2024-2025 РП Краеведение

УТВЕРЖДЕНО
Приказом № 74/од от 29.08.2024 г
Директор МАОУ ГО Заречный
«СОШ №2»___________Т.С.Непряхина
«29» августа 2024 г.

Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Краеведение»
1-4 класс
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
городского округа Заречный
"Средняя общеобразовательная школа № 2
с углубленным изучением отдельных предметов"
на 2024-2025 учебный год

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Краеведение»
1 – 4 классы
Программа внеурочного занятия «Краеведения» разработана на основе ООП НОО МАОУ ГО
Заречный « СОШ № 2» в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Планируемые результаты изучения курса
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к
результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта.
Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях
выпускников. Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся
выступает основная образовательная программа начального общего образования ОУ.
В результате освоения курса «Краеведение» формируются следующие результаты, соответствующие
требованиям ФГОС НОО:
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки
-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам
природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и
гордости за свою Родину, народ и историю;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по
исправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
-координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого
и исследовательского характера;
-узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с
содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение
предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
-установление причинно-следственных связей.
Результатом четырех лет могут быть: папка с первым собственным опытом по краеведению,
исследовательские проекты на краеведческую тему, виртуальные экскурсии, разработанные

экскурсионные тропы, экологические мероприятия
экологические проекты, стать в газетах и т.д.

и

акции,

социальные

краеведческие

и

Содержание разделов программы
1 класс:
Что изучает краеведение? (2 часа)
Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.
Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах
«Малая родина – мой посёлок, мой город» (17 часов)
Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину. Мой
город, мой поселок, моя улица. Люди моего края. Люди моего города.
Моя школа, мой класс, мои учителя.
История школы. Мои родители учились в этой школе…. Какой была школа много лет назад.
Традиции школы. Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое
расскажут. Почему мои родители гордятся школой.
С днём рождения наш класс. «Посвящение в первоклассники».
Моя родословная (14 часов)
Мой дом. Моя семья. Наша дружная семья.
Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры,
братья, дяди, тёти. Традиции, обычаи и игры наших дедушек и бабушек. Связь их с этапами развития
посёлка, района, области. Семейный альбом. Такие разные профессии. Праздники России
Практические занятия:
1. Конкурс презентаций “Моя родословная”, “Мой класс – вторая семья»”
2. Сбор и обобщение материала об истории посёлка через историю семьи.
3. Герб семьи
2 класс:
1. Времена года и народные приметы. (1 час)
Определение основных черт, характерных для разных времен года во время экскурсии на
природу .Систематизация знаний о временах года и поиск информации по народным приметам.
Создание брошюры по народным приметам.
2. Геология родного края (4 часа)
Знакомство с историей формирования земных недр нашего края и основными закономерностями
размещения горных пород на примере геологического разреза на карьере Курманский. Сбор
образцов, подтверждающих органическое происхождение некоторых полезных ископаемых.
3. Полезные ископаемые Свердловской области. (5 часов)
Понятие о полезных ископаемых, минералах. Способы
их образования. Использование их
человеком. Крупнейшие месторождения нашего края и их размещение на территории
Свердловской области.
4. Горы и равнины Свердловской области (4 часа)
Понятия рельеф, горы, равнины, холмы. Общие черты рельефа нашего края. Мелкие формы
рельефа, в том числе антропогенные. Наивысшие отметки области и города. Практическая работа
по созданию «модели» физической карты области.
5. Реки и озера Свердловской области (5 часов)
Знакомство с крупными и малыми реками и озерами Уральской Земли.
Понятия : река, исток, устье, пойма, речная долина, речной бассейн, речная система, режим реки.
Наблюдение за поведением реки и водохранилища в разное время года. Малые реки г. Заречный
(исследование)
6.: Почвы и природные зоны Свердловской области (3 часа)

Типы почв и закономерности их размещения на территории области и города. Понятия: почва,
гумус.Главное свойство почвы- плодородие. Выявление опытным путем качеств разных видов
почв, собранных во время экскурсии.
7. Растительный мир родного края (4 часа)
Представление о разнообразии растительного мира малой Родины.Основные группы растений
нашего края. Создание гербария с описанием свойств по группам растений , в том числе
лекарственных. Разработка рекомендаций по использованию этих растений.
8. Животный мир родного края. (4 часа)
Животный мир Урала , закономерности размещения по территории нашего края. Подготовка для
«брошюры» интересного материала о животных края с использованием интернет - ресурсов.
Промысловые животные на территории Свердловской области.
9. Экология Урала (3 часа)
Понятия заповедник, заказник, национальный парк. Заповедные места нашего края. Охраняемые
растения и животные области. Составление списка-описания особо охраняемых растений и
животных для «красной книги» класса. (книга может быть и электронной)
10. Итоговое занятие (1 час)
Краеведческая игра или презентация созданных «брошюр» по природе родного края
3 класс
1. Наша Родина - Россия (2 часа)
Разнообразие природных условий России (географические особенности нашей страны)
2. Разнообразие народов России. (исторические и этнические особенности формирования
народностей). Знакомство с понятиями «народность, этнос, обычаи, традиции, государство,
граница государства, столица»
3. Моя малая родина (где я живу) (1 час)
4. Где живут мои родные. (1 час)
5. Традиции и обычаи моей семьи(1 час)
6. Народные промыслы как отражение истории народов (1 час)
7. Профессии моих родителей (1 час)
8. Хобби в моей семье (1 час)
9. Народные промыслы России (2 часа)
Исторические особенности формирования народных промыслов России. Знакомство с понятиями
«славяне, хозяйственная деятельность славян, бортничество, народный промысел и ремесло».
10. История игрушки (проект) (2 часа)
Знакомство с ремесленным изготовлением игрушек. Абашевская, Богородская, Дымковская,
Каргопольская игрушка – история, особенности, отличия. Изготовление игрушки. Художественная
роспись игрушки. Посещение виртуального музея истории игрушки. Проект "История одной
игрушки".
11. Игрушки моей семьи (1 час)
Рассказ о любимых игрушках в семье
12. Художественная роспись (3 часа)
Знакомство с художественной росписью. Урало-Сибирская, Полхово-Майданская, Петриковская,
Палехская, Мезенская, Городецкая, роспись, гжель, хохлома – история, особенности, отличия.
Художественная роспись по контуру. "Бабушкин сундучок" – роспись Старинные предметы с
росписью в моей семье.
13. "Мягкое" ремесло (2 часа)
"Бабушкин сундучок" – "мягкое" ремесло

Знакомство с «мягким» ремеслом – Оренбургский пуховый платок, Павлово-Посадские платки,
Вологодское кружево. Модный показ изделий "мягкого" ремесла
14. Художественная обработка дерева (2 часа)
Проект "Резной дом моей мечты" (малые группы)
Знакомство с художественной обработкой дерева. Абрамцево-Кудринская резьба, Богородская
резьба. Проект "Резной дом моей мечты"
15. •Берестяной промысел. (2 часа)
Знакомство с берестяным промыслом Туесок для ягод. Изготовление туеска для ягод
16. Гончарное ремесло (2 часа)
Поездка в гончарную мастерскую Знакомство с гончарным ремеслом
17. Кукольное дело (4 часа)
Семейная кукла. Тильда. Куклы бывают разные (поездка в музей кукол) Одежда для куклы (1 час)
Традиционные куклы и обереги. Изготовление куклы-оберега
18. Народы севера.(3 часа)
Ремесла народов Севера. Традиционные ремесла народов Севера. Одежда народов Севера.
Рисование эскизов одежды. Жилище народов Севера. Изготовление юрты
19. Групповой проект "Ремёсла моей Родины" (2 часа)
Защита одного из ремёсел (малые группы)
4 класс.
1. Исторические вехи в судьбе России (2 часа)
Знакомство с основными этапами формирования территории Свердловской области.
Современное географическое положение области, когда и почему так сформировалась
территория нашего края . С чего все начиналось?
2. Великие и знаменитые люди в судьбе родного края (7 часов)
Знакомство с историческими событиями, связанными с Демидовым, Татищевым, Черепановыми,
Николаем II и др., значимыми в становлении области, нашего города и их значение в судьбе
России. .
Посещение памятника на Плотинке (Екатеринбург), первым строителям БАЭС , поселков и
деревень, несущих важное историческое и культурное значение в истории области..
3. Герои-земляки в Великой Отечественной войне их судьбы и награды (7 часов).
Систематизация материала о героях войны - наших земляках. Посещение музея. Поисковая
работа по другим именам, связанным с войной. Создание «мини-музея» боевой славы в классе.
Создание «галереи памяти». Встреча с ветеранами. Изготовление поздравительных открыток и
сувениров.
4. Земляки и космос (2 часа)
Имена космонавтов в адресах области.( поисковая работа). Биографические сведения о
космонавтах – земляках В.И. Севастьянове, М.В. Сураеве, П.И. Беляеве, В.Г. Лазареве . Сочинение
на тему «Если бы я был космонавтом».
5. Великие поэты и писатели земли Уральской (4 часа)
Знакомство с поэтами и писателями Урала и их творчеством. Знакомство с творчеством
Зареченских поэтов и писателей. Организация встреч с поэтами-земляками. Конкурс стихов
уральских поэтов о природе.
6. Художники Урала (3 часа)
Знакомство с творчеством Уральских художников. Посещение выставок в краеведческом музее,
поиск репродукций по произведениям художников с последующим оформлением альбома,
посвященном их творчеству.
7. Спорт и достижения в родном крае (3 часа)

Знакомство со спортивными достижениями города и области. Встречи с людьми достигшими
определенных успехов в спорте. Спортсмены нашего города. Спортсмены школы, класса.
Рассказы ребят, занимающихся спортом о своем виде спорта, о спортсменах, которые достигли
успехов в этом виде спорта.Итоги зимней олимпиады 2014г. и роль уральских спортсменов в
общей победе на ней.
8. Люди, их труд на благо Уральской Земли (3 часа)
Знакомство с людьми, которые прославили наш город и их профессиями. Организация встреч с
Заслуженными работниками в разных сферах деятельности. Выставка памяти. Творческие
работы обучающихся « Профессии моих родителей»
9. Проектирование и защита проектов на тему « Мой город завтра» (3 часа)
Создание проектов разными способами и их защита. Подготовка проектов самостоятельно по
заданной теме и защита их на итоговом занятии.
Программа рассчитана на 4 года обучения учащихся младшего школьного возраста. Занятия
проводятся 1 раз в неделю. Время занятия составляет 30 минут в 1-м классе, 40 минут - во 2-4-м
классах. Курс рассчитан на 33 часа в год для 1-го класса, 34 часа в год - для 2-4-го классов.
Формы проведения занятий
Беседа и обсуждение, беседы, краеведческие игры, тематические линейки, экскурсии, заочные
путешествия, ролевые игры, исследования, выставки и презентации, документальные,
мультипликационные и художественные фильмы по истории нашей Родины, творческие задания
литературного и изобразительного характера, викторины, конкурсы, художественная мастерская.
Программа курса составлена с учётом особенностей интеллектуального и физиологического
развития учащихся 1-4-го классов.

Тематическое планирование для 1 класса
№
п/п

Наименование тем

Количество
Дата
часов
проведения

I. Что изучает краеведение? (2 часа)
1
2

Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.
Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих
родных местах.

1
1

II. «Малая родина – мой посёлок, мой город» (17 часов)
3

Какие места люди на планете называют своей Родиной.

1

4

Как будем изучать свою малую Родину.

1

5

Мой город, мой поселок, моя улица.

1

6

Люди моего края.

1

7

Люди моего города.

1

8

Моя школа

1

9

Мой класс

1

10 Мои учителя.

1

11 История школы.

1

12 Мои родители учились в этой школе…

1

13 Какой была школа много лет назад.

1

14 Традиции школы.

1

15 Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения.

1

16 Фотографии многое расскажут.

1

17 Почему мои родители гордятся школой.

1

18

С днём рождения наш класс.

1

19

«Посвящение в первоклассники».

1

III. Моя родословная (12 часов)
20

Мой дом.

1

21

Моя семья.

1

22

Наша дружная семья.

1

23 Родительский дом – начало – начал.
24

Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры,
братья, дяди, тёти.

1
1

25 Традиции, обычаи и игры наших дедушек и бабушек

1

26 Связь их с этапами развития посёлка, района, области.

1

27 Семейный альбом.

1

28 Такие разные профессии.

1

29- Праздники России
30

2

31 Почему мы любим, встречать Новый год.

1

IV. Заключение. ( 2 часа)
32 Что мы узнали и чему научились за год.

1

33 Моя лучшая работа (выставка работ)

1

Тематическое планирование для 2 класса
№
п/
п

Наименование тем

Количес
тво
часов

Времена года и народные приметы. (1 час)
1

Времена года и народные приметы. Создание
народным приметам.

брошюры по

1

Геология родного края (4 часа)
2- История формирования земных недр нашего края. Курманский
3 карьер.

2

4- Сбор образцов, подтверждающих органическое происхождение
5 некоторых полезных ископаемых.

2

Полезные ископаемые Свердловской области. (5 часов)
6- Понятие о полезных ископаемых, минералах.
7 Способы их образования.

2

Использование человеком полезных ископаемых, минералов.

1

9- Крупнейшие месторождения нашего края и их размещение на
10 территории Свердловской области.

2

8

Горы и равнины Свердловской области (4 часа)
11 Понятия рельеф, горы, равнины, холмы.

1

12 Общие черты рельефа нашего края.

1

13 Мелкие
формы
рельефа, в том
Наивысшие отметки области и города.

числе

антропогенные.

1

14 Практическая работа по созданию «модели» физической карты
области.

1

Реки и озера Свердловской области (5 часов)
15 Знакомство с крупными и малыми реками Уральской Земли.

1

16 Знакомство с крупными и малыми озерами Уральской Земли.

1

17 Понятия : река, исток, устье, пойма, речная
бассейн, речная система, режим реки.

1

долина, речной

Дата
проведения

18 Малые реки г. Заречный (исследование).
- Наблюдение за поведением реки и водохранилища в
19 время года

2
разное

Почвы и природные зоны Свердловской области (3 часа)
20 Типы почв и закономерности их размещения на территории
области и города.

1

21 Понятия: почва, гумус. Главное свойство почвы- плодородие.

1

22 Выявление опытным путем
собранных во время экскурсии

1

качеств разных

видов

почв,

Растительный мир родного края (4 часа)
23 Разнообразие растительного мира малой Родины.

1

24 Основные группы растений нашего края.

1

25 Создание гербария с описанием свойств по группам растений,
в том числе лекарственных.

1

26 Разработка рекомендаций по использованию этих растений.

1

Животный мир родного края. (4 часа)
27 Животный мир Урала.

1

28 Закономерности размещения животных по территории нашего
края.

1

29 Подготовка для «брошюры» интересного материала о животных
края с использованием интернет - ресурсов.

1

30 Промысловые животные на территории Свердловской области.

1

Экология Урала (3 часа)
31 Понятия заповедник, заказник, национальный парк. Заповедные
места нашего края.

1

32 Охраняемые растения и животные области.

1

33 Составление списка-описания особо охраняемых растений и
животных для «красной книги» класса. (Книга может быть и
электронной)

1

Итоговое занятие (1 час)
34 Краеведческая игра по природе родного края

1

Тематическое планирование для 3 класса
№
п/п

Наименование тем

Количество
часов

1 Наша Родина - Россия
2 Разнообразие природных условий
особенности нашей страны)

1
России

(географические

1

Дата
проведения

3 Разнообразие народов России. (Исторические и этнические
особенности формирования народностей). Знакомство с
понятиями «народность, этнос, обычаи, традиции, государство,
граница государства, столица»

1

4 Моя малая родина (где я живу)

1

5 Где живут мои родные.

1

6 Традиции и обычаи моей семьи.

1

7 Народные промыслы как отражение истории народов

1

8 Профессии моих родителей

1

9 Хобби в моей семье

1

10 Народные промыслы России. Исторические
формирования народных промыслов России.

особенности

1

11 Народные промыслы России.
Знакомство с понятиями «славяне, хозяйственная деятельность
славян, бортничество, народный промысел и ремесло»

1

12- История игрушки (проект)
13 Знакомство с ремесленным изготовлением игрушек. Абашевская,
Богородская, Дымковская, Каргопольская игрушка – история,
особенности, отличия. Изготовление игрушки. Художественная
роспись игрушки. Посещение виртуального музея истории
игрушки. Проект "История одной игрушки".

2

14 Игрушки моей семьи. Рассказ о любимых игрушках в семье

1

15- Художественная роспись. Знакомство с художественной
16 росписью. Урало-Сибирская,
Полхово-Майданская, Петриковская, Палехская, Мезенская,
Городецкая, роспись, гжель, хохлома – история, особенности,
отличия. Художественная роспись по контуру

2

17 "Бабушкин сундучок" – роспись. Старинные предметы с
росписью в моей семье.

1

18- Мягкое" ремесло.
19 "Бабушкин сундучок" – "мягкое" ремесло.
Знакомство с «мягким» ремеслом – Оренбургский пуховый
платок, Павлово-Посадские платки, Вологодское кружево.
Модный показ изделий "мягкого" ремесла.

2

20 Художественная обработка дерева.

1

21 Проект "Резной дом моей мечты"
Знакомство с художественной обработкой дерева. АбрамцевоКудринская резьба, Богородская резьба. Проект "Резной дом моей
мечты"

1

22 Берестяной промысел. Знакомство с берестяным промыслом.

1

23 Туесок для ягод. Изготовление туеска для ягод

1

24 Гончарное ремесло

1

25 Поездка в гончарную мастерскую

1

26 Кукольное дело

1

27 Семейная кукла. Тильда

1

28 Куклы бывают разные (поездка в музей кукол)

1

29 Одежда для куклы. Традиционные
Изготовление куклы-оберега

куклы

и

обереги.

1

30 Народы севера. Ремесла народов Севера.

1

31 Одежда народов Севера. Рисование эскизов одежды

1

32 Жилище народов Севера. Изготовление юрты

1

33- Групповой проект "Ремёсла моей Родины"
34 Защита одного из ремёсел (малые группы)

2

Тематическое планирование для 4 класса
№
п/п

Наименование тем

Количество Дата и место
часов
проведения

Исторические вехи в судьбе России (2 часа)
1 Исторические вехи в судьбе России.Этапы
территории Свердловской области.

формирования

2 Современное географическое положение Урала и Свердловской
области. С чего все начиналось?

1
1

Великие и знаменитые люди в судьбе родного края (7 часов)
3 Исторические события на Урале, связанными с Демидовым

1

4 Исторические события на Урале, связанными с Татищевым

1

5 Исторические события на Урале, связанными с Черепановыми

1

6 Исторические события на Урале, связанными с Николаем II

1

7 Исторические события на Урале, связанными с людьми
значимыми в становлении области, нашего города
значение в судьбе России.

1
и их

8-9 Экскурсии:
Посещение
памятника
на
Плотинке
(Екатеринбург), первым строителям БАЭС , поселков и деревень,
несущих важное историческое и культурное значение в истории
области.

2

Герои-земляки в Великой Отечественной войне их судьбы и награды (7 часов)
10- Наши земляки - Герои Великой отечественной войны. Их судьбы
12 и награды. Посещение музея.

3

13 «Мини-музей» боевой славы в классе.

1

14

«Галерея памяти».

15- Встреча с ветеранами. Изготовление поздравительных открыток

1
2

16 и сувениров.
Земляки и космос (2 часа)
17 Земляки и космос.
Биографические сведения о космонавтах – земляках
Севастьянове, М.В. Сураеве, П.И. Беляеве, В.Г. Лазареве.

1
В.И.

18 Сочинение на тему «Если бы я был космонавтом».

1

Великие поэты и писатели земли Уральской (4 часа)
19 Великие поэты и писатели Урала

1

20 Творчество Зареченских поэтов и писателей.

1

21 Встреча с поэтами-земляками.

1

22 Конкурс стихов уральских поэтов о природе.

1

Художники Урала (3 часа)
23 Творчество Уральских художников.

1

24 Посещение выставок в краеведческом музее

1

25 Оформление альбома «Творчество Уральских художников»

1

Спорт и достижения в родном крае (3 часа)
26 Спорт и достижения в родном городе. Спортсмены нашего
города. Спортсмены школы, класса

1

27 Спорт и достижения в Свердловской области.

1

28 Зимняя олимпиада 2014г. Роль уральских спортсменов.

1

Люди, их труд на благо Уральской Земли (3 часа)
29 Люди, их труд на благо Уральской Земли

1

30 Люди, которые прославили наш город. Выставка памяти.

1

31 « Профессии моих родителей»

1

Проектирование и защита проектов на тему « Мой город завтра» (3 часа)
32- Проектирование и защита на тему «Мой город завтра»
33

2

34 Викторина «Знаете ли вы край родной»

1

Литература:
1. Примерные программы начального общего образования, Просвещение 2010,(1 ч.)
2. Краеведение. Музей г. Заречный
3. Клепинина. Мой край: Природа, история, культура.
4. Статьи местной газеты «Пятница»
5. Большая энциклопедия школьника. Изд. Махаон
6. Мы живем в России. В.Степанов. Москва Оникс
Информационные источники:
1. fryazino. net
2. ru.wikipedia.org

3. Pedsovet.ru. Учительский портал
4.Детская энциклопедия (Кирилла и Мефодия)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».