РП Факультативный курс Развитие связной речи

Содержание
Пояснительная записка ……………………………………………………………… 3
Содержание факультативного курса «Развитие связной речи: «Уроки речевого
творчества» ………………………………………………………………....………… 6
Планируемые результаты освоения факультативного курса «Развитие связной
речи: «Уроки речевого творчества» …………………………………………………. 8
Тематическое планирование ………………………………………....………………12

2

Пояснительная записка
Программа факультативного курса «Развитие связной речи «Уроки
речевого творчества» разработана на основе ООП НОО МАОУ ГО Заречный
« СОШ № 2» в соответствии с требованиями ФГОС НОО и предназначен для
обучающихся 2-3 классов. Факультативный курс представляет систему занятий на
развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа
курса составлена с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики
учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться
и направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы
формирования универсальных учебных действий.
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной
школой, принадлежит изучению родного языка. Поэтому возникает потребность и
необходимость поиска и разработки таких методических приемов и средств
обучения, которые способствовали бы развитию устной и письменной речи,
творческого мышления обучающихся.
Цель: углубление и расширение знаний учащихся по русскому языку,
развитие активного, самостоятельного творческого мышления, речи,
эмоционального мира ребенка.
Важнейшая задача учителя — создание условий для появления у учащихся
положительных эмоций по отношению к учебной деятельности. Разнообразные
методы и приемы, используемые на уроке развития речи и речевого творчества,
повышают эмоциональный уровень ребенка, способствуют формированию
позитивного отношения к учебе.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
 организация творческой самостоятельной деятельности, связанной с
эмоциями и переживаниями;
 предоставление простора инициативе, индивидуальности ребенка;
 вооружение детей грамматико-стилистическими умениями;
 обогащение активного словаря учащихся;
 организация работы детей с толковыми и орфографическими словарями;
 организация прочтения и обсуждения художественных произведений.
Общая характеристика курса
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций,
без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника
каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии
гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это
последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и
письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение
всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но
при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать
письменную речь.
Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во
время дополнительных занятий. Основу данного курса составляет развитие речи и
творческих способностей у младших школьников. Программа курса составлена с
3

учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов
по развитию речи младших школьников.
Своеобразие предлагаемой программы курса заключается в том, что в ней
сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения,
направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей
речи, устной и письменной, - вот главная задача курса. Для этого нужно открыть
те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной
форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А
открыть «секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности
предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.
Программа курса предполагает организацию активной речевой деятельности
самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно
сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В
процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками
письменных и устных заданий.
На уроках развития связной речи, речевого творчества дети будут учиться
составлять план текста, соотносить пункты плана с содержанием текста, работать
с деформированным предложением, текстом и планом. Особое внимание
уделяется анализу морфологических и синтаксических характеристик слова. В
качестве ведущих в комплексе речевых умений выступают: умения раскрыть
тему, главную мысль текста, выразить свое отношение к тексту и настроение. При
передаче содержания и при создании собственного высказывания действия
учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение
и речевое оформление.
В уроки включены олимпиады, тесты и викторины по литературному чтению
и русскому языку, состоящие из вопросов, заданий различного уровня сложности.
Специфические принципы, на которые опирается содержание и структура
программы:
 художественно-эстетический принцип;
 принцип интеграции;
 принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
 принцип поощрения творческих успехов каждого ученика.
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценность общения – понимание важности общения как значимой
составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов
культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди
соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов
нравственной жизни.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой
составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна
любому человеку в своей области.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена
общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края
и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
4

Программа курса рассчитана на два года обучения (2-3 класс). Курс введен в
часть учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений в
рамках общеинтеллектуального направления. Занятия курса проводятся 1 раз в
неделю. Общее количество занятий для 2, 3 классов – по 34 часа.

5

Содержание курса
Материал курса представлен следующими содержательными линиями:
- Слово.
- Предложение и словосочетание.
- Текст.
- Культура общения.
- Техника и выразительность речи.
Слово
Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова.
Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять
лексическое
значение
слова
по
словарю,
контексту,
на
основе
словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и
переносное значения, определять основу переноса значения. Умение
сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из
данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при
составлении предложений, текстов описательного и повествовательного
характера.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.
Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять
порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять
неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать
(произносить) предложения разных типов.
Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики.
Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи
между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по
данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее.
Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной
интонацией, мимикой.
Техника и выразительность речи.
Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать
громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить
текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы,
6

выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику
чтения.
2-й класс
Развитие фонематического слуха в звуковых играх и речевых ситуациях.
Упражнения (хоровые и индивидуальные) в произношении отдельных звуков в
словах и предложений в определенном темпе с различной интонацией.
Составление словосочетаний, предложений, текстов с помощью учителя.
Обогащение и активизация словаря. Составление тематических и
орфографических словарей.
Написание предложений и небольших текстов, сочинений-миниатюр.
Сочинения по пословице, сочинение считалок, скороговорки, сказки по опорным
словам. Развитие умения отражать свое настроение в письменных работах,
чувствовать образность поэтического слова.
Во 2 классе уроки речевого творчества – это подготовка учащихся к
творческой деятельности. Учащиеся под руководством учителя составляют
устные рассказы по готовому плану, по коллективно составленному плану, по
опорным словам, по сюжетной картине, по серии сюжетных картинок, по
наблюдениям.
3-й класс
Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков
“орфоэпически” правильного чтения: развитие четкой дикции на основе введения
специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата.
Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки
отдельных звуков. Составление орфографического словаря, словаря антонимов,
настроений.
Сочинения по пословице; сочинение небылицы, считалки, потешки,
скороговорки. Составление текстов поздравительной открытки, письма.
Иллюстрирование текстов, пересказ. Сочинения-миниатюры на заданные темы.
Воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на тематику сочинений, на
события, описываемые в сочинениях-миниатюрах.

7

Планируемые результаты освоения курса «Развитие связной речи:
«Уроки речевого творчества»
Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при
общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной
деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать недостаток
информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной
деятельности;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного,
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы
класса.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
с помощью учителя.
- получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и
главную мысль в сочинении,
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Предметными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать
заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их
роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных
предложений, рисунков, опорных слов;
8

- редактировать текст с целью совершенствования его содержания,
структуры и речевого оформления,
- использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания,
его типу и стилю.
- отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.
Комплекс творческих умений, формируемый у учащихся при обучении
связной речи:
Интеллектуально-познавательные творческие умения:
1. Информационно-содержательные, включающие умение получить
информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в
сочинении.
2. Структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить
текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать
материал умение формулировать вводную и заключительные части.
3. Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания,
структуры и речевого оформления.
Образно-речевые творческие умения – умения, связанные с использованием
языковых средств, соответствующим целям высказывания, его типу и стилю.
Эмоционально-образные творческие умения – умения отразить чувства,
настроение, эмоциональное отношение к описываемому.
Формы контроля и оценки планируемых результатов
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение
которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные
результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных
знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых
и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания
социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие ученика со своими учителями
как значимыми для него
носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек,
семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения
к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в
защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой
социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое
подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или
отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта
самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном
общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами
9

дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые
вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем,
гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного
общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку,
без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно с
психологической службой (психологами) внутренняя система оценки на основе
диагностик
по Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени
поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки
познавательного интереса,
сформированности целеполагания,
развития
контроля, оценки). Во 2 классе возможно достижение результатов первого
уровня и частично второго.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы
контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся
по методикам Холодовой О., Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в
зачетном листе учителя);
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до
начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план»
действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного
действия методом сравнения фактических результатов или выполненных
операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
тестирование;
практические работы;
творческие работы учащихся; составление сборника лучших работ
проведение олимпиады
контрольные задания.
проведение литературных конференций учащихся других коллективных
форм презентации полученных продуктов.
публикация лучших работ в школьной и районной газете
Самооценка и самоконтроль - определение учеником границ своего
«знания — незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех
проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не
допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в
зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
10

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении
заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и,
следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность
школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,
при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями
самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть
повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также
наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение
активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной
деятельности).

11

Тематическое планирование:
2 класс
Раздел, тема
Что такое творчество.
Я и мое настроение. Положительные и отрицательные
эмоции. Составление словарика настроений. Эмоции и
творчество.
Мои летние каникулы.
Автопортрет. Моя дружная семья
Слово. Чувство. Образ. Игры со словом. Родное слово в
пословицах и поговорках. Слово – друг. Иллюстрирование
знакомых пословиц. Задачи. Загадки. Шутки. Составление
словарика шуток.
Моя любимая игрушка. Составление словарика на тему
“Игрушки”.
Сочинения: Сочинение скороговорки, считалки. Сочинение
по пословице «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Сочинение
сказки по опорным словам. Сочинение и рисование на тему
«Мой друг» («Моя подруга»). Сочинение на тему: «Моя
парта» («Глазами моей парты»). Составление рассказа и
рисование на тему “Я люблю…”
Олимпиада.
Эмоции. Мимика. Жесты. Правила вежливости.
Компьютер.
Новогодняя ёлка в школе.
Настроение животных. Составление словарика на тему
“Животные”. Сочинение на тему “Мое любимое животное”.
Фантастическое животное. Сочинение и иллюстрирование.
Домашние животные и птицы.
Настроение цветов. Составление словарика на тему
“Растения”. Сочинение на тему “Мой любимый цветок”
Село и город.
Что я чувствую и представляю, когда слышу слова «зима» и
«весна». Таяние снега.
Путешествие в космос.
Итоговый урок. Выставка работ.
Итого

12

Количество
часов
1ч
3ч
1ч
2ч
4ч

1ч
7ч

1ч
2ч
1ч
1ч
4ч

2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
34ч

Тематическое планирование:
3 класс
Раздел, тема
Сочинение по пословице. Сочинение и сравнительное описание.
Сочинение и инсценировка сказки. Сочинение считалок,
скороговорок. Сочинение сказки о животных. Сочинение на тему…
Слово и образ или Поговорим о словарях. Составление
орфографического словарика. Составление словарика грибника.
Слова-друзья и враги. Составление словарика антонимов. Что я знаю о
слове.
Сказка. Хлебный, земляничный и стеклянный человечки.
Рисование диафильма и пересказ сказки.
Этика и этикет.Честный и нечестный поступок.
Текст, тема текста, основная мысль, опорные слова. Типы текста:
описание, повествование, рассуждение.
Настроение и его оттенки. Какие слова меня больше всего обижают и
радуют. Капризное настроение. Хвастливое и ворчливое настроение.
Работа со словариком настроений
Зимнее настроение. Сочинение-миниатюра на тему “Снег”, “Моя
снежинка”, “Моя мама”. Письмо-текст. Поздравительное письмо к
Новому году. Поздравление к празднику 8 Марта.
Знакомство с жанром «Побасенка», «Потешка».
Структура жанра «Небылица». Сочинение небылицы.
Итоговый урок
Итого

13

Количество
часов
9ч

5ч

1ч
2ч
2ч
2ч
4ч
5ч

3ч
1ч
34ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».