РП Конструирование

УТВЕРЖДЕНО
Приказом № 74/од от 29.08.2024 г
Директор МАОУ ГО Заречный
«СОШ №2»___________Т.С.Непряхина
«29» августа 2024 г.

Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Конструирование»
1-4 класс
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
городского округа Заречный
"Средняя общеобразовательная школа № 2
с углубленным изучением отдельных предметов"
на 2024-2025 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Конструирование»
1-4 классы

Программа внеурочного занятия «Конструирование» разработана на основе
ООП НОО МАОУ ГО Заречный «СОШ № 2» в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
_ широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
_ устойчивый познавательный интерес к новым видамприкладного творчества, новым способам
исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
_ адекватное понимание причин успешности/неуспешноститворческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
_ внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из
средств самовыражения в социальной жизни;
_ выраженной познавательной мотивации;
_ устойчивого интереса к новым способам познания;
_ адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
_ учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
_ планировать свои действия;
_ осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
_ адекватно воспринимать оценку учителя;
_ различать способ и результат действия;
_ вносить коррективы в действия на основе их оценкии учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ проявлять познавательную инициативу;
_ учитывать выделенные учителем ориентиры действияв незнакомом материале;
_ преобразовывать практическую задачу в познавательную;
_ самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в
т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
_ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и
представления ихрезультатов;
_ высказываться в устной и письменной форме;
_ анализировать объекты, выделять главное;
_ осуществлять синтез (целое из частей);
_ проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
_ устанавливать причинно-следственные связи;
_ строить рассуждения об объекте;
_ обобщать (выделять класс объектов по какому-либопризнаку);
_ подводить под понятие;
_ устанавливать аналогии;
_ проводить наблюдения и эксперименты, высказыватьсуждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с
использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
_ осознанно и произвольно строить сообщения в устнойи письменной форме;
_ использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном
процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:
_ понимать возможность существования различных точекзрения и различных вариантов выполнения
поставленнойтворческой задачи;
_ учитывать разные мнения;
_ формулировать собственное мнение и позицию;
_ договариваться, приходить к общему решению;
_ соблюдать корректность в высказываниях;
_ задавать вопросы по существу;
_ использовать речь для регуляции своего действия;
_ стремиться к координации действий при выполненииколлективных работ;
_ контролировать действия партнера;
_ владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
_ с учетом целей коммуникации достаточно полнои точно передавать партнеру необходимую
информацию как ориентир для построения действия;
_ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь.
В результате занятий по предложенному курсу учащиеся
получат возможность:
_ развивать воображение, образное мышление, интеллект,фантазию, техническое мышление,
конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
_ расширить знания и представления о традиционныхи современных материалах для прикладного
творчества;
_ познакомиться с историей происхождения материала,с его современными видами и областями
применения;
_ познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
_ использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
_ познакомиться с новыми инструментами для обработкиматериалов или с новыми функциями уже
известных инструментов;
_ создавать полезные и практичные изделия, осуществляяпомощь своей семье;
_ совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и
со старшими,умение оказывать помощь другим, принимать различные роли,оценивать деятельность
окружающих и свою собственную;
_ оказывать посильную помощь в дизайне и оформлениикласса, школы, своего жилища;
_ достичь оптимального для каждого уровня развития;
_ сформировать систему универсальных учебных действий;
_ сформировать навыки работы с информацией.

Содержание программы
Аппликация и моделирование
Аппликация из геометрических фигур, из круглых салфеток.
Моделирование из бумаги. Выпуклая аппликация.
Оригами и аппликация из деталей оригами
Обрывная аппликация. Скручивание в жгут. Аппликации. Скатывание в комок. Мозаика
Гофрированный конструктор. Моделирование из полос. Плетение из бумаги. Аппликация.
Мозаика из объемных деталей оригами. Мозаика из плоских деталей.
Оригами. Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости. Объемная композиция из
деталей оригами. Оригами из кругов. Соединение различных техник в одной работе.
Работа с бумагой и картоном
Объемные изделия в технике оригами. Симметричное вырезание. Моделирование из конусов.
Надрезание бахромой, скручивание в жгут.
Объемное конструирование из деталей оригами. Моделирование из бумажных салфеток.
Простое торцевание на бумажной основе. Объемные украшения для костюма из бумаги.
Аппликация с раздвижкой. Оригами из окрашенной бумаги. Коллаж из различных
материалов. Объемное моделирование из бумаги. Веерное гофрирование. Трубочки из
газетной бумаги.

Конструирование игрушки с подвижными деталями
Модульное оригами
Модуль. Художественные образы на основе этого модуля. Объемные изделия из треугольных
модулей. Художественные образы из треугольных модулей.
Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна Мастеров(http://stranamasterov.ru).
Соединение модулей на плоскости. Замыкание модулей в кольцо. Объёмные фигуры на основе
формы «чаша». Объёмные игрушки. Конструирование птиц сложной формы.
Конструирование цветов. Конструирование животных
Способы предъявления и объяснения материала
На 1 этапе (1 год обучения) все изделия основаны на простых базовых формах:
«Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт».
На этом этапе детям демонстрируется лишь сам процесс складывания. В методической
литературе учителям и воспитателям рекомендуют на этом этапе демонстрировать детям
процесс складывания изделия на большом листе бумаги. Однако, исходя из опыта работы,
намного удобнее использовать для показа инструкционные карты, состоящие из отдельных
листов. На каждом листе такой инструкционной карты с помощью большого листа цветной
бумаги показывается только одна операция по изготовлению изделия. Особое внимание в
начале обучения следует уделять оформлению композиций. Каждое изделие (рыбка, бабочка,
головастик, жучок, жаба) делается на отдельном занятии. Сначала для тренировки дети
делают их из больших квадратов и украшают аппликацией. Затем, рассмотрев получившиеся
образцы, мастерят маленькие фигурки для композиции, которые оставляют в классе в
конвертах для незаконченных работ.
Прежде чем разрешить ученикам приклеивать детали аппликации, нужно проверить, красиво
ли они расположили их на плоскости листа, и оказать детям необходимую индивидуальную
помощь.

Содержание курса
1класс (33 ч) Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы
учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ
конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве,
назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых
материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному
исследованию.
При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя
составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само
изготовление будет вестись подконтрольно.
Вводная беседа (1 час).
Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности.
Из истории происхождения ножниц. Беседа.
Работа с бумагой. Ладошковая аппликация. (10 часов).
Материал: салфетки, гофрированная бумага, клей, ножницы.
Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами». Экскурс по Японии.
Аппликации из ладошек. Животный мир.
Новогодняя тема из ладошек. Ёлки к Новому году.
Снеговик. Символ года.
Цветик - семицветик. Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
Мир Смешариков.
Торцевание (6 часов).
Материал: салфетки, гофрированная бумага, картон, клей, ножницы. Стержень от ручки
(гелевой) .Знакомство с техникой торцевания. Это мир необычной аппликативной мозаики,
создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги.
Панно «Осенний пейзаж».
Картина «Мы за спорт!»
«Зимняя сказка».
«Зверьё моё!» (котёнок, дельфин)
Коллективная работа « Весне навстречу!»
Радужные бабочки.
Зимний лес. Коллективная работа.
Сказочные домики для гномиков.
Оригами из кругов (15 часов).
Материал: цветная офисная бумага, белая бумага, картон, клей, ножницы.
Цветы из кругов для открытки.
Цветущая яблоня.
Ёлочка из кругов.
Светофорные коты.
Подведение итогов (1 час).
Выставка работ учащихся.
Подведение итогов работы, обзор курса.

2 класс (34 ч)
Во втором классе руководство учителя распространяется уже на обучение распознаванию
способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными
предметами, но и их графическими изображениями: дети учатся читать простейшие эскизы
прямоугольной и круглой заготовки. Второклассники, уже имеющие существенный опыт
выполнения операций в первом классе, самостоятельно составляют технологическую цепочку
из карточек по выполнению работы.
Вводная беседа (1час). Правила техники безопасности
Работа с бумагой и картоном. Ассамбляж.(разновидность коллажа) (16 часов).
Материал: картон, бумага, пайетки, фотографии, скотч (цветной), диски.
Открытки с элементами оригами (к 8 марта, 23 февраля)
Открытки для настроения. Свободная тема.
«Зимняя красота» - альбом на урок окружающего мира.
Открытки с сюрпризом для друга.
Новогодние украшения.
Работа с гофрированной бумагой (торцевание) (12 часа)
Материал: гофрированная бумага, салфетки, клей, стержень от ручки (гелевой), картон.
Коллективная работа. Сюжеты из сказок.
Композиция «Цветущее дерево»
Праздничные открытки
Открытки на день рожденья.
Фантазируем и творим.
Новогодние открытки.
- Объёмная аппликация.
Цыплята на лугу.
Ромашковое солнышко.
Ёлочная игрушка «Снеговик»
Украшение интерьера (4 часа)
Материал: подручные средства.
Панно на кухню. Оберег.
Подведение итогов (1 час).

3 класс (34 ч)
В третьем классе уровень абстрагирования повышается: при обсуждении используется
образец в сборе, а не в деталях, и обучение чтению эскиза продолжается на базе анализа образца и его технического рисунка, что позволяет в определенной степени подойти к
самостоятельному внесению изменений в эскиз.
Третьеклассники обсуждают возможность замены одной операции на другую с целью
упростить изготовление, то есть фактически обсуждают вопросы рационализации труда.
Знакомятся с новой техникой «Айрис фолдинг» (радужное складывание), игрой со
скетчу(эскиз, зарисовки).
Вводная беседа (1 час).
Работа с бумагой. Айрис фолдинг( радужное складывание) (18 часов).
Материал: цветная бумага, картон, клей, ножницы.
Команда смешариков.
Галстук для мальчиков.( к 23 февраля)
Мамина любовь.(к 8 марта)
Работа с картоном. Бумажный туннель. – «сквозное отверстие»(13 часов)
Материал: бумага, картон, картинки, клей, ножницы.
Туннель «Осенняя пора»
«Заповедные места»
Новый год не за горами.
Фототуннель (коллаж из фотографий семейного альбома)
Летняя полянка.
Цыплятки на лугу.
8 Марта рядом, рядом!
Автомастерская. Изготовление машин.
Материал: бумага, цветной картон клей, ножницы, картинки из глянцевых журналов.
Игра Валентинов день.
Игра День рожденья.
Игра Поздравление мам.
Игра Со светлой Пасхой
Открытки с элементами оригами.
Подведение итогов (1 час).
Выставка работ учащихся.(1 час)

4 класс (34 ч)
К четвертому классу учащиеся совершенно самостоятельно анализируют конструкцию
образца, а руководство обучением переносится на ситуацию, когда образец требует серьезных
конструктивных изменений, либо его вообще нет, есть только техническое задание.
Четвероклассники составляют план работы самостоятельно. Учатся работать коллективно.
При организации коллективной работы необходимо вовлекать в процесс все стороны. Это
позволяет лучше учитывать индивидуальные особенности детей, способствует развитию
творческого мышления, помогает наиболее эффективно и качественно осуществлять работа.
Коллективная работа - это такая форма организации учебно-образовательного процесса,
которая позволяет целесообразно распределить обязанности и взаимоконтроль, это общение и
коммуникабельность, это сотрудничество, которое обеспечивает активность учебного
процесса и высокий уровень усвоения материала. Коллективная деятельность даёт мощный
толчок, стимулирующий дальнейшее развитие детей во взаимном обогащении знаниями в
своей группе. Коллективная деятельность даёт возможность перейти от того, что ребенок
умеет делать самостоятельно, к тому, что он может и умеет делать в сотрудничестве.
Вводная беседа (1 час).
Коллективная работа «Очей, очарованье!» (8 часов)
Материал: подручный материал, клей, ножницы.
Панно « Золотая осень» (бумага)
Уголок «Времена года» ( оригами, торцевание )
Выпуск классной газеты с применением разной техники.
Конкурсные работы к праздникам.
Работа с бумагой. Мозаика — одно из самых древних искусств. Это способ создания
изображения из маленьких элементов. Собирание мозаики очень важно для психического
развития ребенка.(9 часов)
Дракоша – мозаика из квадратиков
Работа с бумагой. Вырезание силуэтное - это такой прием вырезания, при котором происходит
вырезание на глаз предметов асимметричного строения, с криволинейными контурами (рыбы,
птицы, звери и т. д.), со сложными очертаниями фигур и плавными переходами от одной части
в другую. Силуэты легко узнаваемы и выразительны, они должны быть без мелких
подробностей и как бы в движении. (8 часов)
Материал: бумага, ножницы, цветной картон, шпагат
Кошкин сон (белое на чёрном)
Панно « Одуванчики» по книге Орит Раз
Новогодние украшения на окна
Приглашаем на чашку чая.
Моделирование
Модель-это действующий макет, который изображает (имитирует) какие-либо существенные
особенности оригинала. Причём, внимание концентрируется на определённых сторонах
моделируемого объекта или в равной степени детализации оного. Модель создают, чтобы
использовать, например, для наглядно-модельного обучения математике, физике, химии и
других школьных предметов, для морского или авиа клуба.
Круглая шкатулка(гофрированный картон)
Райская птичка(объёмное моделирование)
Коллективная работа «Домик в деревне»
Квиллинг-искусство бумагокручения на английском языке называется quilling — от слова quil
(птичье перо). Возникло оно в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны,
закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что
создавало имитацию золотой миниатюры. (7 часов )
Снежный квиллинг( снежинки)
Ромашковое чудо
Золотая рыбка на удачу.
Подведение итогов (1 час).

1-2 класс (33/34 часа)
Аппликация и моделирование – 11/12ч.
Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. Аппликация из деталей оригами.
Прорезная аппликация. Выпуклая мозаика из плотной бумаги. Многослойное торцевание на
плоскости. Самостоятельное творчество
Оригами и аппликация из деталей оригами- 22ч.
Обрывная аппликация. Скручивание в жгут. Аппликации. Скатывание в комок. Мозаика
Гофрированный конструктор. Моделирование из полос. Плетение из бумаги. Аппликация.
Мозаика из объемных деталей оригами. Коллективная работа. Мозаика из плоских деталей
Оригами. Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости. Объемная композиция
из деталей оригами. Коллективная работа Оригами из кругов. Соединение различных
техник в одной работе.
3 класс (34 часа)
Работа с бумагой и картоном-12ч.
Объемные изделия в технике оригами. Симметричное вырезание. Моделирование из конусов.
Надрезание бахромой, скручивание в жгут.
Объемное конструирование из деталей оригами. Моделирование из бумажных салфеток.
Простое торцевание на бумажной основе. Объемные украшения для костюма из бумаги.
Самостоятельное творчество.
Модульное оригами – 22ч.
Модуль. Художественные образы на основе этого модуля. Объемные изделия из треугольных
модулей. Художественные образы из треугольных модулей.
Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна Мастеров(http://stranamasterov.ru).
4 класс (34 часа)
Работа с бумагой и картоном-12ч.
Аппликация с раздвижкой. Оригами из окрашенной бумаги. Коллаж из различных материалов.
Объемное моделирование из бумаги. Веерное гофрирование. Трубочки из газетной бумаги.
Конструирование игрушки с подвижными деталями.
Модульное оригами – 22ч.
Конструирование птиц сложной формы. Модуль. Художественные образы на основе этого
модуля. Объемные изделия из треугольных модулей. Художественные образы из треугольных
модулей. Конструирование цветов. Конструирование животных.

Оценка результатов освоения программы
I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами.
1 год обучения – умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа).
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
II. Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами.
1 год обучения – умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные
пояснения.
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
1 год обучения – умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.
- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по
одну сторону образца;
- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в
другую сторону.
IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие
художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к
выполнению работы.
- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Оцениваются такие умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
1. Составление альбома лучших работ.
2. Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе,
3. Участие в ежегодной городской выставке детского прикладного и технического
творчества.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники,
конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
 наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение,
показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;

 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной
задачи совместно с педагогом;
 исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
 фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм
работы;
 групповой – организация работы в группах;
 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 4 года - 135 часов: 1 класс- 33 часа, 2 - 4 класс -34 часа.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Для освещения теоретических вопросов и выполнения практических работ имеется
мультимедийное оборудование, интерактивная доска.
2. Перечень необходимых материалов: бумага для оригами, цветной картон, цветная бумага,
клей, тряпочка у каждого ученика.
Перечень необходимых инструментов – ножницы, инструмент для разглаживания сгибов у
каждого ученика.
Перечень подготовленных пособий – мультимедийные презентации на каждую тему занятия:
 Охрана труда
 Правила поведения на занятиях
 Стилизованный цветок
 Лисенок и собачка
 Котик и бычок
 Яхта и пароход
 Кораблики в море
 Стаканчик и фуражка
 Синица и снегирь
 Птицы в лесу
 Кролик и щенок.
 Курочка и петушок
 Домашние птицы на лужайке
 Ворона
 Сказочная птица
 Сова
 Подснежник
 Рыбка
 Бабочка
 Открытка «Букет гвоздичек».
 Бутоны роз
 Головастик и жук
 Жаба
 Островок в пруду
 Яхта
 Пароход и подводная лодка
 Лилия
 Нарцисс
 Волшебный цветок
 Парусный кораблик - гонки на столе
А также диски с музыкальным сопровождением.
Перечень необходимого раздаточного материала: схемы изделий, шаблоны для аппликаций.
Список литературы:
1. Проснякова Т. Н Программа «Художественное творчество»
http://stranamasterov.ru
2. Проснякова Т. Н Забавные фигурки. Модульное оригами»,. М.: АСТ-ПРЕСС
КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)
3. Проснякова Т. Н Книги серии «Любимый образ» М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА
Интернет ресурсы:
http://stranamasterov.ru
http://www.encyclopedia.ru/
http://www.nachalka.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».