РП Музыка ООО

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
городского округа Заречный «Средняя общеобразовательная школа №2»

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом Школы
от 30 августа 2021 года протокол №8

УТВЕРЖДЕНО
Приказом от 31 августа 2021 года
№74/од

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету: Музыка
Уровень образования: Основное общее образование
Количество часов: 140 часов
Учитель: Махотина Елена Владимировна
Программа разработана на основе:
273-ФЗ

Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N
1897)
Примерной программы учебного предмета Музыка, включенной в содержательный
раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования
Рабочих программ авторов учебно-методического комплекта по учебному
предмету:
Сергеева Г. П. Музыка. 5—7 классы. Искусство. 8—9 классы. Сборник рабочих
программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской : учебное пособие
для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 4-е
изд., дораб. — М. : Просвещение, 2016.

Заречный
2021
1

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»

Личностными результатами изучения учебного предмета «Музыка»
являются:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к
Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,
чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в
качестве гражданина России, субъективная значимость использования
русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной
сопричастности

судьбе

российского

народа).

Осознание

этнической

принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность
человека с российской многонациональной культурой, сопричастность
истории народов и государств, находившихся на территории современной
России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных
ценностей

многонационального

российского

общества.

Осознанное,

уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным

поступкам

(способность

к

нравственному
2

самосовершенствованию;

веротерпимость,

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

уважительное

отношение

к

религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
сформированность представлений об основах светской этики, культуры
традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества,

в

становлении

гражданского

общества

и

российской

государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в
жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного
отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта
участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни
человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному

уровню

развития

науки

и

общественной

практики,

учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного
субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по
диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога,
готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования
интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
3

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения
социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют
сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,
готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного
объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и
социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта
социальных

преобразований,

освоение

компетентностей

в

сфере

организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного
отношения к окружающей действительности, ценностей социального
творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности,
самореализации

в

группе

равноправного

партнера,

и

организации,
формирование

ценности

«другого»

компетенций

как

анализа,

проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов
взаимовыгодного

сотрудничества,

способов

реализации

собственного

лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера

(способность

понимать

художественные

произведения,

отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ
художественной культуры обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего
мира;

способность

самовыражению

и

к

эмоционально-ценностному

ориентации

в

художественном

освоению
и

мира,

нравственном
4

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,
выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в
общении с художественными произведениями, сформированность активного
отношения

к

традициям

художественной

культуры

как

смысловой,

эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному

уровню

экологического

мышления,

наличие

опыта

экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к
занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому
отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к
осуществлению природоохранной деятельности).

5

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

Метапредметными результатами изучения учебного предмета
«Музыка» являются следующие умения и навыки:
Регулятивные.
Учащиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;

2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые
коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения
учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её
решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Учащиеся получат возможность научиться:
1)

определять

последовательность

промежуточных

целей

и

соответствующих им действий с учетом конечного результата.
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при
решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по
результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить,
определять качество и уровень усвоения;
6

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных
затруднений и физических препятствий;
Познавательные.
Учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными
закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические
средства, модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для
решения учебной и познавательной задачи;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь
действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями
своей деятельности, понимать и использовать математические средства
наглядности

(рисунки,

чертежи,

схемы

и

др.)

для

иллюстрации,

интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для
решения, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях
неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
Учащиеся получат возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические
рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и
выводы;
2) формировать учебную и обще пользовательскую компетентности в
области

использования

(ИКТ-компетентности);

информационно-коммуникационных

технологий
7

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в
окружающей жизни;
4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать
необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на
решение задач исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения
задач;
7) интерпретировать информацию (структурировать, переводить
сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том
числе с помощью ИКТ);
8)

оценивать

информацию

(критическая

оценка,

оценка

достоверности);
9)

устанавливать

причинно-следственные

связи,

выстраивать

рассуждения, обобщения;
Коммуникативные.
Учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли
участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных
точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
участников;
8

5)

координировать

и

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

принимать

различные

позиции

во

взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности.

9

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

Предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка» на
уровне основного общего образования
Выпускник научится:

 понимать значение интонации в музыке как носителя образного
смысла;
 анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию,
ритм, темп, динамику, лад;
 определять

характер

музыкальных

образов

(лирических,

драматических, героических, романтических, эпических);
 выявлять

общее

и

особенное

при

сравнении

музыкальных

произведений на основе полученных знаний об интонационной природе
музыки;
 понимать

жизненно-образное

содержание

музыкальных

произведений разных жанров;
 различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития
образов музыкальных произведений;
 различать многообразие музыкальных образов и способов их
развития;
 производить

интонационно-образный

анализ

музыкального

произведения;
 понимать основной принцип построения и развития музыки;
 анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и
музыкальных образов;
 размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая
суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных
особенностях, жанре, исполнителях;

10

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

 понимать значение устного народного музыкального творчества в
развитии общей культуры народа;
 определять основные жанры русской народной музыки: былины,
лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
 понимать

специфику

перевоплощения

народной

музыки

в

произведениях композиторов;
 понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и
народного музыкального творчества;
 распознавать

художественные

направления,

стили

и

жанры

классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и
музыкальной драматургии;
 определять основные признаки исторических эпох, стилевых
направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской
классической музыкальной школы;
 определять основные признаки исторических эпох, стилевых
направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;
 узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших
русских и зарубежных композиторов;
 выявлять

общее

и

особенное

при

сравнении

музыкальных

произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
 различать

жанры

вокальной,

инструментальной,

вокально-

инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
 называть основные жанры светской музыки малой (баллада,
баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония,
кантата, концерт и т.п.);
 узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную,
вариации, рондо);
 определять тембры музыкальных инструментов;
11

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

 называть и определять звучание музыкальных инструментов:
духовых, струнных, ударных, современных электронных;
 определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного,
оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
 владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
 узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной
классики, образцы народного музыкального творчества, произведения
современных композиторов;
 определять характерные особенности музыкального языка;
 эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные
произведения;
 анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и
современности;
 анализировать единство жизненного содержания и художественной
формы в различных музыкальных образах;
 творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
 выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной
идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
 анализировать различные трактовки одного и того же произведения,
аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
 различать интерпретацию классической музыки в современных
обработках;
 определять характерные признаки современной популярной музыки;
 называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы,
рок-н-ролла и др.;
 анализировать творчество исполнителей авторской песни;
 выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами
искусства;
12

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

 находить жанровые параллели между музыкой и другими видами
искусств;
 сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного
произведений;
 понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и
литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
 находить ассоциативные связи между художественными образами
музыки, изобразительного искусства и литературы;
 понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
 называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и
женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
 определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере)
исполнения: народные, академические;
 владеть навыками вокально-хорового музицирования;
 применять

навыки

вокально-хоровой

работы

при

пении

с

музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);
 творчески интерпретировать содержание музыкального произведения
в пении;
 участвовать

в

коллективной

исполнительской

деятельности,

используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
 размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать
суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
 передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной
форме;
 проявлять

творческую

инициативу,

участвуя

в

музыкально-

эстетической деятельности;
 понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни
человека и общества;
13

 эмоционально

проживать

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

исторические

события

и

судьбы

защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
 приводить примеры выдающихся (в том числе современных)
отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских
коллективов;
 применять

современные

информационно-коммуникационные

технологии для записи и воспроизведения музыки;
 обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных
произведений различных стилей и жанров;
 использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях,
при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
Выпускник получит возможность научиться:
 понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты
и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
 понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере
мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
 понимать особенности языка отечественной духовной и светской
музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
 определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
 распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской
церковной музыки;
 различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл,
сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных
образов;
 выделять признаки для установления стилевых связей в процессе
изучения музыкального искусства;
14

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

 различать и передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку,
обществу;
 исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных
произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
 активно использовать язык музыки для освоения содержания
различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего
мира, математики и др.).

15

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

Содержание учебного предмета «Музыка»

Овладение основами музыкальных знаний в основной школе должно
обеспечить формирование основ музыкальной культуры и грамотности как
части общей и духовной культуры школьников, развитие музыкальных
способностей обучающихся, а также способности к сопереживанию
произведениям искусства через различные виды музыкальной деятельности,
овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-творческой деятельности.
Освоение предмета «Музыка» направлено на:


приобщение

школьников

к

музыке

как

эмоциональному,

нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных
явлений, раскрывающих духовный опыт поколений;


расширение музыкального и общего культурного кругозора

школьников; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к
музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному
музыкальному наследию;


развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления,

воображения, позволяющих проявить творческую индивидуальность в
различных видах музыкальной деятельности;


развитие способности к эстетическому освоению мира, способности

оценивать произведения искусства по законам гармонии и красоты;


овладение основами музыкальной грамотности в опоре на

способность эмоционального восприятия музыки как живого образного
искусства во взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и
ключевые понятия музыкального искусства, элементарную нотную грамоту.
В рамках продуктивной музыкально-творческой деятельности учебный
предмет «Музыка» способствует формированию у обучающихся потребности
в общении с музыкой в ходе дальнейшего духовно-нравственного развития,
16

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

социализации, самообразования, организации содержательного культурного
досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и
общества, в развитии мировой культуры.
Изучение предмета «Музыка» в части формирования у обучающихся
научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение,
измерение,

эксперимент,

моделирование),

освоения

практического

применения научных знаний основано на межпредметных связях с
предметами: «Литература», «Русский язык», «Изобразительное искусство»,
«История», «География», «Математика» и др.
Программа

содержит

перечень

музыкальных

произведений,

используемых для обеспечения достижения образовательных результатов, по
выбору образовательной организации. По усмотрению учителя музыкальный
и теоретический материал разделов, связанных с народным музыкальным
творчеством, может быть дополнен регионально-национальным компонентом.
Музыка как вид искусства
Интонация

как

носитель

образного

смысла.

Многообразие

интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности
в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной,
инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и
театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и
трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их
возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг
музыкальных

образов

(лирические,

драматические,

героические,

романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие
связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в
музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с
изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
17

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика
скульптуры, архитектуры, музыки.
Народное музыкальное творчество
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры
народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры
русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы
художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное).
Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной
культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и
интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа
древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки
эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской
классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к
народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке.
Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка,
М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский,
С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального
музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции
русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической
музыкальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.
Средневековая

духовная

музыка:

григорианский

хорал.

Жанры

зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко
(мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся
музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт,
Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист,
Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов
18

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната,
симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет).
Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX
века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка,
опера,

балет).

Развитие

жанров

светской

музыки

(камерная

инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
Знакомство

с

творчеством

всемирно

известных

отечественных

композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В.
Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных
композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А.
Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ
века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие
композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторыпесенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке,
ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и
настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.).
Мюзикл.

Электронная

музыка.

Современные

технологии

записи

и

воспроизведения музыки.
Современная музыкальная жизнь
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом:
концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки).
Наследие

выдающихся

А.В. Свешников;

отечественных

Д.А. Хворостовский,

(Ф.И. Шаляпин,
А.Ю. Нетребко,

Д.Ф. Ойстрах,
В.Т. Спиваков,

Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо,
М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.)
классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные
исполнители

и

инструментальные

коллективы.

Всемирные

центры

музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная
19

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

музыка считаться классической? Классическая музыка в современных
обработках.
Значение музыки в жизни человека
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и
жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные»
проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины
мира

в

национальных

музыкальных

культурах

Востока

и

Запада.

Преобразующая сила музыки как вида искусства.

20

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

Перечень музыкальных произведений для использования в обеспечении
образовательных результатов по выбору образовательной организации
для использования в обеспечении образовательных результатов
1.

Ч. Айвз. «Космический пейзаж».

2.

Г. Аллегри. «Мизерере» («Помилуй»).

3.

Американский народный блюз «Роллем Пит» и «Город Нью-

Йорк» (обр. Дж. Сильвермена, перевод С. Болотина).
4.

Л. Армстронг. «Блюз Западной окраины».

5.

Э. Артемьев. «Мозаика».

6.

И. Бах. Маленькая прелюдия для органа соль минор (обр. для ф-но

Д.Б. Кабалевского). Токката и фуга ре минор для органа. Органная фуга соль
минор. Органная фуга ля минор. Прелюдия до мажор (ХТК, том Ι). Фуга ре
диез минор (ХТК, том Ι). Итальянский концерт. Прелюдия № 8 ми минор («12
маленьких прелюдий для начинающих»). Высокая месса си минор (хор «Kirie»
(№ 1), хор «Gloria» (№ 4), ария альта «Agnus Dei» (№ 23), хор «Sanctus»
(№ 20)). Оратория «Страсти по Матфею» (ария альта № 47). Сюита № 2 (7
часть «Шутка»). И. Бах-Ф. Бузони. Чакона из Партиты № 2 для скрипки соло.
7.

И. Бах-Ш. Гуно. «Ave Maria».

8.

М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене во время

старости».
9.

Л. Бернстайн. Мюзикл «Вестсайдская история» (песня Тони

«Мария!», песня и танец девушек «Америка», дуэт Тони и Марии, сцена
драки).
10.

Л. Бетховен. Симфония № 5. Соната № 7 (экспозиция Ι части).

Соната № 8 («Патетическая»). Соната № 14 («Лунная»). Соната № 20 (ΙΙ часть,
менуэт). Соната № 23 («Аппассионата»). Рондо-каприччио «Ярость по поводу
утерянного гроша». Экосез ми бемоль мажор. Концерт № 4 для ф-но с орк.
21

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

(фрагмент ΙΙ части). Музыка к трагедии И. Гете «Эгмонт» (Увертюра. Песня
Клерхен). Шотландская песня «Верный Джонни».
11.

Ж. Бизе. Опера «Кармен» (фрагменты:Увертюра, Хабанера из I д.,

Сегедилья, Сцена гадания).
12.

Ж. Бизе-Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» (Вступление (№ 1).

Танец (№ 2) Развод караула (№ 4). Выход Кармен и Хабанера (№ 5). Вторая
интермеццо (№ 7). Болеро (№ 8). Тореро (№ 9). Тореро и Кармен (№ 10).
Адажио (№ 11). Гадание (№ 12). Финал (№ 13).
13.

А. Бородин. Квартет № 2 (Ноктюрн, III ч.). Симфония № 2

«Богатырская» (экспозиция, Ι ч.). Опера «Князь Игорь» (Хор из пролога
«Солнцу красному слава!», Ария Князя Игоря из II д., Половецкая пляска с
хором из II д., Плач Ярославны из IV д.).
14.

Д. Бортнянский. Херувимская песня № 7. «Слава Отцу и Сыну и

Святому Духу».
15.

Ж. Брель. Вальс.

16.

Дж. Верди. Опера «Риголетто» (Песенка Герцога, Финал).

17.

А. Вивальди. Цикл концертов для скрипки соло, струнного

квинтета, органа и чембало «Времена года» («Весна», «Зима»).
18.

Э. Вила Лобос. «Бразильская бахиана» № 5 (ария для сопрано и

виолончелей).
19.

А. Варламов. «Горные вершины» (сл. М. Лермонтова). «Красный

сарафан» (сл. Г. Цыганова).
20.

В. Гаврилин «Перезвоны». По прочтении В. Шукшина (симфония-

действо для солистов, хора, гобоя и ударных): «Весело на душе» (№ 1),
«Смерть разбойника» (№ 2), «Ерунда» (№ 4), «Ти-ри-ри» (№ 8), «Вечерняя
музыка» (№ 10), «Молитва» (№ 17). Вокальный цикл «Времена года»
(«Весна», «Осень»).
21.

Й. Гайдн. Симфония № 103 («С тремоло литавр»). I часть, IV часть.
22

22.

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

Г. Гендель. Пассакалия из сюиты соль минор. Хор «Аллилуйя»

(№ 44) из оратории «Мессия».
23.

Дж. Гершвин. Опера «Порги и Бесс» (Колыбельная Клары из I д.,

Песня Порги из II д., Дуэт Порги и Бесс из II д., Песенка Спортинг Лайфа из II
д.). Концерт для ф-но с оркестром (Ι часть). Рапсодия в блюзовых тонах.
«Любимый мой» (сл. А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской).
24.

М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (Рондо Антониды из I д., хор

«Разгулялися, разливалися», романс Антониды, Полонез, Краковяк, Мазурка
из II д., Песня Вани из III д., Хор поляков из IV д., Ария Сусанина из IV д., хор
«Славься!»). Опера «Руслан и Людмила» (Увертюра, Сцена Наины и Фарлафа,
Персидский хор, заключительный хор «Слава великим богам!»). «Вальсфантазия». Романс «Я помню чудное мгновенье» (ст. А. Пушкина).
«Патриотическая песня» (сл. А. Машистова). Романс «Жаворонок» (ст.
Н. Кукольника).
25.

М. Глинка-М. Балакирев. «Жаворонок» (фортепианная пьеса).

26.

К. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика» (хор «Струн золотых напев»,

Мелодия, Хор фурий).
27.

Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (Песня Сольвейг,

«Смерть Озе»). Соната для виолончели и фортепиано» (Ι часть).
28.

А. Гурилев. «Домик-крошечка» (сл. С. Любецкого). «Вьется

ласточка сизокрылая» (сл. Н. Грекова). «Колокольчик» (сл. И. Макарова).
29.

К. Дебюсси. Ноктюрн «Празднества». «Бергамасская сюита»

(«Лунный свет»). Фортепианная сюита «Детский уголок» («Кукольный кэкуок»).
30.

Б. Дварионас. «Деревянная лошадка».

31.

И. Дунаевский. Марш из к/ф «Веселые ребята» (сл. В. Лебедева-

Кумача). Оперетта «Белая акация» (Вальс, Песня об Одессе, Выход Ларисы и
семи кавалеров).
23

32.

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

А. Журбин. Рок-опера «Орфей и Эвридика» (фрагменты по выбору

учителя).
33.

Знаменный распев.

34.

Д. Кабалевский. Опера «Кола Брюньон» (Увертюра, Монолог

Кола). Концерт № 3 для ф-но с оркестром (Финал). «Реквием» на стихи
Р. Рождественского («Наши дети», «Помните!»). «Школьные годы».
35.

В. Калинников. Симфония № 1 (соль минор, I часть).

36.

К. Караев. Балет «Тропою грома» (Танец черных).

37.

Д. Каччини. «Ave Maria».

38.

В. Кикта. Фрески Софии Киевской (концертная симфония для

арфы с оркестром) (фрагменты по усмотрению учителя). «Мой край
тополиный» (сл. И. Векшегоновой).
39.

В. Лаурушас. «В путь».

40.

Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2. Этюд Паганини (№ 6).

41.

И. Лученок. «Хатынь» (ст. Г. Петренко).

42.

А. Лядов. Кикимора (народное сказание для оркестра).

43.

Ф. Лэй. «История любви».

44.

Мадригалы эпохи Возрождения.

45.

Р. де Лиль. «Марсельеза».

46.

А. Марчелло. Концерт для гобоя с оркестром ре минор (II часть,

Адажио).
47.

М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно».

48.

Д. Мийо. «Бразилейра».

49.

И. Морозов. Балет «Айболит» (фрагменты: Полечка, Морское

плавание, Галоп).
50.

В. Моцарт. Фантазия для фортепиано до минор. Фантазия для

фортепиано ре минор. Соната до мажор (эксп. Ι ч.). «Маленькая ночная
серенада» (Рондо). Симфония № 40. Симфония № 41 (фрагмент ΙΙ ч.). Реквием
24

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

(«Dies ire», «Lacrimoza»). Соната № 11 (I, II, III ч.). Фрагменты из оперы
«Волшебная флейта». Мотет «Ave, verum corpus».
51.

М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (Вступление, Песня

Варлаама, Сцена смерти Бориса, сцена под Кромами). Опера «Хованщина»
(Вступление, Пляска персидок).
52.

Н. Мясковский. Симфония № 6 (экспозиция финала).

53.

Народные музыкальные произведения России, народов РФ и стран

мира по выбору образовательной организации.
54.

Негритянский спиричуэл.

55.

М. Огинский. Полонез ре минор («Прощание с Родиной»).

56.

К. Орф. Сценическая кантата для певцов, хора и оркестра

«Кармина Бурана». («Песни Бойерна: Мирские песни для исполнения певцами
и хорами, совместно с инструментами и магическими изображениями»)
(фрагменты по выбору учителя).
57.

Дж. Перголези «Stabat mater» (фрагменты по выбору учителя).

58.

С. Прокофьев. Опера «Война и мир» (Ария Кутузова, Вальс).

Соната № 2 (Ι ч.). Симфония № 1 («Классическая». Ι ч., ΙΙ ч., III ч. Гавот, IV ч.
Финал). Балет «Ромео и Джульетта» (Улица просыпается, Танец рыцарей,
Патер Лоренцо). Кантата «Александр Невский» (Ледовое побоище).
Фортепианные миниатюры «Мимолетности» (по выбору учителя).
59.

М. Равель. «Болеро».

60.

С. Рахманинов. Концерт № 2 для ф-но с оркестром (Ι часть).

Концерт № 3 для ф-но с оркестром (Ι часть). «Вокализ». Романс «Весенние
воды» (сл. Ф. Тютчева). Романс «Островок» (сл. К. Бальмонта, из Шелли).
Романс «Сирень» (сл. Е. Бекетовой). Прелюдии (до диез минор, соль минор,
соль диез минор). Сюита для двух фортепиано № 1 (фрагменты по выбору
учителя). «Всенощное бдение» (фрагменты по выбору учителя).
61.

Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко» (Колыбельная Волховы,

хороводная песня Садко «Заиграйте, мои гусельки», Сцена появления лебедей,
25

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

Песня Варяжского гостя, Песня Индийского гостя, Песня Веденецкого гостя).
Опера «Золотой петушок» («Шествие»). Опера «Снегурочка» (Пролог: Сцена
Снегурочки с Морозом и Весной, Ария Снегурочки «С подружками по ягоды
ходить»; Третья песня Леля (ΙΙΙ д.), Сцена таяния Снегурочки «Люблю и таю»
(ΙV д.)). Опера «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля»). Опера «Сказание о
невидимом граде Китеже и деве Февронии» (оркестровый эпизод «Сеча при
Керженце»). Симфоническая сюита «Шехеразада» (I часть). Романс «Горные
вершины» (ст. М. Лермонтова).
62.

А. Рубинштейн. Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова).

63.

Ян Сибелиус. Музыка к пьесе А. Ярнефельта «Куолема»

(«Грустный вальс»).
64.

П. Сигер «Песня о молоте». «Все преодолеем».

65.

Г. Свиридов. Кантата «Памяти С. Есенина» (ΙΙ ч. «Поет зима,

аукает»). Сюита «Время, вперед!» (VI ч.). «Музыкальные иллюстрации к
повести А. Пушкина «Метель» («Тройка», «Вальс», «Весна и осень»,
«Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание»). Музыка к драме
А. Толстого «Царь Федор Иоанович» («Любовь святая»).
66.

А. Скрябин. Этюд № 12 (ре диез минор). Прелюдия № 4 (ми бемоль

минор).
67.

И. Стравинский. Балет «Петрушка» (Первая картина: темы

гулянья, Балаганный дед, Танцовщица, Шарманщик играет на трубе,
Фокусник играет на флейте, Танец оживших кукол). Сюита № 2 для оркестра.
68.

М. Теодоракис «На побережье тайном». «Я – фронт».

69.

Б. Тищенко. Балет «Ярославна» (Плач Ярославны из ΙΙΙ действия,

другие фрагменты по выбору учителя).
70.

Э. Уэббер. Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» (фрагменты

по выбору учителя). Мюзикл «Кошки», либретто по Т. Элиоту (фрагменты по
выбору учителя).
26

71.

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» (Танец с саблями, Колыбельная).

Концерт для скрипки с оркестром (I ч., II ч., ΙΙΙ ч.). Музыка к драме М.
Лермонтова «Маскарад» (Галоп, Вальс).
72.

К. Хачатурян. Балет «Чиполлино» (фрагменты).

73.

Т. Хренников. Сюита из балета «Любовью за любовь» (Увертюра.

Общее адажио. Сцена заговора. Общий танец. Дуэт Беатриче и Бенедикта.
Гимн любви).
74.

П. Чайковский. Вступление к опере «Евгений Онегин». Симфония

№ 4 (ΙΙΙ ч.). Симфония № 5 (I ч., III ч. Вальс, IV ч. Финал). Симфония № 6.
Концерт № 1 для ф-но с оркестром (ΙΙ ч., ΙΙΙ ч.). Увертюра-фантазия «Ромео и
Джульетта». Торжественная увертюра «1812 год». Сюита № 4 «Моцартиана».
Фортепианный цикл «Времена года» («На тройке», «Баркарола»). Ноктюрн
до-диез минор. «Всенощное бдение» («Богородице Дево, радуйся» № 8). «Я ли
в поле да не травушка была» (ст. И. Сурикова). «Легенда» (сл. А. Плещеева).
«Покаянная молитва о Руси».
75.

П. Чесноков. «Да исправится молитва моя».

76.

М. Чюрленис. Прелюдия ре минор. Прелюдия ми минор.

Прелюдия ля минор. Симфоническая поэма «Море».
77.

А. Шнитке. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле для

скрипки и фортепиано. Ревизская сказка (сюита из музыки к одноименному
спектаклю на Таганке): Увертюра (№ 1), Детство Чичикова (№ 2), Шинель
(№ 4),Чиновники (№ 5).
78.

Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Вальс № 7 (до диез

минор). Вальс № 10 (си минор). Мазурка № 1. Мазурка № 47. Мазурка № 48.
Полонез (ля мажор). Ноктюрн фа минор. Этюд № 12 (до минор). Полонез (ля
мажор).
79.

Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». «Праздничная

увертюра».
27

80.

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

И. Штраус. «Полька-пиццикато». Вальс из оперетты «Летучая

мышь».
81.

Ф. Шуберт. Симфония № 8 («Неоконченная»). Вокальный цикл на

ст. В. Мюллера «Прекрасная мельничиха» («В путь»). «Лесной царь» (ст. И.
Гете). «Шарманщик» (ст. В Мюллера»). «Серенада» (сл. Л. Рельштаба,
перевод Н. Огарева). «Ave Maria» (сл. В. Скотта).
82.

Р. Щедрин. Опера «Не только любовь». (Песня и частушки

Варвары).
83.

Д. Эллингтон. «Караван».

84.

А. Эшпай. «Венгерские напевы».

28

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

Тематическое планирование учебного предмета «Музыка»
140 часов
№
1
2
1
2
1
2

1
2

Тема

5 класс
Музыка и литература
Музыка и изобразительное искусство
Итого
6 класс
Мир образов вокальной и инструментальной
музыки
Мир образов камерной и симфонической музыки
Итого
7 класс
Особенности
музыкальной
драматургии
сценической музыки
Особенности
драматургии
камерной
и
симфонической музыки
Итого
8 класс
Классика и современность
Традиции и новаторство
Итого

Количество часов
17
18
35
18
17
35
18
17
35
16
19
35

29

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».