РП факультатив Развитие связной речи

Рабочая программа факультативного курса
Развитие связной речи: «Уроки речевого творчества»
2-3 класс
Программа факультативного курса развитие связной речи «Уроки речевого творчества»
разработана на основе ООП НОО МАОУ ГО Заречный « СОШ № 2».
Программа факультативного курса представляет систему занятий на развитие речи и
творческих способностей у младших школьников. Программа курса составлена с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у
младших школьников умения учиться и направлена на достижение планируемых результатов,
реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила
при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать недостаток информации,
использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного,
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
- получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в
сочинении,
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный
опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всего класса.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к
маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных
составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков,
опорных слов;
- редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого
оформления,
- использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.
- отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.

Комплекс творческих умений, формируемый у учащихся при обучении связной речи:
Интеллектуально-познавательные творческие умения:
1. Информационно-содержательные, включающие умение получить информацию для
высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении.
2. Структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение
выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал умение
формулировать вводную и заключительные части.
3. Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и
речевого оформления.
Образно-речевые творческие умения – умения, связанные с использованием языковых средств,
соответствующим целям высказывания, его типу и стилю.
Эмоционально-образные творческие умения – умения отразить чувства, настроение,
эмоциональное отношение к описываемому.
Формы контроля и оценки планируемых результатов
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых
определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах
поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной
жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика
со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания
и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа,
мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной
про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не
получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает
их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в
открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую
незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный
человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем,
гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного
действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо
существование гражданина и гражданского общества.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно с психологической
службой (психологами) внутренняя система оценки на основе диагностик
по Асмолову
А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?»,
уровни описания оценки познавательного интереса,
сформированности целеполагания,
развития контроля, оценки). Во 2 классе возможно достижение результатов первого уровня и
частично второго.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам
Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его
реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью
выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и
опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом
сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
тестирование;
практические работы;
творческие работы учащихся; составление сборника лучших работ
проведение олимпиады
контрольные задания.
проведение литературных конференций учащихся других коллективных форм презентации
полученных продуктов.
публикация лучших работ в школьной и районной газете
Самооценка и самоконтроль - определение учеником границ своего «знания — незнания»,
своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит
решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление
индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с
другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках
накопительной системы, создание портфолио.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь
учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий
эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников
обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении
которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости
по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на
других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение
мыслительной деятельности).
Содержание программы курса
Материал курса представлен следующими содержательными линиями:
- Слово.
- Предложение и словосочетание.
- Текст.
- Культура общения.
- Техника и выразительность речи.
Слово
Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные
средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое
значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное
значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение
(сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с
переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и
повествовательного характера.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать
связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и

сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять
части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно
читать (произносить) предложения разных типов.
Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать
деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в
тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и
опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать
вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
Техника и выразительность речи.
Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту
голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения;
обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и
сочетания слов, продумать мелодику чтения.
Содержание курса
2-й класс
Развитие фонематического слуха в звуковых играх и речевых ситуациях. Упражнения (хоровые и
индивидуальные) в произношении отдельных звуков в словах и предложений в определенном
темпе с различной интонацией. Составление словосочетаний, предложений, текстов с помощью
учителя.
Обогащение и активизация словаря. Составление тематических и орфографических словарей.
Написание предложений и небольших текстов, сочинений-миниатюр. Сочинения по пословице,
сочинение считалок, скороговорки, сказки по опорным словам. Развитие умения отражать свое
настроение в письменных работах, чувствовать образность поэтического слова.
Во 2 классе уроки речевого творчества – это подготовка учащихся к творческой
деятельности. Учащиеся под руководством учителя составляют устные рассказы по готовому
плану, по коллективно составленному плану, по опорным словам, по сюжетной картине, по
серии сюжетных картинок, по наблюдениям.
3-й класс
Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков “орфоэпически” правильного
чтения: развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и
тренировки речевого аппарата. Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк
для отработки отдельных звуков. Составление орфографического словаря, словаря антонимов,
настроений.
Сочинения по пословице; сочинение небылицы, считалки, потешки, скороговорки. Составление
текстов поздравительной открытки, письма. Иллюстрирование текстов, пересказ. Сочиненияминиатюры на заданные темы. Воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на
тематику сочинений, на события, описываемые в сочинениях-миниатюрах.
Место курса в учебном плане
Программа курса рассчитана на три года обучения, начиная со 2 по 4 класс. Курс введен в часть
учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений для 2-3 классов
факультативными занятиями, для 4 класса как курс внеурочной деятельности в рамках
общеинтеллектуального направления.
Занятия курса проводятся 1 раз в неделю. Общее количество занятий для 2, 3 и 4 класса – 34
часа.

Тематическое планирование:
2 класс
№ Темы занятий
1 Что такое творчество.
2
Я и мое настроение.
3
Мои летние каникулы.
4
Автопортрет.
5
Моя дружная семья
6
Положительные и отрицательные эмоции. Составление словарика
настроений.
7
Слово. Чувство. Образ.
8
Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка. Составление словарика на
тему “Игрушки”.
9
Игры со словом.
10 Родное слово в пословицах и поговорках. Слово – друг.
Иллюстрирование знакомых пословиц.
11 Сочинение по пословице «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
12 Задачи. Загадки. Шутки. Составление словарика шуток.
13 Сочинение считалки.
14 Сочинение скороговорки.
15 Составление рассказа и рисование на тему “Я люблю…”
16 Олимпиада.
17 Эмоции. Мимика. Жесты.
18 Компьютер.
19 Новогодняя ёлка в школе.
20 Сочинение сказки по опорным словам.
21 Настроение животных. Составление словарика на тему “Животные”.
22 Сочинение на тему “Мое любимое животное”.
23 Фантастическое животное. Сочинение и иллюстрирование.
24 Настроение цветов. Составление словарика на тему “Растения”.
25 Сочинение на тему “Мой любимый цветок”.
26 Село и город.
27 Домашние животные и птицы.
28 Таяние снега.
29 Что я чувствую и представляю, когда слышу слова «зима» и «весна».
30 Путешествие в космос.
31 Сочинение и рисование на тему «Мой друг» («Моя подруга»).
32 Сочинение на темы: «Моя парта» («Глазами моей парты»).
33 Правила вежливости.
34 Итоговый урок. Выставка работ.

Тематическое планирование:
3 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34

Темы занятий
Сочинение по пословице «Сентябрь холоден, да сыт».
Слово и образ или Поговорим о словарях. Грибы. Составление словарика грибника.
Сказка. Хлебный, земляничный и стеклянный человечки.
Волшебная сказка. Сочинение и инсценировка сказки.
Сочинение считалок.
Рисование диафильма по сказке К.И. Чуковского «Федорино горе». Рассказывание
сказки.
Этика и этикет.
Честный и нечестный поступок.
Текст, тема текста, основная мысль, опорные слова.
Типы текста: описание, повествование, рассуждение.
Какие слова меня больше всего обижают и радуют. Сочинение.
Капризное настроение. Капризная девочка.
Зимнее настроение. Сочинение-миниатюра на тему “Снег”.
Рисование диафильма (по сказке «Про снежинку»). Пересказ сказки.
Зимнее настроение. Сочинение-миниатюра на тему “Моя снежинка”.
Письмо-текст. Поздравительное письмо к Новому году.
Знакомство с жанром «Побасенка».
Структура жанра «Небылица». Сочинение небылицы.
Что я знаю о слове «ручка».
Сочинение по пословице “Поспешишь – людей насмешишь”.
Знакомство с жанром «Потешка».
Сочинение на тему «Я превратился в рыбку, в птичку, тигра…».
Составление орфографического словарика.
Сочинение и рисование на тему “Моя мама”.
Текст. Поздравление к празднику 8 Марта.
Настроение и его оттенки. Хвастливое и ворчливое настроение.
Слова-друзья и враги. Работа со словариком настроений. Составление словарика
антонимов.
Сочинение скороговорки.
Сочинение бытовой сказки.
Мое любимое дерево.
Сочинение сказки о животных.
Тигр и лев. Сравнительное описание.
Сочинение на тему «Воробей и синица». Сравнительное описание.
Итоговый урок.

Дата

Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Учебно-методическая литература для учителя:
1. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.:
просвещение, 2011.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли./А.Г.
Асмолов и др.-М.: Просвещение,2010.
3. Каландарова Н.Н «Уроки речевого творчества». – Москва: Вако, 2008 г.
4. Калмыкова И. Р. Таинственный мир звуков. – Ярославль: Академия развития, 2011.
5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа (русский язык),
издательство «Просвещение», 2010г.
6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения./ Е.С. Савинов.- М.:
Просвещение,2010.
7. Учебное пособие по курсу «Речь», Т.Н.Соколова, Москва, 2012






Технические средства обучения:
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
аудиоцентр/магнитофон; диапроектор;
мультимедийный проектор (по возможности);
экспозиционный экран (по возможности);
компьютер (по возможности);

Экранно-звуковые пособия:
 аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
 видеофильмы, соответствующие тематике программы факультатива (по возможности);
 слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы факультатива (по возможности);
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы
факультатива.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».