ПОЛОЖЕНИЕ об инклюзивном образовании с ОВЗ

1. Общие положения
1.1. Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными

возможности здоровья (далее - дети с ОВЗ) в МАОУ МО Заречный "Средняя
общеобразовательная школа 2 с углубленным изучением отдельных предметов" разработано на
основании:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации"; Сан ПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, Сан ПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2,
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства
просвещения России от 22.03.2021 № 115.
1.2. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными
возможностями здоровья (далее - Положение) определяет порядок организации обучения и
воспитания детей с ОВЗ.
1.3. Инклюзия признается как закономерные этапы развития образования детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо,
имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико педагогической комиссией и препятствующие получению
образования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29
декабря2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") Инклюзивное
образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом
разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (п. 27 ст.
2 Федерального закона от 29 декабря2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации").
Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная
для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных
возможностей и
при
необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц (п. 28 ст. 2 Федерального закона от 29
декабря2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации”).
2. Организация инклюзивного образования
2.1. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста может
быть организовано в форме совместного обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе общеобразовательного
учреждения, реализующего основные образовательные программы, если это не препятствует
успешному освоению образовательных программ всеми обучающимися.
2.2. Выбор образовательной программы обучения ребенка с ограниченными возможностями
здоровья зависит от степени выраженности недостатков физического и (или) психического
развития, сложности структуры нарушения, образовательных потребностей, уровня готовности
ребенка к включению в среду нормально развивающихся сверстников и определяется
психолого-медико-педагогической комиссией.
2.3. Форма получения общего образования по конкретной образовательной программе
определяется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося.
При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося
формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка
2.4. Необходимыми условиями организации обучения обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении являются:
- создание адаптивной среды (инфраструктура, нормативно-правовые, материальные,
информационные, психолого-педагогические ресурсы);

- повышение квалификации педагогических работников;
- создание
психолого-медико-педагогического
консилиума

для
организации
психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Критерии организации инклюзивного образования
В качестве критериев организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья следует рассматривать:
-особые образовательные потребности ребенка, обусловленные выраженностью первичного
дефекта,
уровнем
развития,
индивидуальными
интеллектуальными
и
эмоционально-личностными особенностями, препятствующие получению образования без
создания специальных условий;
- готовность социальной среды (условия семейного воспитания, возможность оказания
соответствующей поддержки со стороны родителей (законных представителей) инклюзируемого
ребенка, педагогических работников, родителей (законных представителей) и обучающихся, не
имеющих нарушений в развитии;
- соответствие образовательной среды общеобразовательного учреждения потребностям
инклюзированного ребенка: создание необходимых условий для получения без дискриминации
качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции
нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на
основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков,
методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению
образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному
развитию этих лиц (ст. 5 Федерального закона от 29 декабря2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" )
3. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными
возможностями здоровья
3.1. Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной общеобразовательной
программой с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а для
инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Под специальными условиями для получениия образования обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких
обучающихся, включающие в себя использование специальных учебников, учебных пособий и
дидактических материалов специальных технических средств коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую
техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
обеспечение доступа в здания школы, а также иные условия, без которых невозможно или
затруднено освоение образовательных программ.
3.2. Предельная наполняемость отдельного класса (группы), группы продленного дня для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается в соответствии с
Санитарно-эпидемиологическими требованиями и правилами.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано
как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах. Количество
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 3
обучающихся при получении образования совместно с другими обучающимися.
3.3. В школе, с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, создаются
специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья:
а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению: адаптация
официальных сайтов школы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с
учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному
стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и
в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о
расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных
букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и
продублирована шрифтом Брайля);
присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;

обеспечение наличия альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или
аудиофайлов;
обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к
зданию Организации, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы
обучения самого обучающегося;
б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху: дублирование
звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка
мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество
необходимо определять с учетом размеров помещения);
обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
обеспечение получения информации с использованием русского жестового языка
(сурдоперевода, тифлосурдоперевода);
в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: обеспечение
беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие
помещения Организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов,
поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек- барьеров до
высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
3.4. Для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными
возможностями здоровья создаются:
необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания
ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее
подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения;
условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного
уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе
посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями
здоровья.
3.5. В школе, при осуществлении деятельности по адаптированным общеобразовательным
программам для слабослышащих обучающихся (имеющих частичную потерю слуха и различную
степень недоразвития речи) и позднооглохших обучающихся (оглохших в дошкольном или
школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), с учетом рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии создаются два отделения: для слабослышащих
обучающихся (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и
позднооглохших обучающихся (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но
сохранивших самостоятельную речь), создаются два отделения:
1 отделение - для обучающихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением
слуха;
2 отделение - для обучающихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением
слуха.
3.6. В школе, при осуществлении
деятельности
по адаптированным
общеобразовательным программам допускается совместное обучение слепых и слабовидящих
обучающихся, а также обучающихся с пониженным зрением, страдающих амблиопией и
косоглазием и нуждающихся в офтальмологическом сопровождении.
Основой обучения слепых обучающихся является система Брайля.
3.7. В школе, при осуществлении
деятельности
по адаптированным
общеобразовательным программам для обучающихся, имеющих тяжелые нарушения речи,
создаются два отделения:
1 отделение - для обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия,
дизартрия, ринолалия, афазия), а также обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи,
сопровождающееся заиканием;
2 отделение - для обучающихся с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.
В составе 1 и 2 отделений комплектуются классы (группы) обучающихся, имеющих однотипные
формы речевой патологии, с обязательным учетом уровня их речевого развития.
3.8. В случае если обучающиеся завершают освоение адаптированных общеобразовательных
программ основного общего образования до достижения совершеннолетия и не могут быть
трудоустроены, для них открываются классы (группы) с углубленным изучением отдельных
учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы.
3.9. В школе, при осуществлении деятельности по адаптированным общеобразовательным

программам, допускается:
совместное обучение обучающихся с задержкой психического развития и обучающихся с
расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с
задержкой психического развития; совместное обучение по образовательным программам для
обучающихся с умственной отсталостью и обучающихся с расстройством аутистического
спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью (не более
одного ребенка в один класс).
Обучающимся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых
сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к нахождению в
Организации (от полугода до 1 года) организуется специальное сопровождение.
Для успешной адаптации обучающихся с расстройствами аутистического спектра на групповых
занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные
занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке
эмоционального и социального развития таких детей из расчета 5-8 обучающихся с
расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога.
3.10. Реализация адаптированных общеобразовательных программ в части трудового обучения
осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих
кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья,
возможностей, а также интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их
родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя
подготовку обучающегося для индивидуальной трудовой деятельности.
В классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных
областей соответствующей образовательной программы принимаются обучающиеся,
окончившие 9 (10) класс.
3.11. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей- инвалидов, которые по
состоянию здоровья не могут посещать Организацию, на основании заключения медицинской
организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по
общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях.
Порядок регламентации и оформления отношений школы и родителей (законных
представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в
части организации обучения по общеобразовательным программам на дому или в медицинских
организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации.
4. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, обучающегося в форме инклюзивного образования
Диагностико-коррекционное, психолого-медико-педагогическое
сопровождение обучающихся с ОВЗ в общеобразовательном учреждении осуществляется
ПМПК
4.1. Специалисты ПМПК):
- осуществляют психолого-медико-педагогическое обследование детей с ОВЗ;
- определяют возможности инклюзии конкретного ребенка, условий и форм инклюзии;
- проводят предварительную работу с обучающимися, родителями (законными
представителями), педагогическими работниками общеобразовательного учреждения,
направленную на подготовку к организации инклюзивного образования в данной организации.
- разрабатывают совместно с педагогами индивидуальные образовательные маршруты;
- отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ по программе, рекомендованной ПМПК;
- организуют систематическое сопровождение образовательного процесса в условиях
инклюзии;
- осуществляют анализ выполненных рекомендаций всеми участниками процесса инклюзии;
- согласуют со специалистами ПМПК оценку результатов обучения.
4.2. Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях
общеобразовательного учреждения осуществляют педагог-психолог, социальный педагог,
учитель.
4.3. Результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся,
формирования навыков образовательной деятельности, освоение образовательных программ,
показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в документации ПМПК.

4.4. В случае отсутствия специалистов сопровождения, невозможности введения в штатное
расписание общеобразовательного учреждения ставок специалистов квалифицированная
психолого-педагогическая коррекционная поддержка может оказываться на основе договора
между МКОУ ГО Заречный «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» и
школой.
5. Методическая поддержка
Методическое обеспечение, консультационное сопровождение, общую координацию
деятельности образовательного учреждения в организации инклюзивного образования
оказывает МКОУ ГО Заречный «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» и
МКУ «Управление образования городского округа Заречный».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».