Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Городского округа Заречный средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов «ПРИНЯТ» Решением педагогического совета МАОУ СОШ № 2 «УТВЕРЖДЕН» Приказом №74/од от 29.08.2024 директор МАОУ СОШ №2 _________ Т.С Непряхина Протокол № 8 от 29.08.2024 План внеурочной деятельности МАОУ ГО Заречный «СОШ №2» ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ на 2024-2025 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. План внеурочной деятельности МАОУ ГО Заречный «СОШ №2» обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего общего образования: • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” (с изменениями от 18.06.2022 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569); • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” (с изменениями от 18.06.2022 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 568); • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413». 1.2. Основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования реализуются образовательной организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.364820), Санитарные правила и нормы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПин 1.2.3685-21). Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. 1.3. При разработке плана использовались следующие документы: • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 14.07.2022); • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями от 18.06.2022, Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569); • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 18.06.2022, Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 568); • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413»; • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 г. "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность"; • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»; • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»; • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»; • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648- 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20); • Информационно-методическое письмо Министерства просвещения Российской Федерации «Об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования» от 05.07.2022 № ТВ1290/03; • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН • 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (СанПиН 1.2.3685-21); • Устав МАОУ ГО Заречный «СОШ №2». 2. Целевая направленность, стратегические и тактические цели содержания образования 2.1. План отражает основные цели и задачи МАОУ ГО Заречный «СОШ №2». 2.2. Подготовлен с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через внеурочную деятельность, широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные и иные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся, с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. 2.3. Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы. 2.4. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении начального общего образования (до 1320 часов за четыре года обучения), основного общего образования (до 1750 часов) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации. План внеурочной деятельности в первую очередь направлен на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования в зависимости от возможностей МАОУ ГО Заречный «СОШ №2», а также особенностей окружающего социума. Внеурочная деятельность осуществляется непосредственно в образовательной организации. Формы организации внеурочной деятельности: - кружки; - спортивные секции. Все формы предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работы, обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность). 3. Основные принципы плана 3.1. При выборе направлений и отборе содержания обучения МАОУ ГО Заречный «СОШ №2» учитывает: - учет познавательных потребностей обучающихся и социального заказа родителей; - учет кадрового потенциала образовательного учреждения; - поэтапность развития нововведений; - построение образовательного процесса в соответствии с санитарногигиеническими нормами; - соблюдение преемственности и перспективности обучения. 3.2. Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безотметочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. 3.3. Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка. 3.4. Внеурочная деятельность решает следующие задачи: • поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программ начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования; • совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; • формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; • повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; • развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; • становление умений командной работы; • поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; • формирование культуры поведения в информационной среде. 3.5. С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности реализуются через учебно-познавательную деятельность, в которой наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности: - занятия по дополнительному изучению отдельных учебных предметов; - занятия по формированию функциональной грамотности; - занятия по проектно-исследовательской деятельности в рамках работы центра естественно-научной и технологической направленностей; - профориентационные занятия. 3.6. Внеурочная деятельность на базе МАОУ ГО Заречный «СОШ №2» реализуется через системы внеурочной деятельности, работу классных руководителей, руководителей кружков внеурочной деятельности. При выборе направлений и отборе содержания обучения учитываются: • • • • • • • особенности МАОУ ГО Заречный №СОШ №2» (условия функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав); результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности; возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью; особенности информационно-образовательной среды МАОУ ГО Заречный «СОШ №2», национальные и культурные особенности региона. 3.7 Направления внеурочной деятельности. Обще интеллектуальное; Общекультурное; Социальное; • • Духовно-нравственное; Спортивно-оздоровительное. Предусмотренные на внеурочную деятельность часы распределены следующим образом: Обязательная часть: 1 час в неделю — на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок); 1 час в неделю — на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности); 1 час в неделю — на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся «Россия – мои горизонты» и «Мир профессий». Вариативная часть: • Занятия, связанные с дополнительным изучением учебных предметов; • Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах, а также в рамках реализации программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»). С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности использованы через реализацию плана внеурочной деятельности с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве школы. Программы внеурочной деятельности разрабатываются в 1 классе на 33 учебные недели, во 2 – 3 классах – на 34 учебные недели, в 5-9 классах – на 34 учебные недели, в 10-11 классах – на 34 учебные недели. 4. Ожидаемые результаты внеурочной деятельности. Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка. Все виды внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального, основного и среднего общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине — России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» — разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. Основная цель занятий по формированию функциональной грамотности развитие способности обучающихся применять приобретённые знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью). Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественно- научной, финансовой, направленной и на развитие креативного мышления и глобальных компетенций. Основные организационные формы: кружки или факультативы. Профориентационная работа направлена на развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности. Основные организационные формы: профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов, изучение специализированных цифровых ресурсов, профессиональные пробы, моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии, посещение ярмарок профессий и профориентационных парков. Основное содержание: знакомство с миром профессий и способами получения профессионального образования; создание условий для развития надпрофессиональных навыков (общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности. Основная цель дополнительного изучения учебных предметов интеллектуальное развитие обучающихся, удовлетворение их особых познавательных интересов. Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к знаниям, как залогу их собственного будущего. Основные направления деятельности: • занятия по дополнительному изучению учебных предметов или модулей; • занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности; • занятия, связанные с освоением регионального компонента образования или особыми этнокультурными интересами участников образовательных отношений. Основная цель спортивной направленности - удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. Основные задачи: физическое развитие обучающихся, привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли,ответственности, формирование установок на защиту слабых; оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе, развитие их самостоятельности и ответственности, формирование навыков самообслуживающего труда. Основные организационные формы: занятия школьников в кружках и спортивных секциях. Количество часов по классам в неделю Направление внеурочной деятельности Реализуемая программа, формы работы 5 6 7 8 9 всего 1 1 1 1 2 6 1 2 2 2 7 1 1 1 1 5 Обще интеллектуальное (Конкурсы, познавательные игры и викторины, олимпиады, интеллектуальные марафоны, классные часы, библиотечные уроки, исследовательские и творческие проекты, выставки творческих работ, презентации научно- практические конференции, защита проектов и учебноисследовательских работ, презентация проектов (реализуется через воспитательную деятельность) Конкурсы, творческие конкурсы Профориентация Образовательные проекты УНЦ «Открытие» 1 Общекультурное 2 2 1 2 2 9 1 1 1 1 1 5 1 1 1 Школьные предметные недели, классные часы, акции, конкурсы, экскурсии, знакомство с достопримечательностями города, области, страны, филармонические уроки, диспуты (реализуется через воспитательную деятельность) Духовно- нравственное (Классные часы и тематические беседы, посещение музеев, библиотек, выставок, творческие конкурсы, фестивали, акции, концерты) Разговоры о важном Школьный хор 1 1 1 3 Школа крепкой семьи Спортивнооздоровительное Играем в баскетбол* (Спортивные секции, традиционные массовые спортивные мероприятия, походы выходного дня, классные часы и тематические беседы) Играем в волейбол* Занимательная кулинария «ОчУмелые ручки!» Всего 3 1* 1* 1* 1 1 5 1* 1* 1* 1 1 5 1 1 2 1 1 2 10 10 10 *Формируются сборные группы из обучающихся одной параллели 10 10 50 Направление внеурочной деятельности Реализуемая программа, формы работы Количество часов по классам в неделю 10 11 всего Обще интеллектуальное (Конкурсы, олимпиады, интеллектуальные марафоны, классные часы, библиотечные уроки, исследовательские и творческие проекты, презентации научнопрактические конференции, защита проектов и учебноисследовательских работ, презентация проектов (реализуется через классное руководство) 2 2 4 Общекультурное (Школьные предметные недели, классные часы, акции, конкурсы, экскурсии, знакомство с достопримечательностями города, области, страны, филармонические уроки, диспуты (реализуется через классное руководство) 1 1 2 2 2 4 Социальное (Школьное самоуправление, социально-значимая деятельность, классные часы, тематические беседы, экскурсии на Профориентация предприятия и в организации города) Разговоры о важном Духовно-нравственное (Классные часы, тематические беседы, Школьный театр* посещение музеев, театров, выставок, творческие фестивали, конкурсы, акции, концерты) Мир баскетбола* Спортивно оздоровительное (Тематические классные Мир волейбола* часы, беседы, встречи с интересными людьми, спортивные секции, массовые спортивные мероприятия, походы выходного дня) Итого 1 1 2 1 1 2 2 2 4 1 1 2 10 10 20 *Формируются сборные группы из обучающихся 10, 11 классов