АООП ООО нарушение речи

УТВЕРЖДЕНО
Приказом от 31.08.2023 № 74/од
директор
ечный
«СОШ №
яхина

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
(вариант 5.1)
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
городского округа Заречный
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением
отдельных предметов»

СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
школы
протокол № 10 от 30.08.2023г.

Оглавление
1.

Целевой раздел адаптированной основной общеобразовательной

программы основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития ......................................................................................... 4
1.1. Пояснительная записка ............................................................................. 4
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися АООП ООО ...... 14
1.2.1. Общая характеристика планируемых результатов освоения АООП
ООО обучающихся с ТНР 5.1 ..................................................................... 14
1.2.2. Структура планируемых результатов АООП ООО ......................... 15
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
АООП ООО ..................................................................................................... 17
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АООП ООО ............................................. 23
2.1. Программа формирования универсальных учебных действий АООП
ООО для обучающихся с ТНР........................................................................ 23
2.2. Рабочие программы учебных предметов............................................... 23
2.3. Рабочая программа воспитания ............................................................. 23
2.4. Программа коррекционной работы ....................................................... 23
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ АООП ООО .......................................... 38
3.1. Учебный план АООП ООО .................................................................... 38
3.1.1. План внеурочной деятельности ....................................................... 38
3.1.2. Календарный учебный график ......................................................... 39
3.2. Система условий реализации АООП ООО ........................................... 39
3.2.1. Нормативные условия ...................................................................... 39
3.2.2. Организационно-содержательные условия ..................................... 39
3.2.3. Кадровые условия ............................................................................. 40

2

3.2.4. Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий .. 40
3.4.5. Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой
системы условий ......................................................................................... . 43

3

1. Целевой раздел адаптированной основной общеобразовательной
программы основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного
общего образования Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения городского округа Заречный «Средняя общеобразовательная
школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» (далее - Школы) локальный акт, документ адресован всем участникам образовательного
процесса: педагогам, обучающимся, родителям (законным представителям)
обучающихся.
Для

обучающихся и

родителей Адаптированная основная

общеобразовательная программа основного общего образования (далее АООП ООО) - нормативный документ, гарантирующий качество образования
в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Для педагогических работников АООП ООО является нормативным
документом, определяющим их деятельность в Школе, является основой для
разработки рабочей программы педагога, позволяет каждому работать не
только в рамках своего конкретного предмета, но и реализовывать
метапредметные связи, что обеспечивает единство образовательного процесса
в рамках Школы в части достижения целей образования, используемых
технологий, единых подходов к оценке достижений обучающихся.
Для администрации АООП ООО используется как инструмент
координации деятельности педагогического коллектива по выполнению
требований к результатам и условиям освоения обучающимися, закрепленных
в

ФГОС

ООО,

а

также

для

регулирования

отношений

субъектов

образовательного процесса, для принятия управленческих решений на основе
мониторинга эффективности процесса, качества условий и результатов
образовательной деятельности.

4

АООП ООО обучающихся с тяжелыми нарушениям речи определяет
цели,

задачи,

планируемые

результаты,

содержание

и

организацию

образовательного процесса на уровне основного общего образования и
направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное,
гражданское,

социальное,

личностное

и

интеллектуальное

развитие

обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие
социальную успешность, развитие творческих, физических способностей,
сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
АООП ООО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи реализуется
через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований
государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Адаптированная основная общеобразовательная программа общего
образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи разработана в
соответствии с требованиями:
- федерального закона РФ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ
от29.12.2012;
- закона Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области»;
- Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 г. № 287
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"";
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"

5

- примерной основной общеобразовательной программы основного
общего образования
- Примерной программой воспитания (одобрена решением ФУМО от
02.06.2020 г.), с учетом особых образовательных потребностей обучающихся
на уровне основного общего образования.
АООП ООО обучающихся с ТНР Школы представляет собой комплекс
взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельной
составляющей

обеспечивающей

духовно-нравственное,

социальное,

интеллектуальное и общекультурное личностное направления развития
обучающихся начального общего образования.
Реализация АООП ООО для обучающихся с ТНР предусматривает
создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих
учитывать

индивидуальные

возможности

на

основе

особенностей

психофизического развития, что поможет обеспечить социальную адаптацию
и

коррекцию

нарушения

развития

обучающихся

с

ограниченными

возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Целями реализации АООП ООО для обучающихся с ТНР являются:
умений,

достижение выпускниками планируемых результатов: знаний,
навыков,

личностными,

компетенций

семейными,

и

компетентностей,

общественными,

определяемых

государственными

потребностями и возможностями обучающегося с ТНР среднего школьного
возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния
здоровья;
-

становление и развитие личности обучающегося с ТНР в ее

самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации Школой
АООП ООО для обучающихся с ТНР предусматривает решение следующих
основных задач:
- создание условий для успешной самореализации обучающихся в
различных видах познавательно-образовательной деятельности;
- формирование и развитие познавательных интересов обучающихся,6

навыков самообразования, повышение мотивации обучения;
- создание

условий

для

достижения

обучающимися

уровня

функциональной грамотности, обеспечивающего готовность человека к
решению стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
- развитие

индивидуальных

способностей

и

склонностей

обучающихся по основным учебным предметам;
- освоение активных форм получения и использования информации;
- организация профессиональной ориентации девятиклассников с
ОВЗ;
- диагностика развития индивидуально-личностных особенностей с
целью создания условий для выбора дальнейшего образовательного маршрута.
В основу формирования АООП ООО для обучающихся с ТНР
положены следующие принципы:
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к
уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
- учет типологических, психофизиологических и индивидуальных
образовательных потребностей обучающихся;
- коррекционная направленность образовательной деятельности;
- развивающая

направленность

образовательной

деятельности,

развитие личности и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом
особых образовательных потребностей обучающегося;
- онтогенетический принцип;
- принцип комплексного подхода, использования в полном объеме
реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и
социальных потребностей, обучающихся;
- принцип преемственности;
- принцип

целостности

содержания

образования

(в

основе

содержания образования не понятие предмета, а понятие предметной области);

7

- принцип амплификации- обогащения и переноса усвоенных знаний,
умений, и навыков, и отношений, сформированных в условиях учебной
ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в
реальном мире;
- принцип сотрудничества с семьей.
АООП ООО для обучающихся с ТНР 5.1 разработана с учетом
психолого-педагогической

характеристики

обучающихся

с

тяжелыми

нарушениями речи.
Обучающиеся с ТНР — это дети, имеющее недостатки в развитии,
подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без
создания специальных условий.
У детей с ФФН и ФН наблюдается нарушение процесса формирования
произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и
произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования
артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустикоартикуляторными признаками: отсутствие, замены (как правило, звуками
простыми

по

артикуляции),

смешение,

искаженное

произнесение

(не

соответствующее нормам звуковой системы родного языка).
Определяющим признаком фонематического недоразвития является
пониженная способность к дифференциации звуков, что негативно влияет на
овладение звуковым анализом.
ФН характеризуется нарушением формирования фонетической стороны
речи (искажение звуков, звукослоговой структуры слова, просодические
нарушения),

либо

нарушением

формирования

отдельных компонентов

фонетического строя речи (звукопроизношения или звукопроизношения и
звукослоговой структуры слова). Такие обучающиеся хуже, чем их сверстники
запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют
задания, связанные с активной речевой деятельностью.

8

Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи
характеризуются

остаточными

явлениями

недоразвития

лексико-

грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.
У

таких

обучающихся

не

отмечается

выраженных

нарушений

звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются
в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне
отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная
внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление
общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком
уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и
являющееся

важным

показателем

не

закончившегося

процесса

фонемообразования.
У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой
стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем
отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений,
профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны использовать типовые
и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное
значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по
ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности
передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих
внутри лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с установлением
синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с
абстрактным значением.
Недостаточность

лексического

строя

речи

проявляется

в

специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова,
наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются
в продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие
словообразовательных

процессов,

проявляющееся

преимущественно

в

нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов,
препятствует своевременному формированию навыков
9

группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их
состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по
русскому языку.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка
особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с
переносным значением.
В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в
употреблении грамматических форм слова.
Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с
придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов,
инверсии.

Лексико-грамматические

сформированные

одинаково.

С

средства
одной

языка

стороны,

у
может

обучающихся
отмечаться

незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и
сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении
правильного и неправильного ответов, с другой - устойчивый характер
ошибок, особенно в самостоятельной речи.
Отличительной особенностью является своеобразие связной речи,
характеризующееся

нарушениями

логической

последовательности,

застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий,
повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему,
по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из
своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами
творчества

используются,

в

основном,

простые

малоинформативные

предложения.
Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются
разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких,
повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм
возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью
базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и
письма в норме.
10

В основу реализации АООП ООО для обучающихся с ТНР заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Деятельностный

подход

обеспечивает

создание

условий

для

общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД,
успешного

усвоения

системы

научных

знаний,

умений

и

навыков

(академических результатов), позволяющих продолжить образование на
следующей ступени, и жизненной компетенции, составляющей основу
социальной успешности.
Дифференцированный

подход

предполагает

учет

особых

образовательных потребностей, обучающихся с ТНР. Выделяют общие
образовательные потребности для всех обучающихся с ОВЗ и особые для
обучающихся с ТНР.
К общим образовательным потребностям, обучающихся с ОВЗ
относятся:
- получение специальной помощи средствами образования сразу же
после выявления первичного нарушения развития;
-

выделение

пропедевтического периода в

образовании,

обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
-

получение

основного общего образования

в условиях

образовательных организаций общего или специального типа, адекватного
образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
-

обязательность непрерывности

коррекционно-развивающего

процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в
процессе индивидуальной работы;
- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие
ребенка с педагогами и соучениками;
- психологическое сопровождение, направленное на установление
взаимодействия семьи и образовательной организации;
-

постепенноерасширение образовательного

пространства,

11

выходящего за пределы образовательной организации
Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР
К

особым

образовательным

потребностям,

характерным

для

обучающихся с ТНР относятся:
- выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы
риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение
логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения
речевого развития;
-

организация

логопедической

коррекции

в

соответствии

с

выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность
содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания,
ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений
речевого и личностного развития;
- получение общего образования в условиях образовательных
организаций общего или специального типа, адекватного образовательным
потребностям

обучающегося

и

степени

выраженности

его

речевого

недоразвития;
-

обязательность

непрерывности

коррекционно-развивающего

процесса, реализуемого как через содержание предметных и коррекционноразвивающей

областей

и

специальных

курсов,

так

и

в

процессе

индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;
- создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние
высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и
регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при
изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих
нарушений;
- координация педагогических, психологических и медицинских
средств

воздействия

в

процессе

комплексного

психолого-медико-

педагогического сопровождения;

12

- получение

комплекса

медицинских

услуг,

способствующих

устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной
сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;
- возможность адаптации основной общеобразовательной программы
при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с
учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации
коммуникативных навыков учащихся;
- гибкое варьирование организации процесса обучения путем
расширения/сокращения

содержания

отдельных

предметных

областей,

изменения количества учебных часов и использования соответствующих
методик и технологий;
- индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном
пространстве для разных категорий, обучающихся с ТНР;
- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования
и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и
динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого
дефекта;
- применение
визуальных средств,

специальных

методов,

дидактических

обеспечивающих реализацию

пособий,

«обходных путей»

коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за
устной и письменной речью;
- возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии
медицинских показаний;
- профилактика
дезадаптации

путем

и

коррекция

максимального

социокультурной
расширения

и

школьной

образовательного

пространства, увеличения социальных контактов, обучения умению выбирать
и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;
- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее
активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком,
организация партнерских отношений с родителями.
13

АООП ООО для обучающихся с ТНР предусматривает различные
варианты специального сопровождения обучающихся данной категории:
обучение в общеобразовательном классе по АООП ООО обучающихся
с ТНР;
обучение по индивидуальным программам с использованием надомной
и (или) дистанционной формы обучения;
организация

коррекционно-развивающих

занятий

педагогами,

специалистами сопровождения Школы.
АООП ООО обучающихся с ТНР содержит обязательную часть и часть,
формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть
составляет

80%,

часть,

формируемая

участниками

образовательных

отношений- 20% от общего объема Программы.
Школа знакомит родителей (законных представителей) обучающихся
(участников образовательных отношений):
с

Уставом

и

другими

документами,

регламентирующими

осуществление образовательного процесса в Школе;
с их правами и обязанностями в части формирования и реализации
АООП ООО, установленными законодательством Российской Федерации и
Уставом Школы.
Нормативный срок освоения Адаптированной общеобразовательной
программы составляет пять лет. Для обучающихся с ТНР нормативный срок
освоения

программы может быть

увеличен

с

учетом

особенностей

психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в
соответствии с рекомендациями ТПМПК).
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися АООП ООО
1.2.1. Общая характеристика планируемых результатов освоения АООП
ООО обучающихся с ТНР 5.1
Планируемые результаты освоения адаптированной основной

14

образовательной программы основного общего образования для обучающихся
с ТНР далее - Планируемые результаты, представляют собой систему ведущих
целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов,
составляющих содержательную основу образовательной программы.
Итоговые достижения обучающихся с ТНР в целом соответствуют
требованиям к итоговым достижениям сверстников с нормативным развитием,
определяемым действующим ФГОС ООО. При этом они оцениваются как
исходя из освоения академического компонента образования, так и с точки
зрения

социальной

необходимости

с

(жизненной)
использованием

компетенции

обучающегося,

адаптированного

при

инструментария,

позволяющего сделать видимыми качество и результат обучения, умение
применять знания, полученные в ходе обучения, в повседневной жизни.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО система планируемых
результатов - личностных, метапредметных и предметных - устанавливает и
описывает совокупности учебно-познавательных и учебно-практических
задач, которые осваивают обучающиеся с ТНР.
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения Адаптированной основной образовательной программы МАОУ ГО
Заречный «СОШ №2» в полной мере соответствуют требованиям, заявленным
в ООП ООО МАОУ ГО Заречный «СОШ №2».
Планируемые результаты освоения АООП ООО для обучающихся с
ТНР дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
В учебные программы, в которых устанавливаются планируемые результаты
основного общего образования для обучающихся с ТНР по АООП ООО,
включаются программы курсов коррекционно-развивающей области.
1.2.2. Структура планируемых результатов АООП ООО

15

Структура планируемых результатов АООП ООО соответствует ООП
ООО Школы и дополняется Планируемыми результатами, характеризующие
личностное развитие обучающихся, коррекцию по преодолению нарушений
речи:
- содержатся в программах курсов коррекционно-развивающей
области,
- оцениваются в ходе мониторинговых процедур (стартовая, текущая,
итоговая диагностика),
-объектом

оценки является

наличие

положительной динамики

преодоления отклонений нарушения речи.
Требования

к

личностным,

метапредметным

и

предметным

результатам освоения АООП ООО соответствуют требованиям к личностным,
метапредметным и предметным результатам освоения ООП ООО Школы.
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП ООО
дополняются требованиями к результатам освоения программы
коррекционной работы (курсов коррекционно-развивающей области).
Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Коррекция нарушений речи»:
-

умение

решать

актуальные

житейские

задачи,

используя

коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели.
-

формирование слухового контроля за своим произношением и

фонематическим анализом.
-

нормализация проприоциптивной дыхательной мускулатуры при и

вне фонации.
-

формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи.

-

автоматизация поставленных звуков.

-

умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы

быть понятым другим человеком. Умение делиться своими воспоминаниями,
впечатлениями и планами с другими людьми.

16

Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Коррекция нарушений чтения и письма»:
умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и

-

грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих семантической
значимости.
умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом

уровне.
-

умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов.

-

умение

анализировать

слова

и

предложения

на

лексико-

грамматическом уровне.
- умение анализировать слова и предложения на синтаксическом
уровне.
Программа коррекционной работы, направленной на поддержку
ребенка

в

освоении

АООП

ООО,

составляется

в

соответствии

с

рекомендациями ИПР (в разделе: «Мероприятия психолого-педагогической
реабилитации»).
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы
конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в
соответствии

с

его

потенциальными

возможностями

и

особыми

образовательными потребностями.
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы
«Формирование универсальных учебных действий» АООП ООО, ее разделов
«Чтение.

Работа

с

текстом» и

«Формирование

ИКТ-компетентности

обучающихся» соответствуют ООП ООО Школы.
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
АООП ООО
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых
результатов АООП ООО (далее — Система оценки) соответствует ООП ООО.

17

Обучающиеся с ТНР имеют право на прохождение текущей,
промежуточной и итоговой аттестации в иных формах (в соответствии с
особенностями обучающегося с ТНР). Основными направлениями и целями
оценочной деятельности являются оценка образовательных достижений
обучающихся с ТРН и оценка результатов деятельности образовательных
организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для
оценки состояния и тенденций развития системы образования. Система оценки
достижения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи планируемых
результатов освоения АООП ООО призвана решить следующие задачи:
- закрепить основные направления и цели оценочной деятельности,
описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав
инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и
границы применения системы оценки;
- ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное
развитие и воспитание обучающихся с ТНР, достижение планируемых
результатов освоения содержания учебных предметов и формирование
универсальных учебных действий;
- предусматривать оценку достижений обучающихся с ТНР и оценку
эффективности

деятельности

образовательной

организации;

позволять

осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся с ТНР и
развития жизненной компетенции.
Результаты достижений обучающихся с ТНР в овладении АООП ООО
являются значимыми для оценки качества образования обучающихся с ТНР.
При

определении

подходов

к

осуществлению

оценки

результатов

целесообразно опираться на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных

особенностей

развития

и

особых

образовательных

потребностей обучающихся с ТНР;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение

18

изменений

психического

и

социального

развития,

индивидуальных

способностей и возможностей обучающихся с ТНР;
3) единства

параметров,

критериев

и

инструментария

оценки

достижений в освоении содержания АООП ООО, что сможет обеспечить
объективность оценки.
В качестве метода оценки результатов, помимо указанных в ООП ООО
Школы, используется метод экспертной оценки (заключения специалистов
школьной ПМПк) на основе мнений группы специалистов школьного
психолого-медико-педагогического консилиума (шПМПк),
работающих с ребенком.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой
(по итогам освоения АООП ООО) аттестации учащихся с ТНР включают:
-

особую

форму

организации

аттестации

с

учетом

особых

образовательных потребностей и индивидуальных особенностей учащихся с
ТНР;
- привычную обстановку в классе
-

присутствие

в

начале

работы

этапа

общей

организации

деятельности;
- адаптирование инструкции:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому
оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на
короткие

смысловые

единицы,

задающие

поэтапность

(пошаговость)

выполнения задания;
3) в

дополнение

к

письменной

инструкции

к

заданию,

при

необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в
медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
- при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей учащихся с

19

ТНР;
- при необходимости предоставление дифференцированной помощи:
стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей
(привлечение

внимания,

концентрирование

на

выполнении

работы,

напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и
разъяснение инструкции к заданию);
- увеличение времени на выполнение заданий;
- возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при
нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
- недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога,
создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
Система оценки достижения учащимися с ТНР планируемых
результатов освоения

АООП ООО

должна

предусматривать оценку

достижения учащимися с ТНР планируемых результатов освоения программы
коррекционной работы.
Оценка достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов
освоения программы коррекционной работы
Предметом оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых
результатов освоения программы коррекционной работы является достижение
уровня речевого развития, оптимального для обучающегося при реализации
вариативных

форм

логопедического

воздействия

(подгрупповые,

индивидуальные логопедические занятия) с сохранением базового объема
знаний и умений в области общеобразовательной подготовки.
В качестве метода оценки результатов, помимо указанных в ООП НОО
Школы может использоваться метод экспертной оценки (заключения
специалистов ПМПк) на основе мнений группы специалистов школьного
психолого-педагогического консилиума (ПМПк), работающих с ребенком.
Оценка

результатов

освоения

учащимися

с

ТНР

программы

коррекционной работы может осуществляться с помощью мониторинговых
процедур. Мониторинг, обладая такими характеристиками, как
20

непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие
обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений
планируемых результатов освоения учащимися программы коррекционной
работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и
организацию. В целях оценки результатов освоения учащимися с ТНР
программы коррекционной работы целесообразно использовать все три формы
мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику.
Стартовая

диагностика

позволяет

наряду

с

выявлением

индивидуальных особых образовательных потребностей и возможностей
учащихся, выявить исходный уровень развития интегративных показателей,
свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебнопознавательную деятельность и повседневную жизнь.
Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в
течение всего времени обучения учащегося. При использовании данной
формы мониторинга можно использовать

экспресс-диагностику

интегративных показателей, состояние которых позволяет судить об
успешности

(наличие

положительной

динамики)

или

неуспешности

(отсутствие даже незначительной положительной динамики) учащихся с ТНР
в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной
работы. Данные
ориентировочной

экспресс-диагностики
основы

для

выступают в качестве

определения

дальнейшей

стратегии:

продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы
или внесения в нее определенных корректив.
Целью финишной диагностики является соответствие с планируемыми
результатами освоения учащимися с ТНР программы коррекционной работы.
Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей
и финишной диагностики разрабатывает образовательная организация с
учетом типологических и индивидуальных особенностей учащихся, их
индивидуальных особых образовательных потребностей.

21

Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения
учащимися программы коррекционной работы, следует учитывать мнение
родителей (законных представителей), поскольку наличие положительной
динамики учащихся по интегративным показателям, свидетельствующей об
ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния нарушений развития на
жизнедеятельность учащихся, проявляется не только в учебнопознавательной
деятельности, но и повседневной жизни.
В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах
освоения программы коррекционной работы обучающегося в случае согласия
родителей (законных представителей) необходимо направить на расширенное
психолого-медико-педагогическое обследование для получения необходимой
информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание
программы коррекционной работы.
Результаты освоения учащимися с ТНР программы коррекционной
работы не выносятся на итоговую оценку.

22

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АООП ООО
2.1. Программа формирования универсальных учебных действий АООП
ООО для обучающихся с ТНР.
Программа формирования универсальных учебных действий АООП
0

для обучающихся с ТНР соответствует Программе формирования

универсальных учебных действий ООП ООО МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»
Рабочие

программы

учебных

предметов,

курсов,

внеурочной

деятельности соответствуют ООП ООО Школы. Для обучающихся ТНР в
общеобразовательных классах Рабочая программа по предмету может
дополняться Приложением, в котором описываются особенности работы с
детьми в данном учебном году.
2.2. Рабочие программы учебных предметов
Рабочие программы учебных предметов представлены в Приложении
1

к Основной образовательной программе основного общего образования

МАОУ ГО Заречный «СОШ №2».
2.3. Рабочая программа воспитания
Рабочая программа воспитания представлена в Приложении 6 к
Основной образовательной программе основного общего образования МАОУ
ГО Заречный «СОШ №2».
2.4. Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы направлена на осуществление
специальной

поддержки

(сопровождения)

освоения

АООП

ООО

обучающимися с ТНР.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с

23

требованиями:
Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№273- ФЗ,
Постановлением Г лавного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648- 20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"";
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность

по

адаптированным

основным

общеобразовательным

программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15
(с изменениями на 27 октября 2020 года)
- Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 г. № 287
Уставом МАОУ ГО Заречный «СОШ №2», с учетом опыта работы
Школы по данной проблематике. Коррекционная работа осуществляется в
ходе всего учебновоспитательного процесса, при изучении предметов
учебного плана и на логопедических занятиях, проводимых на базе
организованных при общеобразовательных организациях логопедических
пунктах, где осуществляется коррекция нарушений устной речи,
профилактика и коррекция нарушений чтения и письма, препятствующих
полноценному

24

усвоению программы по всем предметным областям, работа по формированию
полноценной речемыслительной деятельности.
Программа

коррекционной

работы

реализуется

в

ходе

всего

учебно-образовательного процесса:
• через содержание и организацию образовательной деятельности
(индивидуальный и дифференцированный подход, развитие сознательного
использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с
целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими;
обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью
предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного
обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению);
• в рамках внеурочной деятельности,

курсов коррекционно

-

развивающей области в форме специально организованных индивидуальных и
групповых занятий (по оказанию коррекционной помощи в овладении
базовым содержанием обучения, коррекции нарушений устной речи,
коррекции и профилактике нарушений чтения и письма, препятствующих
полноценному усвоению программы по всем предметным областям);
•

в рамках психологического и

социально-педагогического

сопровождения обучающихся; степень участия специалистов сопровождения
Школы варьируется по необходимости;
Целью программы коррекционной работы является комплексное
психолого-медико-педагогическое сопровождение процесса освоения АООП
ООО

учащимися

с

ТНР

(вариант

5.1)

на

основе

осуществления

индивидуального и дифференцированного подхода в образовательной
деятельности (позволяющего учитывать особые образовательные потребности
обучающихся с ОВЗ (ТНР), в том числе детей- инвалидов.
Задачи программы:
• своевременное выявление детей с ТНР;

25

• определение особых образовательных потребностей детей с ТНР;
•

определение

особенностей организации образовательной

деятельности для рассматриваемой, категории обучающихся в соответствии с
индивидуальными

особенностями,

структурой

нарушения

развития

и

степенью его выраженности;
• создание условий, способствующих освоению обучающимися с ТНР
АООП ООО, их интеграции в Школе;
• осуществление индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической помощи рассматриваемой категории обучающихся с учётом
особенностей их психического и (или) физического развития, индивидуальных
возможностей:
•

организация

индивидуально-ориентированного

логопедического

воздействия

(занятий)

фонетического

компонента

речевой

по

коррекционно-

преодолению

нарушений

функциональной

системы;

фонологического дефицита и совершенствованию лексико-грамматического
строя речи, связной речи, по профилактике и коррекции нарушений чтения и
письма, по развитию коммуникативных навыков обучающихся с ТНР;
• разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при
необходимости);
• реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с
ОВЗ;
• оказание консультативной и методической помощи родителям
(законным представителям) детей указанной категории обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным,
правовым и другим вопросам.
Содержание

программы

коррекционной

работы

определяют

следующие принципы:
• Принцип соблюдения интересов обучающегося - специалист призван
решать проблему обучающегося с максимальной пользой и в его интересах.

26

• Принцип системности - обеспечивает системный подход к анализу
особенностей

развития

и

коррекции

нарушений,

обучающихся

с

ограниченными возможностями здоровья, то есть единство диагностики,
коррекции и развития, а также взаимодействие и согласованность действий
специалистов в решении проблем обучающегося, участие в данном процессе
всех участников образовательной деятельности.
• Принцип непрерывности - гарантирует обучающемуся и его
родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного
решения проблемы или определения подхода к её решению.
• Принцип вариативности - предполагает создание вариативных
условий для получения образования обучающимися, имеющими различные
недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
• Принцип
обеспечивает

рекомендательного

соблюдение

характера

гарантированных

оказания

помощи

законодательством

-

прав

родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы
получения

детьми

образования,

организации,

осуществляющие

образовательную деятельность, защищать законные права и интересы детей,
включая

обязательное

согласование

с

родителями

(законными

представителями) вопроса о направлении детей с ОВЗ на ТПМПК для выбора
дальнейшей траектории обучения.
Содержание
обучающегося

программы

указанной

коррекционной

категории

работы

обучающихся

с

для

каждого

ограниченными

возможностями здоровья определяется в соответствии с рекомендациями
ТПМПК, ИПР.
Программа коррекционной работы Школы включает взаимосвязанные
направления, которые отражают её содержание:
• диагностическая работа;
• коррекционно-развивающая работа;
• консультативная работа;
• информационно-просветительская работа.
27

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление
обучающихся с ТНР, проведение их комплексного обследования и подготовку
рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в
условиях Школы.
Диагностическая работа включает:
• раннюю, если не было до того, диагностику отклонений в развитии и
анализ причин трудностей адаптации:
• комплексный сбор сведений об обучающемся на основании
диагностической информации от специалистов Школы;
• определение уровня актуального и зоны ближайшего развития
обучающегося

указанной категории

обучающихся

с

ограниченными

возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
• изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных
особенностей обучающихся:
• изучение социальной ситуации развития и условий семейного
воспитания ребёнка;
• изучение адаптивных возможностей и уровня социализации
обучающегося

указанной категории

обучающихся

с

ограниченными

возможностями здоровья;
•системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и
динамикой развития ребёнка;
• анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа

обеспечивает своевременную

специализированную помощь (поддержку) в освоении базового содержания
образования и коррекции нарушений устной речи, коррекции и профилактике
нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению
программы по всем предметным областям, способствует формированию
универсальных учебных действий у указанной категории обучающихся с ОВЗ
(личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных),
Коррекционно-развивающая работа включает:
28

• выбор оптимальных для развития указанной категории обучающихся
с ОВЗ с коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучениям в
соответствии с его особыми образовательными потребностями;
• организацию
индивидуальных

и

и

проведение

групповых

педагогами

и

специалистами

коррекционно-развивающих

занятий,

необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения
(согласно расписанию коррекционно-развивающих занятий специалистов);
• системное воздействие на учебно-познавательную деятельность
обучающегося в динамике образовательного процесса, направленное на
формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в
развитии;
• коррекцию и развитие высших психических функций;
• развитие эмоционально-волевой и личностной сфер указанной
категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
психокоррекцию его поведения;
•социальную

защиту

указанной

категории

обучающихся

с

ограниченными возможностями здоровья в случаях неблагоприятных условий
жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального
сопровождения

указанной

возможностями

здоровья

дифференцированных

категории
и

их

обучающихся

семей

по

психолого-педагогических

с

ограниченными

вопросам

реализации

условий

обучения,

воспитания, коррекции развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
• выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным
направлениям работы с обучающимся, единых для всех участников
образовательного процесса;
•

консультирование

специалистами

педагогов

по

выбору

индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся;

29

• консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии
воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка.
Информационно-просветительская

работа направлена на

разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями
образовательного процесса для данной категории обучающихся, со всеми
участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими,
так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
• различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,
информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение
участникам образовательного процесса — обучающимся (как имеющим, так и
не

имеющим

недостатки

в

развитии),

их

родителям

(законным

представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с
особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья;
• проведение тематических выступлений для педагогов и родителей
по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных
категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация указанных направлений по системному сопровождению
(специальной

поддержке)

указанной

категории

обучающихся

с

ограниченными возможностями здоровья в Школе обеспечивается наличием в
Школе специалистов разного профиля (педагогов-психологов, учителейлогопедов,

социального

педагога)

и

школьного

психолого-медико-

педагогического консилиума (далее — ПМПк), которые входят в его
постоянный состав. Школьный ПМПк является основным механизмом
взаимодействия специалистов. Персональный состав ПМПк ежегодно
утверждается приказом директора Школы.

30

План реализации программы коррекционной работы
Ответственны
Формы и методы
й
работы
Цель
Сроки
деятельности
Диагностическое направление
Сентябрь
Специалисты
Своевременное
Выявления
Стартовая
выявление детей,
обучающихс я с психолого-медико
нуждающихся в
особыми
педагогическая
специализированно й образователь
диагностика
помощи, определение ными
характера и объема
потребностя
затруднений в освоении ми
конкретными
Направление на Подготовка
Сентябрь,
май Специалисты,
обучающимися
ТПМПК
необходимой
и/или
по учителя,
образовательной
документации
необходимост и ведущие
программы
коррекционные
занятия,
классный
руководитель
Анализ результатов
По итогам 1,2
Специалисты,
Мониторинг
деятельности
полугодия в
учителя,
динамики
обучающихся,
рамках шПМПк классный
развития
успеваемости
По четвертям
руководитель
обучающихс
я,
успешности
освоения
программы
обучения
Сентябрь,
май Специалисты,
Анализ результатов
и/или
по учителя
исследования
Проектирова
необходимост и
ние
и
корректиров ка
коррекционн
ых
мероприятий
Коррекционно-развивающее направление
Сентябрь
Специалисты,
Обеспечение
Выбор и
Программа
своевременной
разработка
сопровождения
учителя
специализированно й оптимальных для (перечень курсов
помощи в освоении
развития ребенка коррекционносодержания
с ТНР
развивающей
образования и
коррекционны х области)
коррекции недостатков программ,
в познавательной и
методик и
эмоциональноприемов
личностной сфере
обучения в
детей с ЗПР
соответствии с
его образовательн
ым
потребностям
и
Содержание

31

Организация и
проведение
специалистам и
индивидуальн
ых и
групповых
коррекционно
-развивающих
занятий,
необходимых
для
преодоления
нарушений
развития и
трудностей
обучения
Системное
воздействие на
учебнопознавательну ю
деятельность
ребенка в
динамики
образовательн ого
процесса

Программы
занятий

Сентябрь

Занятия

В течение года

Специалисты,
учителя

Специалисты,
учителя

Занятия,
наблюдения

В течение года

Специалисты,

учителя
Развитие
эмоционально
-волевой и
личностной
сферы ребенка и
психокоррекц ия
его поведения
Консультативное направление
По запросам
Специалисты,
В течение
учебного года
учителя
согласно графику
Обеспечение
консультаций
непрерывности
Консультиров
специального
ание
индивидуального
специалистам и
сопровождения детей с педагогов по
ТНР и их семей по
выбору
вопросам реализации индивидуальн о
дифференцированн ых ориентирован
психологоных методов и
педагогических
приемов работы с
условий обучения,
обучающимся с
воспитания, коррекции, ограниченным
развития и
и
32

социализации
обучающихся

Организация
информационнопросветительской
деятельности по
вопросам
образования со всеми
участниками
образовательного
процесса

возможностям
и

Специалисты,
Беседы с
В течение
родителями
учебного года
учителя
(законными
согласно графику
представителями)
консультаций
обучающихся
Консультатив ная
помощь семье по
выбору стратегии
воспитания и
приемов
коррекционно го
обучения ребёнка
с ограниченным и
возможностям и
здоровья
Специалисты,
Консультировани е В течение года
обучающихся с ТНР
учителя
Дать
рекомендации
обучающимся с
ТНР по выбору
стратегии
обучения и
поведения,
исходя из своих
индивидуальн
отипологическ
их
особенностей
Информационно-просветительское направление
Тематические
В
течение Специалисты,
выступления
Беседы, тематические учебного года по учителя
для педагогов,
запросам
выступления на
родителей
родительских
(законных
собраниях, ШМО,
представителе
ПС, сайт,
й
информационные
Х
обучающихся
стенды, печатные
материалы

33

Основные требования к условиям реализации программы:
- психолого-педагогическое обеспечение;
- программно-методическое обеспечение;
- кадровое обеспечение;
- материально-техническое обеспечение.
Психолого-педагогическое обеспечение
- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим
учебных

нагрузок,

вариативные

формы

получения

образования

и

специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии, ИПР;
- обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная
направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных
особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального
режима; использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных,

компьютерных

для

оптимизации

образовательного

процесса, повышения его эффективности, доступности);
- обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса
специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные
потребности

указанной

категории

обучающихся

с

ограниченными

возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных
разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в
содержании

образования

использование

нормально

специальных

специализированных
ориентированных

на

методов,

образовательных
особые

развивающегося
приёмов,
и

сверстника;

средств

обучения,

коррекционных

программ,

образовательные

потребности

детей;

дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики
нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на
обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых
34

коррекционных занятиях);
- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и
охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья,
профилактика физических, умственных и психологических перегрузок
обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
- обеспечение
ограниченными

участия

указанной

возможностями

категории

здоровья,

обучающихся

независимо

от

с

степени

выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися
детьми

в

проведении

воспитательных,

культурно-развлекательных,

спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
- развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные
нарушения психического и (или) физического развития.
Программно-методическое обеспечение
В

процессе

реализации

Программы

коррекционной

работы

используются:
коррекционно-развивающие
коррекционно-развивающий

программы, диагностический и

инструментарий, необходимый для

осуществления профессиональной

деятельности учителя, педагога-

психолога, социального педагога, учителя-логопеда.
Кадровое обеспечение
Коррекционная

работа

соответствующей квалификации,
образование,

и

педагогами,

осуществляется
имеющими

прошедшими

специалистами

специализированное
обязательную

курсовую

профессиональной подготовку. При отсутствии специалистов Школа в праве
обратиться за помощью и содействием для полной реализации АООП ООО к
внешним организациям, занимающиеся работой с детьми с ОВЗ.
В штатное расписание Школы введены ставка учителя-логопеда.
Уровень квалификации работников образовательного учреждения
35

соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей
должности.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с
детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость
специальной подготовки педагогического коллектива Школы. Для этого
имеется

возможность

повышения

квалификации

работников

Школы,

занимающихся решением вопросов образования детей с ОВЗ.
Материально-техническое обеспечение реализации АООП ООО
Материально-техническое

обеспечение

заключается

в

создании

надлежащих материально-технических условий для беспрепятственного
доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в
здание и помещения Школы, организацию их пребывания, обучения в Школе
(архитектурная среда для обучающихся с ОВЗ), также позволяющих
обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды Школы:
- наличие кабинета для логопедических занятий (1)
- в наличии Паспорт доступности МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»
- наличие персональных компьютеров.
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание
информационной образовательной среды и на этой основе развитие
дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении,
с использованием современных

информационно-коммуникационных
технологий.

Обязательным является создание системы широкого доступа детей с
ограниченными

возможностями

здоровья,

родителей

(законных

представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к
информационно-методическим

фондам, предполагающим наличие
36

методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам
деятельности,

наглядных

пособий,

мультимедийных,

аудио-

и

видеоматериалов.
Планируемые результаты Программы коррекционной работы:
Планируемыми

результатами

освоения

обучающимися

с

ТНР

настоящей Программы коррекционной работы АООП ООО являются:
- положительная динамика в освоении обучающимися базового уровня
содержания

образования

-

достижение

личностных,

метапредметных,

предметных результатов АООП ООО.
- максимально возможная коррекция нарушения речи
- социальная адаптация обучающихся.
Планируемые

результаты

Программы

коррекционной

работы

конкретизируются в программах обязательных коррекционно-развивающих
курсов (см. Приложение к АООП ООО для обучающихся с ТНР).

37

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ АООП ООО
3.1. Учебный план АООП ООО
Учебный план АООП ООО для обучающихся с ТНР (обязательные
предметные области учебного плана и учебные предметы) соответствуют ООП
ООО школы.
Учебный план основного общего образования в рамках ФГОС ООО
соответствует учебному плану ООП ООО.
3.1.1. План внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность для обучающихся 5-9 классов организуется в
объеме до 10 часов в неделю по следующим направлениям:
- спортивно-оздоровительное
- общекультурное
- общеинтеллектуальное
- духовно-нравственное
- социальное.
План внеурочной деятельности по направлениям АООП ООО для
обучающихся

с

ТНР

(кроме

коррекционно-развивающей

области)

соответствуют ООП ООО школы.
Для

обучающихся

с

ТНР

обязательной

частью

внеурочной

деятельности является коррекционно-развивающая область.
Коррекционно-развивающая область поддерживает процесс освоения
содержания АООП ООО, обеспечивает коррекцию недостатков в развитии
обучающихся. Часы, отводимые на коррекционно-развивающую область,
включаются в часы, отводимые на внеурочную деятельность, и являются
обязательными.

Содержание

коррекционно-развивающей

работы

определяется на основе рекомендаций ТПМПК, ИПРА.
Время,

отведенное

на

внеурочную

деятельность,

включая

коррекционно-развивающую область, не учитывается при определении

38

максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Чередование

учебной

и

внеурочной

деятельности,

включая

коррекционно-развивающую область, ООП ООО определяет Школа.
Время,

отводимое

на

внеурочную

деятельность,

включая

коррекционно-развивающую область (до 10 часов в неделю), составляет до
1350 часов за пять лет обучения.

3.1.2. Календарный учебный график
Календарный учебный график соответствуют календарному учебному
графику ООП ООО Школы.
3.2. Система условий реализации АООП ООО
3.2.1. Нормативные условия
В рамках данного направления формируется банк нормативно правовых документов федерального, регионального, муниципального и
школьного уровней.
Разработан и реализуется мониторинг метапредметных универсальных
учебных действий (УУД) на уровне основного общего образования (данную
работу проводит педагог-психолог совместно с учителями).
Разработаны и реализуются рабочие программы на уровень обучения
по

учебным

предметам,

курсам

внеурочной

деятельности,

курсам

коррекционно-развивающей области.

3.2.2. Организационно-содержательные условия
В рамках ШМО педагогов учащихся с ОВЗ на заседаниях
рассматриваются различные вопросы реализации АООП ООО для

39

обучающихся с ТНР, работа по самообразованию педагогов планируется с
учетом необходимости реализации коррекционной направленности учебновоспитательного процесса.
Педагоги школы обучаются на курсах повышения квалификации по
инклюзивному обучению.
Реализуется

оптимизационная

модель

организации

внеурочной

деятельности. Данная модель наиболее соответствует возможностям школы: в
ее реализации могут принимать участие все педагогические работники
учреждения (учителя, учитель-логопед (при наличии), социальный педагог,
педагог-психолог (при наличии) и др.), происходит оптимизация внутренних
ресурсов школы.
3.2.3. Кадровые условия
Учителя-предметники, специалисты имеют высшее профессиональное
образование, средне специальное, планово проходят курсовую переподготовку
на базе ИРО и других учреждений.
Ежегодно организуется психолого-педагогическое сопровождение
участников образовательных отношений на уровне основного общего
образования в рамках школьного ПМПк, в постоянный состав которого входят
учитель-логопед педагог-психолог, социальный педагог. При необходимости в
процесс реализации АООП ООО для обучающихся с ОВЗ приглашаются
специалисты
сотрудничество

иных
с

профессиональных
МБОУ

ГО

учреждений,

Заречный

щклола

"ЦППМиСП"

ведет
(Центр

психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи).

3.2.4. Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий
Направления стратегических изменений для достижения требуемых
изменений на уровне основного общего образования:
1)

обновление содержания образования, обеспечивающего

40

становление субъектности обучающихся на уровне основного общего
образования. А именно:
• проектирование и реализация образовательных ситуаций,
обеспечивающих развитие субъектности;
• проектирование и внедрение технологий, обеспечивающих
развитие субъектности обучающихся;
• разработка нормативной базы, обеспечивающей реализацию
данного направления;
• подбор методик, позволяющих оценить уровень
сформированности субъектной позиции обучающихся.
Ожидаемые результаты
- создание

условий

необходимых

для

развития

субъектности

обучающихся;
- достижение обучающимися уровня субъектности, соответствующего
их возрасту;
- повышение профессиональной компетентности учителей в развитии
субъектности обучающихся.
2) Развитие субъектности педагога школы:
- обеспечение готовности педагогических работников школы к
реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе.
А именно:
- определение

профессиональных

дефицитов

педагогического

коллектива, препятствующих реализации принципа индивидуализации в
образовательном процессе;
- проектирование и реализация образовательных ситуаций,
обеспечивающих развитие субъектности педагога;
- организация повышения квалификации педагогических работников.
Ожидаемые результаты:

41

- повышение профессиональной компетентности учителей в развитии
субъектности обучающихся;
3) Возможность управления качеством образования
- обновление

внутришкольной

системы оценки качества

образования (ВСОКО);
- изучение

и

практическое

освоение

педагогическим

коллективом школы методов и инструментов повышения качества
образования на уровне образовательной организации.
Ожидаемые результаты
- повышение объективности внутренней системы оценки качества
школы;
- система

методического

сопровождения

педагогов

по

использованию результатов оценочных процедур в образовательной
деятельности.
Успешность

индивидуализации

образовательного

процесса

обучающихся в школе зависит от того, как реализуются следующие
педагогические принципы:
- принцип динамичности и вариативности. Он обусловлен
обходимостью

создания

избыточной

образовательной

среды,

многообразия ситуаций выбора, гибкого и мобильного реагирования
педагога на постоянно изменяющиеся в образовательном процессе
ситуации и запросы обучающихся;
- принцип стимулирования самостоятельности обучающегося и
мотивационного обеспечения его индивидуальной образовательной
деятельности

предполагает

ориентированных

поиск

технологий,

и

применение

субъектно-

педагогических

средств,

удовлетворяющих интересы и потребности учащихся, способствующих
формированию положительного, заинтересованного отношения к
самостоятельной и ответственной реализации целей, способности
обоснованно и самостоятельно делать выбор и принимать решения, что
42

проявляется в добровольном и активном участии обучающегося в
проектировании своей индивидуальной деятельности на всех этапах
образования;
- принцип позитивной перспективы и самоактуализации означает
определение обучающимся осознанных перспектив на основе его
представления о себе в настоящем и будущем, формирование системы
привлекательных

и

реальных

целей.

Осознание

перспективы

образовательной деятельности формирует положительную мотивацию
учения,

способствует

самоактуализации

обучающегося.

Данный

принцип означает включение обучающихся в процессы проектирования,
целеполагания, планирования и анализа собственной образовательной
деятельности в разных сферах и на различных уровнях образовательного
процесса.

3.4.5. Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой __
Направление
мероприятий

Мероприятия
1. Наличие решения органа государственнообщественного
управления
(совета
школы,
управляющего совета, попечительского совета) или
иного локального акта о введении в образовательной
организации ФГОС ООО.
2. Разработка и утверждение плана-графика введения
ФГОС ООО

I. Нормативное
обеспечение
введения ФГОС
ООО

3. Обеспечение соответствия нормативной базы школы
требованиям ФГОС ООО (цели образовательного
процесса,
режим
занятий,
финансирование,
материально-техническое обеспечение и др.)
4. Разработка на основе примерной основной
образовательной программы основного общего
образования основной образовательной программы
основного общего образования образовательной
организации
5. Утверждение основной образовательной программы
образовательной организации
6. Приведение должностных инструкций работников
образовательной организации в соответствие с
требованиями ФГОС основного общего образования и
тарифно-

Сроки реализации

Реализовано

Реализовано

Реализовано

Реализовано

Реализовано

Реализовано
43

си

квалификационными
характеристиками,
профессиональным стандартом

и

7. Определение списка учебников и учебных пособий,
Ежегодно
используемых в образовательном процессе в
соответствии с ФГОС основного общего образования
8. Разработка и корректировка локальных актов,
Реализовано.
устанавливающих требования к различным объектам
инфраструктуры образовательной организации с Корректировка по мере
учетом требований к минимальной оснащенности изменения требований
учебного процесса
9. Доработка:
- образовательных программ;
Ежегодно
- учебного плана;
- рабочих программ учебных предметов, курсов,
дисциплин, модулей;
- годового календарного учебного графика;
- положений
о
внеурочной
деятельности
В случае внесения
обучающихся;
изменений в
- положения об организации текущей и итоговой
оценки достижения обучающимися планируемых нормативноправовые
акты РФ или
результатов освоения основной образовательной
программы;
- положения о формах получения образования.
1. Определение объема расходов, необходимых для
Выполнено
реализации ООП и достижения планируемых
результатов
II. Финансовое
обеспечение
введения ФГОС
основного общего
образования

2. Корректировка локальных актов, регламентирующих
установление
заработной
платы
работников
образовательной
организации,
в
том
числе
стимулирующих надбавок и доплат, порядка и
размеров премирования
3. Заключение дополнительных соглашений к
трудовому договору с педагогическими работниками
1.
Обеспечение
координации
взаимодействия
участников
образовательных
отношений
по
организации введения ФГОС ООО

III.
Организационное
обеспечение
введения ФГОС
основного общего
образования

2. Разработка и реализация моделей взаимодействия
организаций общего образования и дополнительного
образования детей и учреждений культуры и спорта,
обеспечивающих
организацию
внеурочной
деятельности.
3. Разработка и реализация системы мониторинга
образовательных потребностей обучающихся и
родителей по использованию часов вариативной части
учебного плана и внеурочной деятельности
4. Привлечение органов государственнообщественного
управления образовательной

Выполнено

Выполнено

Выполнено

Постоянно

Постоянно

Постоянно
44

организацией
к
проектированию
основной
образовательной программы основного общего
образования
1. Анализ кадрового обеспечения введения и
реализации ФГОС основного общего образования
2.
Создание
(корректировка)
плана-графика
IV. Кадровое
повышения
квалификации
педагогических
и
обеспечение
руководящих
работников
образовательной
введения ФГОС
организации в связи с введением ФГОС основного
основного общего
общего образования
образования
3.
Корректировка
плана
научно-методических
семинаров
(внутришкольного
повышения
квалификации) с ориентацией на проблемы введения
ФГОС основного общего образования

Ежегодно

1. Размещение на сайте образовательной организации
информационных материалов о реализации ФГОС
2.
Широкое
информирование
родительской
общественности о введении ФГОС и порядке перехода
V.
Информационное на них
обеспечение
3. Организация изучения общественного мнения по
введения ФГОС вопросам реализации ФГОС и внесения возможных
основного общего дополнений в содержание АООП ООО
образования

Постоянно

4. Разработка и утверждение локальных актов,
регламентирующих: организацию и проведение
публичного отчета образовательной организации
1. Анализ материально-технического обеспечения
реализации ФГОС основного общего образования (в
том числе для лиц с ОВЗ)
2. Обеспечение соответствия материальнотехнической
базы образовательной организации требованиям ФГОС
(в том числе для лиц с ОВЗ)
VI.
Материальнотехническое
обеспечение
введения ФГОС
основного общего
образования

3. Обеспечение соответствия санитарногигиенических
условий требованиям ФГОС основного общего
образования (в том числе для лиц с ОВЗ)
4. Обеспечение соответствия условий реализации ООП
противопожарным нормам, нормам охраны труда
работников образовательной организации
5.
Обеспечение соответствия информационнообразовательной среды требованиям ФГОС основного
общего образования (в том числе для лиц с ОВЗ)
6.
Обеспечение
укомплектованности
библиотечно-информационного центра печатными и
электронными образовательными ресурсами (в том
числе для лиц с ОВЗ)

Ежегодно

Ежегодно

Выполнено

Постоянно

Выполнено

Постоянно

Постоянно

Постоянно

Постоянно

Постоянно

Постоянно

45

7. Наличие доступа образовательной организации к
электронным образовательным ресурсам (ЭОР),
размещенным в федеральных, региональных и иных
базах данных
8. Обеспечение контролируемого доступа участников
образовательного процесса к информационным
образовательным ресурсам в сети Интернет

Обеспечено

Обеспечено

46

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТ РОННОЙ ПОД ПИСЬ Ю
С ВЕД ЕН ИЯ О С ЕР ТИФИК А ТЕ Э П
Сертиф икат 603332450510203670830559428146817986133868575789
Владелец Непряхина Татьяна Станиславовна Действителен С 10.03.2021
по 10 03.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».