План внеурочной деятельности основной образовательной программы начального общего образования Общие положения План внеурочной деятельности – это обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования. План внеурочной деятельности МАОУ ГО Заречный «СОШ №2» составлен на основании нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», № 273ФЗ (с изменениями и дополнениями); 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г., № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707); 3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г., №28; 4. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г., №2; 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. «О направлении методических рекомендаций», № 09-1672. Письмо Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности»; 6. Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий», № ВБ-976/04; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 г. «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», № 103; 8. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»; 9. Устав МАОУ ГО Заречный «СОШ №2». В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основная образовательная программа начального общего образования МАОУ ГО Заречный «СОШ №2» состоит из обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений, в которую входит внеурочная деятельность, обеспечивающая реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. При комплектовании часов внеурочной деятельности образовательная организация руководствуется нормативами ФГОС НОО, в которых отмечается, что время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки обучающихся. Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге. Внеурочная деятельность направлена на формирование универсальных учебных действий младших школьников и на достижение ими планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО. В МАОУ ГО Заречный «СОШ №2» реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательной организации). В реализации внеурочной деятельности участвуют все педагогические работники образовательной организации: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя, социальный педагог, учитель-логопед, педагог дополнительного образования. Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно- вспомогательным персоналом образовательной организации; организует в классе образовательную деятельность, оптимальную для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся. В оптимизационной модели возможна интеграция внеурочной деятельности в содержание программ учебного плана учебных предметов. Цель внеурочной деятельности - создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время. Цель внеурочной деятельности определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся должен научиться действовать, чувствовать, принимать решения. В достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как обучающийся выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. В соответствии с уточнением цели внеурочной деятельности МАОУ ГО Заречный «СОШ №2» расширили и скорректировали требования к личностным образовательным результатам по новым спискам результатов во ФГОС. Состав личностных образовательных результатов Направление Духовно-нравственное Планируемый личностный результат Сформированность личностных универсальных учебных действий. Социальное Ценностное отношение к труду Демонстрирует отношение к труду как способу самореализации. Осваивает ручной, физический, общественно-полезный труд Опыт участия в волонтёрских практиках и социально ориентированных проектах Имеет практические достижения, которые зафиксировал в портфолио Владеет общественнополитической терминологией. Развивает активную гражданскую позицию на основе опыта деятельности: участвует в школьном самоуправлении. Понимает, что такое российская идентичность. Принимает культурноисторические традиции народов России. Не принимает нарушения правовых норм, идеологию экстремизма, дискриминацию человека Сформированность активной гражданской позиции; российская идентичность Социально-культурный опыт обучающихся Критерий сформированности Обучающийся понимает, принимает морально-этические ценности, оценивает в соответствии с ними свои поступки, планирует на основе ценностей свою жизнь; испытывает чувство гордости за свою семью, Родину; понимает свою роль в жизни общества и каждого отдельного человека. Развивает эстетическое сознание. Осваивает художественное наследие народов России и мира. Соблюдает правила языковой культуры. Систематически читает и воспринимает чтение как средство познания Обще интеллектуальное Готовность продолжать образование на профильном уровне, выбрать профессию Общекультурное Готовность и способность к саморазвитию на основе существующих норм морали, национальных традиций этноса Cпортивно- оздоровительное Сформированность культуры здорового и образа жизни и основ экологической культуры Понимает собственные профессиональные склонности и способности. Имеет положительный опыт углубленного изучения дисциплин учебного плана, соответствующих рекомендованному профилю обучения. Выполняет проекты по профильным предметам Понимает и понимает нормы морали, традиции этноса. Развивает опыт популяризации научных знаний в качестве волонтера или автора учебных исследований. Выполняет проекты, тематика которых свидетельствует о патриотических чувствах обучающегося, интересе к истории, культуре, ценностям семьи и брака Демонстрирует культуру здорового образа жизни в среде образования и социальных практиках Задачи внеурочной деятельности: 1. Организовать общественно-полезную и досуговую деятельность обучающихся совместно с общественными организациями, библиотеками, семьями обучающихся. 2. Включить обучающихся в разностороннюю деятельность. 3. Формировать навыки позитивного коммуникативного общения. 4. Развить навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем. 5. Воспитывать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата. 6. Развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни. 7. Создать условия для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время. 8. Совершенствовать систему мониторинга эффективности воспитательной работы в школе. 9. Углублять и расширять содержание, формы занятости обучающихся в свободное от учёбы время. 10. Организовать информационную поддержку обучающихся. 11. Совершенствовать материально-техническую базу в организации досуга обучающихся. Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности детей. Организация внеурочной деятельности в МАОУ ГО Заречный «СОШ №2» учитывает все виды деятельности: − познавательная; − игровая; − трудовая (производственная) деятельность; − досугово-развлекательная деятельность; − спортивно-оздоровительная деятельность; − туристско-краеведческая деятельность; − художественное творчество; − социальное творчество (социально преобразовательная деятельность); − проблемно-ценностное общение. Все виды внеурочной деятельности ориентированы на воспитательные результаты. План внеурочной деятельности План внеурочной деятельности МАОУ ГО Заречный «СОШ №2» носит интегрированный характер: в него включены регулярные еженедельные занятия (курсы), краткосрочные занятия (курсы) и разовые мероприятия (праздники, конференции, гостиные и др.). План внеурочной деятельности МАОУ ГО Заречный «СОШ №2» имеет две части: часть, состоящую из курсов и мероприятий внеурочной деятельности, предлагаемых образовательной организацией; часть, состоящую из курсов и мероприятий внеурочной деятельности, разработанных и спланированных по заказу участников образовательных отношений: родителей (законных представителей), обучающихся. Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона. План внеурочной деятельности направлен на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Результат внеурочной деятельности – итог участия обучающегося в деятельности (получение предметных знаний, знаний о себе и окружающих, опыта самостоятельного действия). Первый уровень результатов – приобретение обучающимся социальных знаний, первичной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов – получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде. Третий уровень результатов – получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Направленность Наименование кружка, внеурочных занятий Количество часов Количество детей Пастухова Н.В. 2 25 Нехорошкова Е.Р. 2 25 Бражицкая С.М. 2 22 2 30 2 24 2 28 Анохина Н.Е. 2 29 Налётова Е.Ф 2 31 Галкина Ю.В. 2 29 Пастухова Н.В. 1 25 Нехорошкова Е.Р. 1 25 Бражицкая С.М. 1 22 1 30 1 24 1 28 Анохина Н.Е. 1 29 Налётова Е.Ф 1 31 Галкина Ю.В. 1 29 Пастухова Н.В. 1 25 Нехорошкова Е.Р. 1 25 1 22 1 30 1 24 Мохнатова Н.А. 1 28 Анохина Н.Е. 1 29 ФИО педагога Должность Уровень НОО (2-4 классы) Обще интеллектуальная направленность Читательский клуб «Вместе с книгой мы растем » «Разговоры о важном» Урушева Т.А. Макарова Г.И Мохнатова Н.А. Урушева Т.А. Социальная направленность "Конструирование" Макарова Г.И Мохнатова Н.А. Общекультурная и духовнонравственная направленность Бражицкая С.М. "Краеведение" Урушева Т.А. Макарова Г.И Педагог дополнительного образования Педагог дополнительного образования Педагог дополнительного образования Духовно – нравственная направленность Общекультурная направленность Налётова Е.Ф 1 31 Галкина Ю.В. 1 29 1 25 1 24 1 29 Нехорошкова Е.Р. «Школа крепкой семьи» Макарова Г.И Анохина Н.Е. Педагог дополнительного образования «Театр на английском языке» Анохина Н.Е. Бирюкова Т.В Педагог дополнительного образования 1 1 13 «Хоровое пение» Махотина Е.В. Педагог дополнительного образования 9 243