План внеурочной деятельности основной образовательной программы начального общего образования по обновленному ФГОС

План внеурочной деятельности основной образовательной
программы начального общего образования
Общие положения
План внеурочной деятельности является неотъемлемой и обязательной частью
основной образовательной программы начального общего образования.
Назначение плана внеурочной деятельности — психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной
адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов.
План внеурочной деятельности МАОУ ГО Заречный «СОШ №2» сформирован с
учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и
содержания учебных курсов.
При составлении плана внеурочной деятельности начального общего образования на
2022-2023 учебный год МАОУ ГО Заречный «СОШ №2» руководствовалось следующими
нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», № 273ФЗ (с изменениями и дополнениями);
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 "Об
утверждении федерального образовательного стандарта начального общего
образования" №286;
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 18.07.2022 №569 "О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г. № 287" (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676);
4. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020, №28; 5. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021, №2;
5. Письмо Министерства просвещения РФ от 05.07.2022 "О направлении методических
рекомендаций" (вместе с "Информационно-методическим письмом об организации
внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего
образования"), N ТВ-1290/03;
6. Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и
молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 г. «О направлении
методических рекомендаций», № 09-1672;
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 г. «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным

общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования», №115;
8. Письмо Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. «Об участии учеников
муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности», № 03-ПГМП42216;
9. Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. «О реализации курсов
внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных
общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных
технологий», № ВБ-976/04;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 г. «Об
утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий», № 103;
11. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ ГО
Заречный «СОШ №2», реализуемая по ФГОС НОО 3 поколения;
12. Устав МАОУ ГО Заречный «СОШ №2».
Внеурочная деятельность - образовательная деятельность, направленная на
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
(личностных, метапредметных и предметных), осуществляемая в формах, отличных от
урочной.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие:
1) поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых
результатов освоения программы начального общего образования;
2) совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в
разновозрастной школьной среде;
3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни;
4) повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной
и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей участников;
5) развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться,
подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление
умений командной работы;
6) поддержка детских объединений, формирование умений ученического
самоуправления;
7) формирование культуры поведения в информационной среде.
Принципы организации внеурочной деятельности.
Организуя внеурочную деятельность школьников, МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»
придерживается следующих принципов:

Интерес. Педагог помогает ребенку найти в школе «свою» внеурочную
деятельность, привлекательную именно для него. Это помогает укрепить контакты педагогов
с детьми, способствует формированию в глазах детей позитивного восприятия школы,
уменьшает риск их вовлечения в нежелательные, антисоциальные виды деятельности.
Сотрудничество. Педагог организует внеурочную деятельность не столько для детей,
сколько вместе с детьми. То есть даёт им возможность взять на себя ответственность за
отдельные фрагменты организации этих видов деятельности - сначала за фрагменты
попроще, затем посложнее. Это помогает детям взрослеть, преодолевая свою инфантильность
и развивая самостоятельность и ответственность.
Доверие. Во внеурочной деятельности педагог устанавливает доверительные и
доброжелательные отношения со школьниками. Это помогает ему сплотить вокруг себя
детей и стать для них значимым взрослым, к которому дети больше прислушиваются, чьи
требования и просьбы воспринимаются позитивнее, чье поведение и жизненные принципы
охотнее воспринимаются ими в качестве образцов для подражания.
Неназидательность. Содержание внеурочных занятий не преподносится ребенку в
форме назиданий. Ребенок не должен становиться пассивным потребителем информации.
Важно дать ему самому делать выводы из увиденного и услышанного на занятиях: спорить,
доказывать свою точку зрения, слышать мнения других. Только тогда будет формироваться
его мировоззрение, его собственная жизненная позиция.
План внеурочной деятельности определяет формы организации и объем внеурочной
деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего
образования (до 1320 академических часов за четыре года обучения) с учетом
образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей МАОУ ГО Заречный
«СОШ №2».
С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2» на всех уровнях образования реализуется модель планов с
преобладанием учебно-познавательной деятельности, включающая в себя:
 занятия обучающихся по углубленному изучению отдельных учебных предметов;
 занятия обучающихся по формированию функциональной грамотности;
 занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими проектно-исследовательскую
деятельность.
Внеурочная деятельность направлена на гражданско-патриотическое, социальное,
творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое развитие младших школьников.
Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их
практико-ориентированные характеристики.
При выборе направлений и отборе содержания обучения МАОУ ГО Заречный «СОШ
№2» учитывает:
 особенности учебного процесса МАОУ ГО Заречный «СОШ №2», шестидневную
учебную неделю, общеобразовательную направленность обучения в МАОУ ГО
Заречный «СОШ №2», возрастные особенности обучающихся, а также психологопедагогические возможности работы с обучающимися;

 результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и
трудности их учебной деятельности;
 возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий
и их содержательная связь с урочной деятельностью. (Данный критерий также
обусловлен полноценной кадровой составляющей МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»);
 особенности информационно-образовательной среды образовательной организации,
национальные и культурные особенности региона, где находится МАОУ ГО Заречный
«СОШ №2».
В соответствии с уточнением цели внеурочной деятельности МАОУ ГО Заречный
«СОШ №2» расширены и скорректированы требования к личностным образовательным
результатам по новым спискам результатов во ФГОС 2021г.
Направление
Гражданскопатриотическое развитие

Планируемый личностный результат






Физическое развитие









Социальное развитие







чувство гордости за свою семью, Родину, свой народ;
уважительное отношение к символам России;
понимание своей роли в жизни общества и каждого
отдельного человека;
умение правильно и точно излагать свои мысли;
овладение навыками коллективной деятельности в
процессе совместной работы в команде учителя
понимание и осознаний взаимной обусловленности
физического, нравственного, психологического,
психического и социально-психологического здоровья
человека;
осознание негативных факторов, пагубно влияющих на
здоровье;
умение делать осознанный выбор поступков, поведения,
образа жизни, позволяющих сохранить и укрепить
здоровье;
способность выполнять правила личной гигиены и
развивать готовность самостоятельно поддерживать свое
здоровье;
сформированное
представление о правильном
(здоровом) питании, его режиме, структуре
овладение социальными знаниями (об общественных
нормах, об устройстве общества, о социально
одобряемых и неодобряемых формах поведения в
обществе и т. п.), понимание и осознание социальной
реальности и повседневной жизни;
сформированные позитивные отношения школьника к
базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,
природа, мир, знания, труд, культура);
сформированное ценностное отношение к социальной
реальности в целом;
достижение учащимися необходимого для жизни в







Интеллектуальное развитие









Общекультурное развитие











обществе, социуме социального опыта, получение
школьником опыта и навыков самостоятельного
социального действия;
сотрудничество, толерантность, уважение и принятие
другого, социальная мобильность;
умение
коммуникативно
взаимодействовать
с
окружающими людьми, овладение социокультурными
нормами поведения в различных ситуациях
межличностного и межкультурного общения;
ценностное отношение к окружающей среде, природе,
людям;
потребность природоохранной деятельности, участия в
экологических инициативах, проектах, социальнозначимой деятельности.
осознанное ценностное отношение к интеллектуально
познавательной деятельности;
сформированная мотивация к самореализации в
интеллектуально-познавательной и научно- практической
деятельности;
сформированные
компетенции познавательной
деятельности: постановка и решение познавательных
задач; нестандартные решения, овладение
информационными технологиями (поиск, переработка,
выдача информации);
развитие познавательных процессов: восприятия,
внимания, памяти, мышления, воображения;
способность обучающихся самостоятельно продвигаться в
своем развитии, выстраивать свою образовательную
траекторию
понимание и осознание моральных норм и правил
нравственного поведения, в том числе этических норм
взаимоотношений в семье, между поколениями,
носителями разных убеждений, представителями
различных социальных групп;
понимание и осознание эстетических и художественных
ценностей отечественной культуры, народного творчества,
этнокультурных традиций, фольклора народов России;
способность видеть красоту в окружающем мире, в
поведении, поступках людей;
сформированное эстетическое отношения к окружающему
миру и самому себе;
сформированная потребность повышать свой культурный
уровень;
потребность самореализации в различных видах
творческой деятельности;
знание
культурных
традиций
своей
семьи
и

образовательного учреждения, бережное отношение к
ним.
Творческое развитие






осознанное ценностное отношение к творчеству;
сформированная
мотивация
к
самореализации в творчестве;
сформированная
мотивации
успеха и творческого
самовыражения;
сформированная творческая активность.

Направления и цели внеурочной деятельности
1. Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и
экологической направленности
Цель: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через
изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение,
нравственность, экология.
Основные задачи:
 воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое
воспитание на основе национальных ценностей;
 совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
 повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и
сохранению истории и культуры родного края, России;
 развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;
 формирование культуры поведения в информационной среде.
Учебный курс «Разговоры о важном»
Учебный курс «Школа крепкой семьи»
2. Дополнительное изучение учебных предметов
Цель: реализация особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся
(в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном
уровне, проектно-исследовательской деятельности).
Основные задачи:
 предоставление
возможности
каждому
обучающемуся
проявить
свои
интеллектуальные и творческие способности при изучении учебных предметов,
которые необходимы для продолжения получения образования;
 осуществление ранней профилизации в соответствующей области знаний;
 создание условий для реализации творческих способностей обучающихся через
включение их в проектную и исследовательскую деятельность;
 организация дополнительной подготовки во внеурочной деятельности по предметам
углубления.
Учебный курс «Английский малышам»

3. Развитие личности и самореализация обучающихся
Цель: создание благоприятных условий, помогающих раскрыть потенциал личности
обучающегося, выразить собственную позицию и мнение, создать возможность проявления
способностей обучающегося, оценить результаты в процессе создания продукта
деятельности. Основные задачи:
 развитие самооценки и уникальности каждой личности;
 стимулирование и поддержка детской инициативы в разных видах деятельности
(«опробование себя в деятельности»);
 формирование коммуникативных навыков (в первую очередь – через сотрудничество),
 воспитание личности младшего школьника.
Учебный курс «Конструирование»
Учебный курс «Весёлые нотки»
Учебный курс физической культуры
4. Комплекс воспитательных мероприятий, деятельность ученических сообществ,
педагогическая поддержка обучающихся и обеспечение их благополучия в пространстве
школы являются важной составляющей внеурочной деятельности, направлены на
формирование у школьников российской гражданской идентичности и таких компетенций
как:
 компетенции конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с
учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
 социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и
общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний социальных ролях
человека;
 компетенции в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно
значимой совместной деятельности.
Учебный курс «Хоровое пение»
В рамках реализации ФГОС начального общего образования внеурочная
деятельность осуществляется в формах, отличных от классно-урочной, и направлена на
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Выбор форм организации внеурочной деятельности подчинён следующим
требованиям:
 целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач
конкретного направления;
 преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное
активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной
(парной, групповой, коллективной);

 специфика коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное
направление внеучебной деятельности; — использование форм организации,
предполагающих использование средств ИКТ.
Внеурочная деятельности носит интегрированный характер: в неё включены
регулярные еженедельные занятия (курсы), краткосрочные занятия (курсы) и разовые
мероприятия (праздники, конференции, гостиные и др.).
План внеурочной деятельность имеет две части: основная (инвариантная) и
вариативная часть.
Основная (инвариантная) часть, рекомендуемая для всех обучающихся, включает в себя
информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической
направленности:
«Разговоры о важном»
«Школа крепкой семьи»
«Краеведение»
Вариативная часть включает занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей обучающихся:
Читательский клуб «Вместе с книгой мы растем»
«Хоровое пение»
«Конструирование»
Учебный курс физической культуры
«Английский малышам»
Интеллектуальные марафоны
Внеурочная деятельность МАОУ ГО Заречный «СОШ №2» тесно связана с
дополнительным образованием младших школьников в части создания условий для развития
творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и
другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного
образования строится на использовании единых форм организации.
Объем внеурочной деятельности:
Классы
Количество часов в год
Количество часов в неделю

1
класс
297
9

2
класс
340
10

3
класс
340
10

4
класс
340
10

За четыре года обучения внеурочная деятельность младших школьников составляет
1317 часов, что не противоречит требованиям обновленного ФГОС НОО (до 1320
академических часов).

Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося
определяется его родителями (законными представителями) с учетом занятости
обучающегося во второй половине дня.
Все виды внеурочной деятельности ориентированы на воспитательные результаты и
направлены на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования.
Результат внеурочной деятельности – итог участия обучающегося в деятельности
(получение предметных знаний, знаний о себе и окружающих, опыта самостоятельного
действия).






Первый уровень результатов – приобретение обучающимся социальных знаний,
первичной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими
учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и
повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение обучающимся опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к
социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое
значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы,
т.е. в защищенной, дружественной среде.
Третий уровень результатов – получение обучающимся опыта самостоятельного
общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое
значение имеет взаимодействие обучающегося с социальными субъектами за
пределами школы, в открытой общественной среде.

Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.

План внеурочной деятельности (недельный)
основной образовательной программы начального общего образования по
обновленному ФГОС НОО 2021г.
Направленность

Наименование кружка,
внеурочных занятий
НОО (1 КЛАССЫ)

Количество
часов

Количество
детей

Коммуникативная

Читательский клуб «Вместе с
книгой мы растем »
«Школа крепкой семьи»
«Разговоры о важном»

1

30

1
1
1
1

31
31
61
30

1

31

2
1
1

60
30
31

Проектно-исследовательская
Интеллектуальные марафоны

«Краеведение»

Художественно -эстетическая

«Хоровое пение»

Информационная культура

«Конструирование»

Спортивно- оздоровительная

Учебный курс физической
культуры

4

61

Учение с увлечением

«Английский малышам»

1

30

Интеллектуальные марафоны

Выполнение заданий, олимпиад,
марафонов на онлайнплатформах "Учи ру", "Яндекс
Учебник"

61


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».