РП Хоровое пение

УТВЕРЖДЕНО
Приказом № 74/од от 29.08.2024 г
Директор МАОУ ГО Заречный
«СОШ №2»___________Т.С.Непряхина
«29» августа 2024 г.

Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Хоровое пение»
1-4 класс
Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения городского округа Заречный
"Средняя общеобразовательная школа № 2
с углубленным изучением отдельных предметов"
на 2024-2025 учебный год

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Хоровое пение»
1-4 класс
Программа курса «Хоровое пение» разработана на основе ООП НОО МАОУ ГО
Заречный « СОШ № 2» в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Внеклассная музыкально-воспитательная работа в начальной школе дополняет уроки
музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые
ими музыкальные знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса «Хоровое пение»:
—осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения
лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов,
различных направлений современного музыкального искусства России;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства во внеурочной
деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном
многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса,
школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение
навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– участие в музыкальной жизни класса, школы, города ;
– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоциональноценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и
общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической
деятельности:
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания
содержания музыкальных образов;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных музыкально-творческих задач на уроках музыки
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная
самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкальнотворческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых
музыкальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной
культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкальнотворческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным
произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений:
фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать
содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических
композиций,
исполнении
вокально-хоровых
произведений,
в
импровизациях.
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях
как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на
искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора
России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить
отечественные народные музыкальные традиции;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и
инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация,
музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и
др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных
музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и
профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Занятия проводятся в форме групповой работы.
1 класс – 33 часа в год (1 час в неделю),
2-4 класс - 34 часа в год (1 час в неделю)
Содержание программы
В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:
Раздел 1. Вокально-хоровая работа (практика)
Раздел 2. Музыкально-теоретическая подготовка (теория)
Раздел 1. Вокально – хоровая работа
Прослушивание голосов. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением
и без него.
Певческая установка. Дыхание. Работа над выработкой умений, правильного поведения
воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы.
Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения.
Распевание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение
на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.
Дикция. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с
артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Работа с солистами. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа
над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией.
Сводные репетиции. Работа со всем составом кружка над единой музыкальной

композицией.
Раздел 2. Музыкально-теоретическая подготовка
Основы музыкальной грамоты. Определение в песнях фразы, в них запев и припев.
Различать динамику и темп как основные средства выразительности.
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. Использование упражнений по
выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными
инструментами (бубен, ложки).
Развитие чувства ритма. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных
музыкальных инструментах ( барабан, бубен, ложки).
№
п.п.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ I ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел, тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Вводное занятие
1
1
Прослушивание голосов
4
4
Певческая установка
12
1
11
Дыхание
12
1
11
Дирижёрские жесты
8
1
7
Распевание
10
10
Унисон
12
1
11
Дикция
6
1
6
Итоговый концерт
1
1
Итого
66
5
61
СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Вводное занятие.
Практика. Объяснение целей и задач вокального кружка. Строение голосового
аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и
заболевания голосовых связок
Тема 2. Прослушивание детских голосов.
Практика. Дети, сейчас мы все вместе будем петь звукоряд (и все вместе под
сопровождением музыкального инструмента баяна поют натуральный звукоряд с низу
вверх и с вверху в вниз - до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до). А в это время учитель
внимательно вслушивается в пение воспитанников, и определяет у кого какие голосовые
возможности.
Тема 3. Певческая установка.
Теория. Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата
является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть
сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо
сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.
Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего
поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими:
- голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад;
- стоять твёрдо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если
сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;
- в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув
нижнюю часть живота;
- при пении в сидячем положении руки хористов должны свободно лежать на
коленях, если не нужно держать ноты;
- сидеть, положив нога на ногу совершенно недопустимо, ибо такое положение
создаёт в корпусе ненужное напряжение.
Если поющий учащийся откидывает голову назад или наклоняет её книзу, то в
гортани также создаётся излишнее напряжение, теряется свобода фонационного выхода.

Если певцы во время репетиций сидит, сгорбив спину, то пропадает активность дыхания,
звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.
Тема 4. Дыхание.
Теория. Основой вокально-хоровой техники является навык правильного
певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.
Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания.
Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох
укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием
является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.
Обращающийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и
незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но
бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением лёгкого полузевка. Во время
вдоха нижние рёбра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать
мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент
атаки звука.
Цепное дыхание.
Одним из преимуществ коллективного пения является возможность исполнения
любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании
(например, русской народной песни «Степь да степь кругом», латышской народной песни
«Вей, вей ветерок» и многих других).
Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются
непрерывно, медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно сквозное
динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого
цепного дыхания, когда певцы хора берут дыхание не одновременно, а последовательно
по одному, как бы по цепочке.
Тема 5. Дирижёрские жесты.
Теория. Дирижирование песней привлекает внимание к ней, активизирует работу
на занятии. Педагог знакомит детей с дирижёрскими жестами и их значением: внимание,
дыхание, вступление, снятие, дирижёрские схемы 2/4, 3/4, 4/4. Вступление и
инструментальные проигрыши к песням дирижируются одной рукой. При достаточно
продуктивном освоении детьми дирижёрских жестов разного характера можно позволить
желающим принять участие в эпизоде занятия над названием «замени педагога». В этом
случае желающие проводят покуплетное дирижирование.
Дирижёрские указания педагога обеспечивают:
Точное и одновременное начало (вступление).
Снятие звука.
Единовременное дыхание (в определённом темпе и характере).
Единообразное дыхание (legato, non legato).
Выравнивание строя.
Изменение в темпе, ритме, динамике.
Тема 6. Распевание.
Теория. Занятия с хором обычно начинаются с распевания, которое выполняет
двойную функцию:
1) разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к
работе;
2) развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и
выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых
произведениё.
Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный
настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей
нагрузкой в отношении звуковысотного
и динамического диапазонов, тембра и
продолжительности фонации на одном дыхании. Красоты и выразительности звучания
голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего
голосообразующего комплекса.

Тема 7. Унисон.
Теория. В самом начале работы с хором возникает задача приведения певцов к
общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса,
певцы долго тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание. Стараются
слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру.
Тема 8. Дикция.
Теория. Вокальная дикция, то есть чёткое и ясное произношение слов во время
пения, имеет свои особенности по сравнению с речью.
Тема 9. Итоговый концерт.
Практика. Повторение программного материала в форме концерта.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ II ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№№
п.п.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Раздел, тема
Всего
2
2
12
12
12
12
14

Вводное занятие
Прослушивание голосов
Звуковедение
Двухголосие
Вокальная позиция
Основы музыкальной грамоты
Развитие музыкального слуха,
музыкальной памяти
Итоговый концерт
Итого

2
68

Количество часов
Теория
Практика
2
2
1
11
1
11
1
11
1
11
1
13
5

2
63

Тема 1. Вводное занятие.
Практика. Объяснение целей и задач вокального кружка. Строение голосового
аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и
заболевания голосовых связок
.
Тема 2. Прослушивание детских голосов.
Практика. Дети, сейчас мы все вместе будем петь звукоряд (и все вместе под
сопровождением музыкального инструмента баяна поют натуральный звукоряд с низу
вверх и с вверху в вниз - до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до). А в это время учитель
внимательно вслушивается в пение воспитанников, и определяет у кого какие голосовые
возможности.
Тема 3. Звуковедение.
Теория. В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная (но не
форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания на ряду с
использованием смешанного и грудного регистра.
Тема 4. Двухголосие.
Теория. Элементы двухголосия в группе только в упражнениях и распевании, в
хоровом сольфеджио, в песнях. Лучше начинать с песен, в которых имеется
самостоятельное движение голосов. Нужно помнить, что при пении на два голоса одной
из важнейших задач является выработка у учащихся самостоятельности, сущность
которой заключается в чётком проведении своей партии при одновременном звучании
другой.
Тема 5. Вокальная позиция.
Теория. Правильный вдох формирует оптимальную вокальную позицию,
подготавливая «место» для звука: мягкое нёбо приподнимается, образуя своеобразный
«купол», язык уплощается, нижняя челюсть свободно опускается, и всё это должно
происходить совершенно естественно.
Тема 6. Основы музыкальной грамоты.
Теория. Элементы сольфеджио – как основа пения по нотам.

Ноты – как точный и удобный способ записи высоты звуков. Название нот. Ключи.
Клавиатура и расположение на ней нот.
Длительность нот: целая, половина, четвертная, восьмая, шестнадцатая.
Музыкальный ритм. Сильные и слабые доли.
Тональность: мажорная и минорная.
Гамма. Устойчивые и неустойчивые ступени. Ступени. Тоника.
663 33 3
2 34
;;  ; 
;
Музыкальный размер 4; 44 сложный размер 848 84 4.
Ноты в басовом ключе.
Паузы.
Записи песен.
Альтерация – повышение и понижение звуков: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль,
бека. Разные звуки. Интервалы: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима,
октава. Интервалы чистые, большие и малые.
Хроматическая и целоторная гамма. Правильное пение по нотам.
Интонирование. Фальшь и пути ее устранения.
Тема 7. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
Теория. Для того чтобы создать выразительную мелодию, недостаточно взять один
за другим несколько звуков разной высоты. Их нужно организовать, соразмерить. Слово
ритм и означает «соразмерность». Звуки разной продолжительности, чередуясь,
выстраиваются в определённый звуковой рисунок. По этому рисунку мы узнаём вальс,
мазурку, тарантеллу, марш.
Тема 8. Итоговый концерт.
Практика. Повторение программного материала в форме концерта.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ III ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№№
п.п.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Раздел, тема
Вводное занятие
Прослушивание голосов
Распевание
Дыхание
Двухголосие
Итоговый концерт
Итого

Всего
2
2
20
20
22
2
68

Количество часов
Теория
Практика
1
1
2
1
19
1
19
22
2
3
65

СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Вводное занятие.
Теория. Объяснение целей и задач вокального кружка. Строение голосового
аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и
заболевания голосовых связок
Тема 2. Прослушивание голосов.
Теория. Дети, сейчас мы все вместе будем петь звукоряд (и все вместе под
сопровождением музыкального инструмента баяна поют натуральный звукоряд с низу
вверх и с вверху в вниз - до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до). А в это время учитель
внимательно вслушивается в пение воспитанников, и определяет у кого какие голосовые
возможности.
Тема 3. Распевание.
Теория. Занятия с хором обычно начинаются с распевания, которое выполняет
двойную функцию:
1) разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к
работе;

2) развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и
выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых
произведениё.
Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный
настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей
нагрузкой в отношении звуковысотного
и динамического диапазонов, тембра и
продолжительности фонации на одном дыхании. Красоты и выразительности звучания
голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего
голосообразующего комплекса.
Тема 4. Дыхание.
Теория. Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого
дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.
Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания.
Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох
укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием
является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.
Обращающийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и
незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но
бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением лёгкого полузевка. Во время
вдоха нижние рёбра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать
мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент
атаки звука.
Цепное дыхание.
Одним из преимуществ коллективного пения является возможность исполнения
любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании
(например, русской народной песни «Степь да степь кругом», латышской народной песни
«Вей, вей ветерок» и многих других).
Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются
непрерывно, медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно сквозное
динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого
цепного дыхания, когда певцы хора берут дыхание не одновременно, а последовательно
по одному, как бы по цепочке.
Тема 5. Двухголосие.
Теория. Элементы двухголосия в группе только в упражнениях и распевании, в
хоровом сольфеджио, в песнях. Лучше начинать с песен, в которых имеется
самостоятельное движение голосов. Нужно помнить, что при пении на два голоса одной
из важнейших задач является выработка у учащихся самостоятельности, сущность
которой заключается в чётком проведении своей партии при одновременном звучании
другой.
Тема 6.Итоговый концерт.
Практика. Повторение программного материала в форме концерта.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ IV ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№№
п.п.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Раздел, тема
Вводное занятие.
Прослушивание голосов
Дыхание
Дикция
Двухголосие
Итоговый концерт
Итого

Всего
2
2
10
8
10
2
34

Количество часов
Теория
Практика
1
1
2
1
9
1
7
10
2
3
31

СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Вводное занятие.
Теория. Объяснение целей и задач вокального кружка. Строение голосового
аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и
заболевания голосовых связок
Тема 2. Прослушивание голосов.
Теория. Дети, сейчас мы все вместе будем петь звукоряд (и все вместе под
сопровождением музыкального инструмента баяна поют натуральный звукоряд с низу
вверх и с вверху в вниз - до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до). А в это время учитель
внимательно вслушивается в пение воспитанников, и определяет у кого какие голосовые
возможности.
Тема 3. Дыхание.
Теория. Основой вокально-хоровой техники является навык правильного
певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.
Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания.
Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох
укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием
является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.
Обращающийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и
незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но
бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением лёгкого полузевка. Во время
вдоха нижние рёбра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать
мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент
атаки звука.
Цепное дыхание.
Одним из преимуществ коллективного пения является возможность исполнения
любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании
(например, русской народной песни «Степь да степь кругом», латышской народной песни
«Вей, вей ветерок» и многих других).
Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются
непрерывно, медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно сквозное
динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого
цепного дыхания, когда певцы хора берут дыхание не одновременно, а последовательно
по одному, как бы по цепочке.
Тема 4. Дикция.
Теория. Вокальная дикция, то есть чёткое и ясное произношение слов во время
пения, имеет свои особенности по сравнению с речью.
Тема 5. Двухголосие.
Теория. Элементы двухголосия в группе только в упражнениях и распевании, в
хоровом сольфеджио, в песнях. Лучше начинать с песен, в которых имеется
самостоятельное движение голосов. Нужно помнить, что при пении на два голоса одной
из важнейших задач является выработка у учащихся самостоятельности, сущность
которой заключается в чётком проведении своей партии при одновременном звучании
другой.
Тема 6. Итоговый концерт.
Практика. Повторение программного материала в форме концерт
Обеспечение программы
— специализированный кабинет;
— фортепиано;
— музыкальные произведения в СД записи;
— таблицы, плакаты с текстами песен (нотированные);

— портреты композиторов;
— детские музыкальные инструменты
(бубен, барабан, ложки, металлофон, треугольник, маракасы, румба, колокольчик.)
Используемая литература
1. И.А.Агапова, М.А.Давыдова «Музыкальные игры и праздники», Москва, изд.
«ДОМ.XXI век», 2010
2. С.И.Бекина, Т.П.Ломова «Музыка и движение», Москва, изд. «Просвещение», 2012 г.
3. Н.В.Бердникова «Весёлая ярмарка», Ярославль, изд. «Академия развития», 2010 г.
4. М.А.Михайлова «А у наших у ворот развесёлый хоровод», Ярославль, изд. «Академия
развития», 2012 г.
5. Т.Н.Липатникова «Праздник начинается», Ярославль, изд. «Академия развития», 2011 г.
6. Г.М.Науменко «Фольклорная азбука», Москва, «Академия», 2010 г.
7. М.А.Давыдова «Праздник в школе», 2011 г.
8. М.А.Киреева «Праздники школьного календаря», Волгоград, 2011 г.
9.С.А.Миловский Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной
школы»,Москва, «Музыка», 2012г.
10. А.И.Казанцева, М.И.Короткова «Самый веселый детский праздник», Москва, «Эксмо»,
2008 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».