РП Краеведение

Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………………………. 3
Содержание курса внеурочной деятельности «Краеведение» ………………………… 7
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Краеведение»...10
Тематическое планирование ………………………………………………………………12

2

Пояснительная записка
Программа «Краеведение» разработана на основе ООП НОО МАОУ ГО
Заречный «СОШ № 2» в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Невозможно воспитать духовно-нравственного человека без знания своих
исторических корней, законов истории и природы, сформировавших нашу Землю.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических,
культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые
от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в
современных условиях.
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот
период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится
правильно относиться к событиям, к людям и учится анализу, оценке событий. Главной
целью программы является воспитание гражданина России, патриота своей малой
родины, знающего, любящего свой город, край, почитающего традиции,
испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного
государства; а также формирование целостной творческой личности во всем ее
интеллектуальном и эмоциональном богатстве: потребностью в искусстве, ценностных
ориентациях, культуре чувств, общения и поведения, способности художественнотворческой и эстетической деятельности.
Задачи:
• ознакомить обучающихся с историческим прошлым и современной жизнью
населения Свердловской области и города Заречного, участие родного края в
исторической, политической, экономической и культурной жизни России.
• развить гражданских качеств личности младшего школьника; его
патриотического отношения к России и своему городу; познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
• укрепить родственных и семейных связей через погружение изучения истории
родного края, почитание традиций населения для укрепления отношений между
представителями разных национальностей.
• формировать способности и готовности к использованию краеведческих
знаний в повседневной жизни.
• сформировать основы информационной культуры учащихся через умение
самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные
виды печатных изданий для успешного освоения обязательных предметов школьной
программы;
• содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных
ценностей средствами декоративно-прикладного искусства и народных традиций;
прививать интерес и любовь к истории, народному искусству, способствовать
укреплению национального сознания, сохранению исторических, культурных корней,
формированию духовно-богатой личности ребенка

3

• выявлять склонности, развивать и обеспечивать творческую деятельность
каждого в соответствии с его возрастными возможностями, учитывая индивидуально –
психологические особенности детей.
• способствовать возникновению мотивации успеха целеустремлённости и
настойчивости в достижении целей, творческой самореализации младших школьников.
• развивать коммуникативную культуру учащихся через умение передать
полученную информацию в устной форме.
Общая характеристика курса.
Содержание программы «Краеведение» и её реализация в начальной школе
способствуют воспитанию ценностного отношения к прошлому своего народа и к
природе своей Родины. Краеведческий принцип позволяет более глубоко понять и
осознать свое Я в этом мире. В духовно-нравственном воспитании детей через
краеведение важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального
восприятия среды в сочетании с практической деятельностью. Необходимо, чтобы эта
работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального и
частного. Связь краеведения и культуры почти прямолинейна: состояние краеведения в
обществе отражает тот уровень культуры, носителем которого оно же является.
Накапливая опыт познания мира и себя в мире, ребенок развивается как личность –
духовно, интеллектуально, нравственно. «Знакомство с географией родного края, с
одним из уголков земли ведет к сознательному изучению географии всех стран, также
помогает тому, чтобы любовь к Родине была еще более живой и содержательной»,М.И. Калинин.
Особенностью программы «Краеведение» является то, что содержание
рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому
причинному и вероятному анализу ситуации, альтернативному мышлению в выборе
способов решения различных проблем. К восприятию нового, удовлетворению от
проделанной работы по созданию своего краеведческого материала, поиск своего места
в социокультурной среде.
Содержание программы, реализуется через посещение краеведческих музеев
города и г. Екатеринбурга.
Возможности данного курса позволяют обеспечить духовно-нравственное и
общеинтеллектуальное развитие и воспитание обучающихся, а само содержание
интегрируется в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную,
внешкольную и общественно полезную. Базовые ценности не локализованы в
содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной
деятельности. Они пронизывают учебное содержание, уклад школьной жизни,
многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.
Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам
основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 7-11
лет (1-4 класс). Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими
учебными предметами, как: русский язык; литературное чтение; окружающий мир;
технология; изобразительное искусство.
Место проведения занятий – учебные кабинеты, краеведческий музей и
учреждения дополнительного образования, предприятия города
4

Достижение цели осуществляется и через другие мероприятия.
Программа составлена на основе программ внеурочной деятельности «Юный
исследователь» Е.М. Абдулкиной и программы клуба «Почемучки» Шумиловой О.С.победителей регионального конкурса программ внеурочной деятельности.
Краеведческая основа в программе взята из материалов по краеведению у Соловьева
Л.И.
В основе программы лежит системно-деятельностный подход.
Программа рассчитана на 4 года обучения учащихся младшего школьного
возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Время занятия составляет 30 минут в 1 -м
классе, 40 минут - во 2-4-м классах. Курс рассчитан на 33 часа в год для 1-го класса, 34
часа в год - для 2-4-го классов.
Формы проведения занятий
Беседа и обсуждение, беседы, краеведческие игры, тематические линейки,
экскурсии, заочные путешествия, ролевые игры, исследования, выставки и
презентации, документальные, мультипликационные и художественные фильмы по
истории нашей Родины, творческие задания литературного и изобразительного
характера, викторины, конкурсы, художественная мастерская.
Программа курса составлена с учётом особенностей интеллектуального и
физиологического развития учащихся 1-4-го классов.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Программа «Краеведение»: формирует экологическую культуру, способность
самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды
жизнедеятельности, развивает познавательные и интеллектуальные интересы,
творческие способности. Также стимулирует стремление знать как можно больше о
родном крае, интерес обучающихся к краеведению через тематические акции,
конкурсы. Позволяет ориентироваться при решении вопросов дальнейшего
образования, выбора профессии и места работы, формировать способность и
готовность использования краеведческих знаний и умений в повседневной жизни,
видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые
будут стоять перед ними в будущем.
Данная программа помогает формированию у младших школьников целостного
представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и
культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций.
Это способствует становлению обучающихся гражданской позиции по отношению к
окружающему миру, формированию толерантности и толерантного поведения,
укреплению семейных связей. Заинтересованность содержанием курса не только
обучающимися, но и родителями: изучение истории города через семейные архивы,
рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в
семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных
писателей, семейные экскурсии.
Особое место в реализации программы отводится проектной работе
школьников. Значительное количество занятий направлено на практическую
деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность
обучающихся и родителей. Данная программа ориентирована на содействие овладению
5

эффективными методами и формами информационно-поисковой деятельности
учащихся с использованием традиционных и новых информационных технологий,
формирует исследовательскую компетенцию – важное средство самообразования.

6

Содержание разделов программы
1 класс (33 часа):
Что изучает краеведение? (2 часа)
Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.
Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных
местах
«Малая родина – мой посёлок, мой город» (17 часов)
Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою
малую Родину. Мой город, мой поселок, моя улица. Люди моего края. Люди моего
города. Моя школа, мой класс, мои учителя. История школы. Мои родители учились в
этой школе…. Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Учебники и
тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут.
Почему мои родители гордятся школой. С днём рождения наш класс. «Посвящение в
первоклассники».
Моя родословная (14 часов)
Мой дом. Моя семья. Наша дружная семья. Родительский дом – начало – начал.
Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти.
Традиции, обычаи и игры наших дедушек и бабушек. Связь их с этапами развития
посёлка, района, области. Семейный альбом. Такие разные профессии. Праздники
России
Практические занятия:
1. Конкурс презентаций “Моя родословная”, “Мой класс – вторая семья»”
2. Сбор и обобщение материала об истории посёлка через историю семьи.
3. Герб семьи
2 класс (34 часа):
Времена года и народные приметы. (1 час)
Определение основных черт, характерных для разных времен года во время
экскурсии на природу .Систематизация знаний о временах года и поиск информации по
народным приметам. Создание брошюры по народным приметам.
Геология родного края (4 часа)
Знакомство с историей формирования земных недр нашего края и основными
закономерностями размещения горных пород на примере геологического разреза на
карьере Курманский. Сбор образцов, подтверждающих органическое происхождение
некоторых полезных ископаемых.
Полезные ископаемые Свердловской области. (5 часов)
Понятие о полезных ископаемых, минералах. Способы их образования.
Использование их человеком. Крупнейшие месторождения нашего края и их
размещение на территории Свердловской области.
Горы и равнины Свердловской области (4 часа)
Понятия рельеф, горы, равнины, холмы. Общие черты рельефа нашего края.
Мелкие формы рельефа, в том числе антропогенные. Наивысшие отметки области и
города. Практическая работа по созданию «модели» физической карты области.
Реки и озера Свердловской области (5 часов)
7

Знакомство с крупными и малыми реками и озерами Уральской Земли. Понятия
: река, исток, устье, пойма, речная долина, речной бассейн, речная система, режим
реки. Наблюдение за поведением реки и водохранилища в разное время года. Малые
реки г. Заречный (исследование)
Почвы и природные зоны Свердловской области (3 часа)
Типы почв и закономерности их размещения на территории области и города.
Понятия: почва, гумус. Главное свойство почвы- плодородие. Выявление опытным
путем качеств разных видов почв, собранных во время экскурсии.
Растительный мир родного края (4 часа)
Представление о разнообразии растительного мира малой Родины. Основные
группы растений нашего края. Создание гербария с описанием свойств по группам
растений , в том числе лекарственных. Разработка рекомендаций по использованию
этих растений.
Животный мир родного края. (4 часа)
Животный мир Урала , закономерности размещения по территории нашего края.
Подготовка для «брошюры» интересного материала о животных края с использованием
интернет - ресурсов. Промысловые животные на территории Свердловской области.
Экология Урала (3 часа)
Понятия заповедник, заказник, национальный парк. Заповедные места нашего
края. Охраняемые растения и животные области. Составление списка-описания особо
охраняемых растений и животных для «красной книги» класса. (книга может быть и
электронной)
Итоговое занятие (1 час)
Краеведческая игра или презентация созданных «брошюр» по природе родного
края
3 класс (34 часа):
Наша Родина – Россия (4 ч)
Разнообразие природных условий России (географические особенности нашей
страны)
Разнообразие народов России. (исторические и этнические особенности
формирования народностей).
Знакомство с понятиями «народность, этнос, обычаи, традиции, государство,
граница государства, столица»
Моя малая родина (где я живу)
Мои родные (4 ч)
Где живут мои родные.
Традиции и обычаи моей семьи
Профессии моих родителей
Хобби в моей семье
Народные промыслы России (24 часа)
Народные промыслы как отражение истории народов

8

Исторические особенности формирования народных промыслов России.
Знакомство с понятиями «славяне, хозяйственная деятельность славян, бортничество,
народный промысел и ремесло».
История игрушки (проект)
Знакомство с ремесленным изготовлением игрушек. Абашевская, Богородская,
Дымковская, Каргопольская игрушка – история, особенности, отличия. Изготовление
игрушки. Художественная роспись игрушки. Посещение виртуального музея истории
игрушки. Проект "История одной игрушки".
Игрушки моей семьи
Рассказ о любимых игрушках в семье
Художественная роспись
Знакомство с художественной росписью. Урало-Сибирская, ПолховоМайданская, Петриковская, Палехская, Мезенская, Городецкая, роспись, гжель,
хохлома – история, особенности, отличия. Художественная роспись по контуру.
"Бабушкин сундучок" – роспись Старинные предметы с росписью в моей семье.
"Мягкое" ремесло
"Бабушкин сундучок" – "мягкое" ремесло Знакомство с «мягким» ремеслом –
Оренбургский пуховый платок, Павлово-Посадские платки, Вологодское кружево.
Модный показ изделий "мягкого" ремесла
Художественная обработка дерева
Проект "Резной дом моей мечты" (малые группы) Знакомство с художественной
обработкой дерева. Абрамцево-Кудринская резьба, Богородская резьба. Проект
"Резной дом моей мечты"
Берестяной промысел.
Знакомство с берестяным промыслом Туесок для ягод. Изготовление туеска для
ягод
Гончарное ремесло
Поездка в гончарную мастерскую Знакомство с гончарным ремеслом
Кукольное дело
Семейная кукла. Тильда. Куклы бывают разные (поездка в музей кукол)
Одежда для куклы
Традиционные куклы и обереги. Изготовление куклы-оберега
Народы севера
Ремесла народов Севера. Традиционные ремесла народов Севера. Одежда
народов Севера. Рисование эскизов одежды. Жилище народов Севера. Изготовление
юрты
Групповой проект "Ремёсла моей Родины" (2 часа)
Защита одного из ремёсел (малые группы)
4 класс.
Исторические вехи в судьбе России (2 часа)
Знакомство с основными этапами формирования территории Свердловской
области. Современное географическое положение области, когда и почему так
сформировалась территория нашего края . С чего все начиналось?
9

Великие и знаменитые люди в судьбе родного края (7 часов)
Знакомство с историческими событиями, связанными с Демидовым,
Татищевым, Черепановыми, Николаем II и др., значимыми в становлении области,
нашего города и их значение в судьбе России. . Посещение памятника на Плотинке
(Екатеринбург), первым строителям БАЭС , поселков и деревень, несущих важное
историческое и культурное значение в истории области..
Герои-земляки в Великой Отечественной войне их судьбы и награды (7
часов).
Систематизация материала о героях войны - наших земляках. Посещение музея.
Поисковая работа по другим именам, связанным с войной. Создание «мини-музея»
боевой славы в классе. Создание «галереи памяти». Встреча с ветеранами.
Изготовление поздравительных открыток и сувениров.
Земляки и космос (2 часа)
Имена космонавтов в адресах области.( поисковая работа). Биографические
сведения о космонавтах – земляках В.И. Севастьянове, М.В. Сураеве, П.И. Беляеве,
В.Г. Лазареве. Сочинение на тему «Если бы я был космонавтом».
Великие поэты и писатели земли Уральской (4 часа)
Знакомство с поэтами и писателями Урала и их творчеством. Знакомство с
творчеством Зареченских поэтов и писателей. Организация встреч с поэтамиземляками. Конкурс стихов уральских поэтов о природе.
Художники Урала (3 часа)
Знакомство с творчеством Уральских художников. Посещение выставок в
краеведческом музее, поиск репродукций по произведениям художников с
последующим оформлением альбома, посвященном их творчеству.
Спорт и достижения в родном крае (3 часа)
Знакомство со спортивными достижениями города и области. Встречи с
людьми, достигшими определенных успехов в спорте. Спортсмены нашего города.
Спортсмены школы, класса. Рассказы ребят, занимающихся спортом о своем виде
спорта, о спортсменах, которые достигли успехов в этом виде спорта. Итоги зимней
олимпиады 2014г. и роль уральских спортсменов в общей победе на ней.
Люди, их труд на благо Уральской Земли (3 часа)
Знакомство с людьми, которые прославили наш город и их профессиями.
Организация встреч с Заслуженными работниками в разных сферах деятельности.
Выставка памяти. Творческие работы обучающихся « Профессии моих родителей»
Проектирование и защита проектов на тему « Мой город завтра» (3 часа)
Создание проектов разными способами и их защита. Подготовка проектов
самостоятельно по заданной теме и защита их на итоговом занятии.

10

Планируемые результаты освоения курса «Краеведение»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов
реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ
федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как
ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников. Основанием для
«планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная
образовательная программа начального общего образования ОУ.
В результате освоения курса «Краеведение» формируются следующие
результаты, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки -экологическая
культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам
природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат. - адекватно воспринимать предложения учителей,
товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и
физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
-координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в
том числе творческого и исследовательского характера;
-узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей
действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью
ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
-установление причинно-следственных связей.
Результатом четырех лет могут быть: папка с первым собственным опытом по
краеведению, исследовательские проекты на краеведческую тему, виртуальные
11

экскурсии, разработанные экскурсионные тропы, экологические мероприятия и акции,
социальные краеведческие и экологические проекты, стать в газетах и т.д.

12

Тематическое планирование
1 класс
Раздел

Кол-во часов
2
17
14
33

Что изучает краеведение?
«Малая родина – мой посёлок, мой город»
Моя родословная
Итого
2 класс
Раздел
Времена года и народные приметы.
Геология родного края
Полезные ископаемые Свердловской области.
Горы и равнины Свердловской области
Реки и озера Свердловской области
Почвы и природные зоны Свердловской области
Растительный мир родного края
Животный мир родного края.
Экология Урала
Итоговое занятие
Итого

Кол-во часов
1
4
5
4
5
3
4
4
3
1
34

3 класс
Раздел

Кол-во часов
4
7
24
2
34

Наша Родина – Россия
Мои родные
Народные промыслы России
Групповой проект "Ремёсла моей Родины"
Итого
4 класс
Раздел
Исторические вехи в судьбе России
Великие и знаменитые люди в судьбе родного края
Герои-земляки в Великой Отечественной войне их судьбы и награды
Земляки и космос
Великие поэты и писатели земли Уральской
Художники Урала
Спорт и достижения в родном крае
Люди, их труд на благо Уральской Земли
Проектирование и защита проектов на тему « Мой город завтра»
Итого
13

Кол-во часов
2
7
7
2
4
3
3
3
3
34

Литература:
1.
Примерные программы начального общего образования, Просвещение
2010, (1 ч.)
2.
Краеведение. Музей г. Заречный
3.
Клепинина. Мой край: Природа, история, культура.
4.
Статьи местной газеты «Пятница»
5.
Большая энциклопедия школьника. Изд. Махаон
6.
Мы живем в России. В.Степанов. Москва Оникс Информационные
источники:
1.
fryazino.net
2.
ru.wikipedia.org
3.
Pedsovet.ru. Учительский портал
4.
Детская энциклопедия (Кирилла и Мефодия)

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».