного развития обучающихся;
достижения обучающимися метапредметных образовательных результатов;
условий реализации образовательных программ;
показателей отчета о самообследовании.
7. Итоговые документы ВСОКО
7.1. В рамках ВСОКО ответственные лица готовят справки по результатам
оценочных мероприятий, локальные аналитические записки в случае внепланового
контроля в одном из направлений ВСОКО и сводные аналитические справки по итогам
мониторингов.
7.2. Состав конкретных документов ВСОКО ежегодно обновляется и
утверждается директором Школы.
Приложение 1
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
Показатели оценки предметных образовательных результатов
Показатели
№
оценки предметных образовательных результатов
Единица
измерения
Численность/удельный
1
вес численности учащихся, успевающих
на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, в общей
численности учащихся
Чел./%
Средний
2
балл ОГЭ выпускников 9-го класса по русскому языку
Балл
Средний
3
балл ОГЭ выпускников 9-го класса по математике
Балл
Средний
4
балл ЕГЭ выпускников 11-го класса по русскому языку
Балл
Средний
5
балл ЕГЭ 11-го класса по математике
Балл
Численность/удельный
6
вес численности выпускников 9-го класса,
получивших
неудовлетворительные
результаты
на ОГЭ
по русскому
языку,
в общей
численности выпускников 9-го класса
Чел./%
Численность/удельный
7
вес численности выпускников 9-го класса,
получивших
неудовлетворительные
результаты
на ОГЭ
по математике,
в общей
численности выпускников 9-го класса
Чел./%
Численность/удельный
8
вес численности выпускников 11-го класса,
получивших результаты ниже установленного минимального
количества
баллов
ЕГЭ
по
русскому языку, в общей численности выпускников 11-го класса
Чел./%
Численность/удельный
9
вес численности выпускников 11-го класса,
получивших результаты ниже установленного минимального
количества
баллов
ЕГЭ
по
математике, в общей численности выпускников 11-го класса
Чел./%
Численность/удельный
1
вес численности выпускников 9-го класса,
0 не получивших аттестаты об основном общем образовании,
в общей
численности
выпускников 9-го класса
Чел./%
Численность/удельный
1
вес численности выпускников 11-го класса,
1 не получивших аттестаты о среднем общем образовании, в общей
численности
выпускников 11-го класса
Чел./%
Численность/удельный
1
вес численности выпускников 9-го класса,
2 получивших
аттестаты об основном общем образовании
с отличием,
в общей
численности
выпускников 9-го класса
Чел./%
Численность/удельный
1
вес численности выпускников 11-го класса,
3 получивших аттестаты о среднем общем образовании с отличием,
в общей
численности
выпускников 11-го класса
Чел./%
Численность/удельный
1
вес численности учащихся, принявших
4 участие в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей
численности учащихся
Чел./%
Численность/удельный
1
вес численности учащихся — победителей
и призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности
учащихся, в том числе:
Чел./%
— муниципального уровня;
Чел./%
— регионального уровня;
Чел./%
— федерального уровня;
Чел./%
— международного уровня
Чел./%
5
Численность/удельный
1
вес численности учащихся, получающих
6 образование с углубленным изучением отдельных учебных
предметов,
в общей
численности
учащихся
Чел./%
Численность/удельный
1
вес численности учащихся, получающих
образование в рамках профильного обучения, в общей численности
учащихся
Чел./%
7
Приложение 2
к Положению о внутренней системе
оценки качества образования
Критерии и показатели мониторинга
и регионального этапов олимпиады (конкурса)
№
Критерии
результатов
Показатели
муниципального
Источники
информации
п/п
Результативность
1
участников
при
переходе
с
муниципального
на
региональный
этап
олимпиады
Количество
участников
различных
этапов,
которые
показали
минимум 25%
от
максимального
балла
по
системе оценивания
Участие
2
педагогов Количество
Школы в предметных
участников
комиссиях
комиссий
муниципального
и
регионального этапов
олимпиады
жюри
Муниципальный,
региональный
рейтинг
по
результатам
участия
в
олимпиаде
учителей Приказы о составе
предметных жюри
муниципального и
регионального
этапов олимпиады
Массовость
3
участия в Общее
количество Базы участников
региональном
этапе участников
регионального регионального
олимпиады
этапа в процентах от общего числа этапа олимпиады
обучающихся в этих классах.
Положительное состояние дел, если
Школа занимает более высокое
положение относительно среднего
показателя
в муниципалитете,
регионе
Эффективность
4
регионального
этапа
олимпиады по каждому
предмету
Количество
учащихся
9–11-х Базы участников
классов
в списках
участников заключительного
заключительного этапа олимпиады. этапа олимпиады
Положительное состояние дел, если
Школа
имеет
участников
заключительного этапа олимпиады
Результативность
5
Общее
количество Отчеты
жюри
участия
в победителей
и призеров заключительного
заключительном этапе заключительного
этапа этапа олимпиады
олимпиады
олимпиады.
Положительное состояние дел, если
Школа
имеет
призеров
и победителей
заключительного
этапа олимпиады
Реализация
6
цели
профильной
ориентации
участников олимпиады
Количество
победителей
и Статистические
призеров
регионального данные по вузам
этапа олимпиады для 11-х классов,
сдавших ЕГЭ по предмету участия
в региональном этапе на баллы,
позволившие
им
поступить
в профильные
вузы,
в процентах
от их
общего числа.
Количество победителей и призеров
заключительного
этапа олимпиады для 11-х классов,
поступивших в профильные вузы, в
процентах
от их общего
числа.
Положительная
оценка
профильного
характера
олимпиады,
если
выпускники
выбирают профиль образования
в соответствии
с учебным
предметом, по которому выиграли
олимпиаду