Содержание Пояснительная записка …………………………………………………………………. 3 Содержание курса внеурочной деятельности «Читательский клуб: Вместе с книгой мы растем» ……………………………………………………………………………….. 8 Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Читательский клуб: Вместе с книгой мы растем» ……………………………………………………..13 Тематическое планирование …………………………………………………………….15 2 Пояснительная записка Программа «Читательский клуб: вместе с книгой мы растем» разработана на основе ООП НОО МАОУ ГО Заречный « СОШ № 2» в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем: изменение характера чтения; преобладание «делового» чтения над «свободным»; возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе; в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка. Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться! Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы. Для решения данной проблемы нами создана программа курса для учащихся 1-4 классов «Читательский клуб: Вместе с книгой мы растем. Главной целью программы является привлечение к чтению через демонстрацию богатого творческого и содержательного потенциала книги, создание на практике условий для развития личности ребёнка-читателя, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Задачи: • постоянно расширять литературно-образовательное пространство младшего 3 школьника; повышать уровень начитанности каждого школьника; • приобщать юного читателя к общечеловеческим ценностям через формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений; • предоставить реальные возможности каждому школьнику для дополнительного чтения по изучаемому разделу; • сформировать активного читателя, владеющего прочными навыками чтения; • дать общие сведения об истории книги, книжного дела, акцентируя внимание учащихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации; • раскрыть значение книги в формировании духовной культуры человека; • дать представление о книге как о продукте, созданном человеком, в контексте мировой культуры, культуры России; • сформировать основы информационной культуры учащихся через умение самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные виды печатных изданий для успешного освоения обязательных предметов школьной программы; • развивать коммуникативную культуру учащихся через умение передать полученную информацию в устной форме. Общая характеристика курса. Содержание программы «Читательский клуб: Вместе с книгой мы растем» и её реализация в начальной школе способствуют гармоничному развитию личности на основе расширения читательского пространства, интеграции индивидуальных возможностей каждого ученика. Программа «Читательский клуб: Вместе с книгой мы растем» прослеживается в расширении круга детского чтения, тесной межпредметной связи, урочной и внеурочной деятельности, в формах проведения занятий. Учащиеся практически знакомятся с разными типами книг, учатся находить нужную информацию в справочниках, словарях, энциклопедиях. Одним из компонентов содержания программы является практическое знакомство с библиотекой, библиотечным фондом. Дети учатся писать отзывы и аннотации на прочитанные книги. Запланирована проектно-исследовательская деятельность, в ходе которой учащиеся выступают в разных ролях: автора, художника, редактора, артиста и т.д. Особенностью программы «Читательский клуб: Вместе с книгой мы растем» является знакомство с автором через его малую Родину, использование на занятиях краеведческого материала, посещение библиотеки, музея. Постоянно растёт объём информации, которую должен переработать человек, чтобы утолить информационный голод, стать успешным в профессии, нравственно обогатиться. Способность тщательно «переваривать» информацию и анализировать её можно развить благодаря чтению книг. Школьный возраст - это благодатное время для того, чтобы развить в ребёнке любовь к книге и чтению. Программа «Читательский клуб: Вместе с книгой мы растем», разнопланово переплетаясь с уроками литературного чтения, позволяет учащимся испытывать удовольствие от чтения, приобретать читательский опыт. Осмысление прочитанного и выполнение творческих заданий развивает мышление, речь ребёнка. С приходом в нашу жизнь электронных носителей 4 информации и технологий требуется нелинейное, креативное мышление. Чтение заставляет достраивать то, о чём надо иметь представление. А это основа воображения. Воображение, в свою очередь, - это основа творчества, которое так необходимо каждому человеку в современном обществе. С первого посещения библиотеки, постоянного общения с книгою в непринуждённой обстановке, со знакомства со способами выхода из трудных жизненных ситуаций, почерпнутых из литературы, в постоянном поиске и творчестве рождается читатель. А настоящим читатель - это грамотный гражданин, знающий и любящий историю, культуру своего народа, умеющий нравственно оценивать себя в обществе, уважать окружающих. В основе программы лежит системно-деятельностный подход. Программа рассчитана на 4 года обучения учащихся младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Время занятия составляет 30 минут в 1-м классе, 40 минут - во 2-4- м классах. Курс рассчитан на 33 часа в год для 1-го класса, 34 часа в год - для 2-4-го классов. Формы проведения занятий Беседа и обсуждение, выразительное чтение и рассказывание, литературные и ролевые игры, заочные путешествия, исследования, выставки и презентации книг, мультипликационные фильмы по произведениям детских писателей, творческие задания литературного и изобразительного характера, экскурсии, викторины, конкурсы, библиотечные уроки, двигательная импровизация под музыку, художественная мастерская. Программа курса составлена с учётом особенностей интеллектуального и физиологического развития учащихся 1-4-го классов. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Программа «Читательский клуб: Вместе с книгой мы растем»: вводит в мир литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру. Данная программа ориентирована на содействие овладению эффективными методами и формами информационно- поисковой деятельности учащихся с использованием традиционных и новых информационных технологий, формирует читательскую компетенцию – важное средство самообразования В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела: 1. Круг чтения. 2. Работа с детской книгой (УУД) Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально- нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых 5 фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи). Занятия кружка нацелены на развитие коммуникативности ребенка, умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка. Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края. Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг- сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения. Ведущие принципы программы Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественноэстетического; литературоведческого; коммуникативно-речевого. Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства. Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, 6 драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя. Условия реализации программы Реализация целей невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной и городской библиотеках, учебнометодических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернет, электронных презентаций. Учет возрастных и психологических особенностей детей. Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения. Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики. 7 Содержание разделов программы 1 раздел: «Устное народное творчество». Произведения устного народного творчества. Жанровое разнообразие произведений. Рассмотрение понятия «фольклор». Малые фольклорные формы (потешки, пословицы, скороговорки, загадки); узнавание, различение, определение основного смысла. Русские народные игры. 2 раздел «Сказка – ложь, да в ней намёк …» Русские народные сказки и сказки зарубежных классиков. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Виды сказок: волшебные, о животных, бытовые и особенности каждой из них, умения их различать. Знакомство с особенностями структуры сказки: зачин, сюжет, концовка и их нахождение в текстах. Определение идеи (главной мысли) сказки, её нравоучительный характер. Художественные произведения: 1 класс Ш.Перро «Красная шапочка», «Мальчик с пальчик», Словацкая сказка «У солнышка в гостях», Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок», С. Михалков «Как медведь трубку нашёл», Абдулла Алиш «Болтливая утка» 2 класс Итальянская сказка «Как осел петь перестал», В. Сутеев «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок», «Яблоко», Афганская сказка « Волк – ябедник», Африканская сказка «Вот так дружба!», Китайская народная сказка « Ребёнок и мудрец», « Отчего у белого медведя нос черный», Юсупов « Почему у лягушки нет хвоста», Татарские, чувашские, русские народные сказки 3 класс П.Ершов «Конёк – горбунок», А.Пушкин «Сказка о золотом петушке»,В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее», И.Сигсгорд « Палле один на свете», А. Погорельский «Чёрная курица», Арабская сказка «Синбад – мореход», «Али – Баба и сорок разбойников», Л.Кэррол «Алиса в Зазеркалье», Д.Родари «Приключения Чиполлино», «Приключения голубой стрелы» «Джельсомино в Стране Лжецов» 4 класс Сказки Леонардо да Винчи, В.Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук». Х.К.Андерсен «Русалочка», 3 раздел: «Мудрые страницы». Знакомство с жанром басни, её особенностями. Различие басни и побасёнки. Определение морали (главной мысли) басни. Знакомство с понятиями «баснописец», «аллегория». Определение видов устной речи: диалога или монолога на основе содержания текста басни. Творческая деятельность учащихся: чтение по ролям, инсценирование. Заучивание наизусть по выбору. Художественные произведения: Басни И. А. Крылова «Квартет», «Волк и журавль» и др. 8 4 раздел: «Жизнь дана на добрые дела». Произведения классиков отечественной литературы Х1Х – ХХ в.в., классиков детской литературы. Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал своё произведение?»), определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (синтаксическое построение предложений, единство или контрастность описаний). Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое). Письмо отзыва о герое. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения; его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою. Художественные произведения: 1 класс В.Берестов « Мастер птица», В.Катаев « Цветик – семицветик», С. Баруздин « Как Алёше учиться надоело», Е.Чарушин «Волчишко»,«На нашем дворе», Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают», В.Бианки «Хвосты», Ю.Тувим «Птичье радио», Н. Сладков «Лесные шорохи», «Как медвежонок сам себя напугал», М. Пришвин «Ёж», Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец», А. Соколовский «Бабушкина вешалка», Е. Благинина «Бабушка-забота», А.Митяев «Богатыри», В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья» 2 класс В. Сутеев «Мышонок и карандаш», Р. Киплинг «Слонёнок», Е.Пермяк «Два рассказа», «Самое страшное», В.А.Осеева «Пёрышко», « Кто всех глупее», М. Пришвин «Листопадничек», «Лисичкин хлеб», «Гаечки», «Этажи леса», К.Ушинский Рассказы и сказки, «Орел», «Трусливый Ваня», Б.Житков « Помощь идет», Е.Пермяк « Пичугин мост», С.Баруздин «Кляксы», В.Берестов «Змей – хвастунишка», А.Плещеев «Чему в школе учат», Е.Чарушин «Кошка Маруська», «Большие и маленькие», «Про Томку», Снегирев « Про пингвинов», Г.Скребицкий «Колючая семейка», М.Зощенко «Самое главное», Емельянов «Храбрая девочка», Киселев « Мальчик Огонек», Н. Г. ГаринМихайловский «Тёма и Жучка»,Н.Носов «Огурцы», А.Гайдар « Поход», «Сказка о военной тайне», «Чук и Гек», С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике» 3 класс Т.Лихоталь «Синяк», В.Драгунский «Сестра моя Ксения», «Что я люблю», «….И чего не люблю», «Где это видано, где это слыхано», П. Бажов «Огневушка9 поскакушка», «Змейка», «Каменный цветок», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», В. Осеева «Простое дело", М.Пришвин «Гаечки», «Рождение кастрюльки»,,Р.Киплинг «Маугли»,Б.Житков «Мангуста»,Л.Толстой « Как волки учат своих детей», К.Паустовский «Барсучий нос», Андреева «Кусака», А.Гайдар «Тимур и его команда», И. Тургенев «Капля жизни», И.Сигсгорд « Палле один на свете», А. Погорельский «Чёрная курица», М.Зощенко « Глупая история», И.Сухин «Вот такой затейник» Ю. Куклачев «Мои друзья кошки», В. Дуров «Наша Жучка», Е.Чарушин, В. Голявкин, Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – Охотник», Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Толи Клюквина», «Дневник Коли Синицына», К.Ушинский «Александр Невский», А. О. Ишимова «История России в рассказах для детей», А.Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше», «Пеппи длинный чулок», Э.Браун «Сипсик», Р.Распе «Самый правдивый человек на земле», Мифы и легенды, Рождение героя, Геракл в Фивах, Немейский лев, А. Волков «Волшебник изумрудного города» 4 класс С. Алексеев, Н. Шер «Рассказы о русских писателях», К. Паустовский «Далекие годы»- повесть о детстве и юности, Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы», Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ», Кир Булычов «Гостья из будущего» В.Губарев «Путешествие на Утреннюю Звезду», М.Твен «Приключения Тома Сойера» Д.Свифт «Путешествие Гулливера», Е.Велтисов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул» ,В. Медведев «Баранкин будь человеком», М. Москвина «Моя собака любит джаз» 5 раздел: «Прекрасное рядом». Стихотворная речь: узнавание, различение от прозаической речи, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи. Заучивание наизусть стихотворений по выбору. Художественные произведения: 1 класс С.Маршак «Усатый полосатый», «Детки в клетке», С.Сахарнов « Самый лучший параход», Р.Сеф. «Необычный пешеход», А. Барто «Мы с Тамарой», стихи и загадки Е. Серова, И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу», А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки», Я Аким «Неумейка», Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука», Б.Заходер «Детям», «Русачок»,Э. Успенский «Над нашей квартирой» 2 класс С.Я.Маршак «Первый день календаря», «Про одного ученика и шесть единиц», «Пудель», «Багаж», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», «Чижи», Б. Заходер 10 «Товарищам детям», Э Шим « Чем встречают весну?», «Чем пахнет весна», «Неслышные голоса», Н.Павлова «Живая бусина», Артюхова « Трусиха», С.Михалков «Прививка», « Про мимозу»,,Е.Благинина «Чудесные часы», « Стихи о ёлке», « Вот какая мама», «Бабушка - забота», Емельянов « Рассказы о маме»,Панькин « Легенда о матерях», Трутнева « Проталинки», А.Барто « Дом переехал», « Было у бабушки 40 внучат», Э.Мошковская «Хитрые старушки», Сеф «Ключ от сказки», К.И.Чуковский «Загадки», Могилевская «Сказка о громком барабане», Стихи о Родине., Д.Хармс « Иван Торопышкин», «12 поваров», «Иван Иваныч Самовар» 3 класс Ф.Тютчев, И.Суриков, А.Блок, И. Бунин, С.Есенин, А.Плещеев, А.Милн «Непослушная мама», Б.Заходер « История гусеницы», Ю.Мориц « Жора Кошкин», Л.Яхнин « Лесные жуки», Ю.Ермолаев «Соседка по парте», Муса Джалиль «Зима», «Чулпан», 4 класс В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов, М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов, С. Дрожжин и др. 6 раздел: «Что такое? Кто такой?» Представленность справочно-энциклопедической литературы. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста). 7 раздел: «Знакомые незнакомцы». Знакомство с детской периодической печатью: журналами, газетами. Определение жанров напечатанных текстов. Распознавание произведений знакомых авторов. Подробный пересказ художественных произведений, заучивание наизусть лирических произведений по выбору. Интерпретация текстов литературного произведения в творческой деятельности учащихся: инсценировка, словесное рисование, составление текстов занимательного характера: загадок, кроссвордов. Художественные произведения: 3-4 класс Бальмонт, М.Цветаева, Пьеса-сказка «Синяя птица» Мориса Матерлинка, Журнал «Музрилка» «Уроки этикета», «Юный натуралист», «Весёлый затейник» 8 раздел: «Из любимых книг». Знакомство с произведениями классиков детской литературы. Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование, описание, рассуждение (монолог героя, диалог героев). Реализация творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, 11 драматизация. Художественные произведения: 1 класс К.Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце», «Доктор Айболит», Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки» 2 класс Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» 9 раздел: «Подводим итоги». Выявление уровня сформированности читательской компетентности, самостоятельности в выборе книг; умения анализировать книгу (её составные части), а также анализ художественного произведения и характеристики персонажа. Подбор произведений происходит на усмотрение педагога, с указанием их в календарно- тематическом планировании. 12 Планируемые результаты освоения курса «Читательский клуб: Вместе с книгой мы растем» В результате освоения курса «Читательский клуб: Вместе с книгой мы растем» формируются следующие знания и умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО: - осознание значимости чтения для личного развития; - потребность в систематическом чтении; - использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); - умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; - культура чтения; - восприятие литературы как части искусства, умение творчески осмыслить свои чувства и выразить их в творческих работах; - умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; - знание правил пользования библиотекой; обращения с книгой, гигиены чтения Личностные результаты: - эмпатия как осознанное понимание чувств других людей сопереживание им, выражающиеся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия; - этические чувства - стыд, вина, совесть как регуляторы морального поведения; осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни; - умение делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье. Метапредметные УУД: Регулятивные учебные умения: умение работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; умение самостоятельно работать с новым произведением; умение работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; умение определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. Познавательные учебные умения: умение прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; умение отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; умение ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом); умение составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; умение пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями; умение соотносить автора произведения с временем и местом его жизни. Коммуникативные учебные умения: - умение выражать своё мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения; 13 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях книги, её оформлении и структуре в устной и письменной речи; - участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведений; - пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале; - вести диалог о прочитанной книге; - строить сообщения в устной и письменной форме. - 14 Тематическое планирование 1 класс Раздел «Жизнь дана на добрые дела». «Сказка – ложь, да в ней намёк …» «Прекрасное рядом» «Устное народное творчество» «Из любимых книг» «Подводим итоги» Итого Кол-во часов 11 5 8 2 4 3 33 2 класс Раздел «Устное народное творчество» «Сказка – ложь, да в ней намёк …» «Мудрые страницы». «Жизнь дана на добрые дела» «Прекрасное рядом» «Что такое? Кто такой?» «Из любимых книг» «Подводим итоги» Итого Кол-во часов 1 4 1 14 8 1 2 3 34 3 класс Раздел «Сказка – ложь, да в ней намёк …» «Жизнь дана на добрые дела» «Прекрасное рядом» «Что такое? Кто такой?» «Знакомые незнакомцы» «Подводим итоги» Итого Кол-во часов 4 18 4 2 3 3 34 4 класс Раздел «Сказка – ложь, да в ней намёк …» «Жизнь дана на добрые дела» «Прекрасное рядом» «Что такое? Кто такой?» «Подводим итоги» Итого Кол-во часов 5 20 2 4 3 34 15