Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
городского округа Заречный «Средняя общеобразовательная школа №2»
ПРИНЯТО
Педагогическим Советом Школы
от 30 августа 2021 года протокол №8
УТВЕРЖДЕНО
Приказом от 31 августа 2021 года
№74/од
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету: Основы безопасности жизнедеятельности
Уровень образования: Основное общее образование
Количество часов: 69 часов
Учителя: Белошейкин Денис Сергеевич
Программа разработана на основе:
273-ФЗ
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N
1897)
Примерной
программы
учебного
предмета
Основы
безопасности
жизнидеятельности, включенной в содержательный раздел примерной основной
образовательной программы основного общего образования
Рабочих программ авторов учебно-методического комплекта по учебному
предмету:
Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности
жизнедеятельности. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго
поколения)
Рабочие программы. Предметная линия учебников. 5-9 классы. Под редакцией
А.Т.Смирнова. Авторы А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников», издательство «Просвещение»
2014г.
Заречный
2021
Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности»
Личностными результатами изучения учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности» являются:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к
Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,
чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в
качестве гражданина России, субъективная значимость использования
русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной
сопричастности
судьбе
российского
народа).
Осознание
этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность
человека с российской многонациональной культурой, сопричастность
истории народов и государств, находившихся на территории современной
России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных
ценностей
многонационального
российского
общества.
Осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
2
собственным
Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»
поступкам
самосовершенствованию;
(способность
веротерпимость,
к
уважительное
нравственному
отношение
к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
сформированность представлений об основах светской этики, культуры
традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества,
в
становлении
гражданского
общества
и
российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в
жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного
отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта
участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни
человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному
уровню
развития
науки
и
общественной
практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного
субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по
диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога,
готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования
интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном
3
Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения
социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют
сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,
готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного
объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и
социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта
социальных
преобразований,
освоение
компетентностей
в
сфере
организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного
отношения к окружающей действительности, ценностей социального
творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности,
самореализации
в
группе
равноправного
партнера,
и
организации,
формирование
ценности
«другого»
компетенций
как
анализа,
проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов
взаимовыгодного
сотрудничества,
способов
реализации
собственного
лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера
(способность
понимать
художественные
произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ
художественной культуры обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего
мира;
способность
к
эмоционально-ценностному
освоению
мира,
4
самовыражению
и
ориентации
в
Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»
художественном
и
нравственном
пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,
выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в
общении с художественными произведениями, сформированность активного
отношения
к
традициям
художественной
культуры
как
смысловой,
эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному
уровню
экологического
мышления,
наличие
опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к
занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому
отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к
осуществлению природоохранной деятельности).
5
Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»
Метапредметными результатами изучения учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения и
навыки:
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать
мотивы
и
интересы
своей
познавательной
деятельности.
Обучающийся сможет:
● анализировать
существующие
и
планировать
будущие
образовательные результаты;
● определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых
образовательных результатов;
● идентифицировать препятствия, возникающие при достижении
собственных запланированных образовательных результатов;
● выдвигать
версии
преодоления
препятствий,
формулировать
гипотезы, в отдельных случаях — прогнозировать конечный результат;
● ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной
деятельности
с
учетом
выявленных
затруднений
и
существующих
возможностей;
● обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для
достижения образовательных результатов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
● определять необходимые действия в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
● обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и познавательных задач;
6
Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»
● определять/находить, в том числе из предложенных вариантов,
условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
● выстраивать
жизненные
планы
на
краткосрочное
будущее
(определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и
предлагать
действия,
указывая
и
обосновывая
логическую
последовательность шагов);
● выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
● составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл
выполнения проекта, алгоритм проведения исследования);
● определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения;
● описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в
виде алгоритма решения практических задач;
● планировать
и
корректировать
свою
индивидуальную
образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
● различать
результаты
и
способы действий
при
достижении
критерии
достижения
результатов;
● определять
совместно
с
педагогом
планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
● систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;
● отбирать
инструменты
для
оценивания
своей
деятельности,
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных
7
Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»
условий и требований;
● оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины
достижения или отсутствия планируемого результата;
● находить необходимые и достаточные средства для выполнения
учебных действий в изменяющейся ситуации;
● работая по
своему плану,
вносить коррективы в текущую
деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения
запланированных характеристик/показателей результата;
● устанавливать
связь
между
полученными
характеристиками
результата и характеристиками процесса деятельности и по завершении
деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения
улучшенных характеристик результата;
● соотносить свои действия с целью обучения.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
● определять критерии правильности (корректности) выполнения
учебной задачи;
● анализировать
и
обосновывать
применение
соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи;
● свободно пользоваться выработанными критериями оценки и
самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;
● оценивать
самостоятельно
продукт
своей
определенным
деятельности
критериям
в
по
заданным
соответствии
с
и/или
целью
деятельности;
● обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе
оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
● фиксировать
и
анализировать
динамику
собственных
образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
8
Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
● анализировать собственную учебную и познавательную деятельность
и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
● соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной
деятельности
и
делать
выводы
о
причинах
ее
успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить
способы выхода из критической ситуации;
● принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные
последствия принятого решения;
● определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта
учебной деятельности;
● демонстрировать
приемы
регуляции
собственных
психофизиологических/эмоциональных состояний.
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
● подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие
его признаки и свойства;
● выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
● выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов
или явлений и объяснять их сходство или отличия;
● объединять предметы и явления в группы по определенным
признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
9
Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»
● различать/выделять явление из общего ряда других явлений;
● выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или
событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или
событий;
● строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям
и от частных явлений к общим закономерностям;
● строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,
выделяя при этом их общие признаки и различия;
● излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи;
● самостоятельно
проверке,
предлагать
указывать
и
на
применять
информацию,
способ
нуждающуюся
проверки
в
достоверности
информации;
● объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности;
● выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ;
● делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся
сможет:
● обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
● определять логические связи между предметами и/или явлениями,
обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
● создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
● строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее
решения;
10
Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»
● создавать вербальные, вещественные и информационные модели с
выделением существенных характеристик объекта для определения способа
решения задачи в соответствии с ситуацией;
● переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического
или
формализованного
(символьного) представления
в
текстовое и наоборот;
● строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм;
● строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
● анализировать/рефлексировать
опыт
разработки
и
реализации
учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки
зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или
на основе заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
● находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями
своей деятельности);
● ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл
текста, структурировать текст;
● устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов;
● резюмировать главную идею текста;
● преобразовывать
текст,
меняя
его
модальность
(выражение
отношения к содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать
текст
(художественный
и
нехудожественный
—
учебный,
научно-
популярный, информационный);
● критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
11
Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»
профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
● определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде
обитания;
● анализировать влияние экологических факторов на среду обитания
живых организмов;
● проводить
причинный
и
вероятностный
анализ
различных
экологических ситуаций;
● прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного
фактора на другой фактор;
● распространять экологические знания и участвовать в практических
мероприятиях по защите окружающей среды.
10. Развитие
мотивации
к
овладению
культурой
активного
использования словарей, справочников, открытых источников информации и
электронных поисковых систем. Обучающийся сможет:
● определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать
корректные поисковые запросы;
● осуществлять
взаимодействие
с
электронными
поисковыми
системами, базами знаний, справочниками;
● формировать множественную выборку из различных источников
информации для объективизации результатов поиска;
● соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей
деятельности.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и
совместную
деятельность
с
педагогом
и
сверстниками;
работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
● определять возможные роли в совместной деятельности;
12
Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»
● играть определенную роль в совместной деятельности;
● принимать позицию собеседника, понимая позицию другого,
различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
● определять
свои
действия
и
действия
партнера,
которые
способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
● строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
● корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в
дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
● критически относиться к собственному мнению, уметь признавать
ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;
● предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
● выделять общую точку зрения в дискуссии;
● договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии
с поставленной перед группой задачей;
● организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
● устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся
сможет:
● определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и
использовать речевые средства;
● представлять в устной или письменной форме развернутый план
собственной деятельности;
13
Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»
● соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии
в соответствии с коммуникативной задачей;
● высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать
мнение партнера в рамках диалога;
● принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с
собеседником;
● создавать письменные тексты различных типов с использованием
необходимых речевых средств;
● использовать средства логической связи для выделения смысловых
блоков своего выступления;
● использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с
коммуникативной задачей;
● оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных
технологий
(далее
—
ИКТ).
Обучающийся сможет:
● целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств
ИКТ;
● использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные
языки в соответствии с условиями коммуникации;
● оперировать данными при решении задачи;
● выбирать
адекватные
задаче
инструменты
и
использовать
компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для:
вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания
презентаций и др.;
● использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
● создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать
информационную
гигиену
и
правила
информационной
14
безопасности.
Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»
15
Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»
Предметные результаты освоения учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности» на уровне основного общего
образования
Выпускник научится:
классифицировать
и
характеризовать
условия
экологической
безопасности;
использовать знания о предельно допустимых концентрациях
вредных веществ в атмосфере, воде и почве;
использовать знания о способах контроля качества окружающей
среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных
ситуаций
при
использовании
бытовых
приборов
контроля
качества
окружающей среды и продуктов питания;
безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества
окружающей среды и продуктов питания;
безопасно использовать бытовые приборы;
безопасно использовать средства бытовой химии;
безопасно использовать средства коммуникации;
классифицировать
и
характеризовать
опасные
ситуации
криминогенного характера;
предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций
криминогенного характера;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной
ситуации на улице;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной
ситуации в подъезде;
16
Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной
ситуации в лифте;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной
ситуации в квартире;
безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной
краже;
безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке
мошенничества;
адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты при
пожаре;
безопасно применять первичные средства пожаротушения;
соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
соблюдать
правила
безопасности
дорожного
движения
велосипедиста;
соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира
транспортного средства правила поведения на транспорте (наземном, в том
числе железнодорожном, воздушном и водном);
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных
ситуаций на воде;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных
ситуаций в туристических походах;
готовиться к туристическим походам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических
походах;
17
Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»
адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
добывать и очищать воду в автономных условиях;
добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать
(обустраивать) временное жилище в автономных условиях;
подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций
природного характера для личности, общества и государства;
предвидеть
опасности
и
правильно
действовать
в
случае
чрезвычайных ситуаций природного характера;
классифицировать
мероприятия
по
защите
населения
от
чрезвычайных ситуаций природного характера;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций
техногенного характера для личности, общества и государства;
предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных
ситуациях техногенного характера;
классифицировать
мероприятия
по
защите
населения
от
чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной
защиты;
комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов,
продуктов) в случае эвакуации;
классифицировать
и
характеризовать
явления
терроризма,
экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности,
общества и государства;
18
Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»
классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма,
экстремизма, наркотизма;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при
обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве)
взрывного устройства;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при
похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении
мероприятий по освобождению заложников;
классифицировать
законодательных
и
характеризовать
актов,
основные
регламентирующих
положения
ответственность
несовершеннолетних за правонарушения;
классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах
большого скопления людей;
предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в
местах большого скопления людей;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах
массового скопления людей;
оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной
ситуации;
характеризовать
безопасный
и
здоровый
образ
жизни,
его
составляющие и значение для личности, общества и государства;
классифицировать
мероприятия
и
факторы,
укрепляющие
и
разрушающие здоровье;
планировать профилактические мероприятия по сохранению и
укреплению своего здоровья;
адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по
укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
19
Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»
выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для
здоровья;
безопасно использовать ресурсы интернета;
анализировать состояние своего здоровья;
определять состояния оказания неотложной помощи;
использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
классифицировать средства оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
оказывать первую помощь при ушибах;
оказывать первую помощь при растяжениях;
оказывать первую помощь при вывихах;
оказывать первую помощь при переломах;
оказывать первую помощь при ожогах;
оказывать
первую
помощь
при
отморожениях
и
общем
переохлаждении;
оказывать первую помощь при отравлениях;
оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
безопасно
использовать
средства
индивидуальной
защиты
велосипедиста;
классифицировать и характеризовать причины и последствия
опасных ситуаций в туристических поездках;
готовиться к туристическим поездкам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических
поездках;
20
Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»
анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах
большого скопления людей;
анализировать
последствия
возможных
опасных
ситуаций
криминогенного характера;
безопасно вести и применять права покупателя;
анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма,
наркотизма;
предвидеть
пути
и
средства
возможного
вовлечения
в
террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность;
анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего
здоровья;
характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее
влияние на здоровье человека;
классифицировать
и
характеризовать
основные
положения
законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и
защищающих права ребенка;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления
осознанного
выбора
в
учебной
и
познавательной
деятельности при формировании современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
классифицировать основные правовые аспекты оказания первой
помощи;
оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
оказывать первую помощь при коме;
оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
21
Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»
использовать для решения коммуникативных задач в области
безопасности жизнедеятельности различные источники информации,
включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях;
исследовать
жизнедеятельности,
различные
опасные
и
ситуации
чрезвычайные
в
повседневной
ситуации,
выдвигать
предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства
предположений обеспечения личной безопасности;
творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в
области безопасности жизнедеятельности.
22
Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»
Содержание учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности»
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в
местах с неблагоприятной экологической обстановкой, предельно допустимые
концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы
контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Основные
правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами
бытовой химии, персональными компьютерами и др. Безопасность на дорогах.
Правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном,
воздушном и водном), ответственность за их нарушения. Правила безопасного
поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства индивидуальной
защиты велосипедиста. Пожар его причины и последствия. Правила
поведения при пожаре при пожаре. Первичные средства пожаротушения.
Средства индивидуальной защиты. Водоемы. Правила поведения у воды и
оказания помощи на воде. Правила безопасности в туристических походах и
поездках. Правила поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия,
способы их подачи и ответы на них. Правила безопасности в ситуациях
криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража,
мошенничество,
самозащита
покупателя).
Элементарные
способы
самозащиты. Информационная безопасность подростка.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных
ситуаций
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от
них (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины, ураганы,
бури, смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, сильный
снегопад, сильный гололед, метели, снежные заносы, наводнения, половодье,
23
Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»
сели, цунами, лесные, торфяные и степные пожары, эпидемии, эпизоотии и
эпифитотии).
Рекомендации
по
безопасному
поведению.
Средства
индивидуальной защиты. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и
защита населения от них (аварии на радиационно-опасных, химически
опасных, пожароопасных и взрывоопасных, объектах экономики, транспорте,
гидротехнических сооружениях). Рекомендации по безопасному поведению.
Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила пользования ими.
Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила
поведения при эвакуации.
Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в
Российской Федерации
Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности
личности
и общества. Пути и
средства
вовлечения подростка
в
террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность.
Ответственность
несовершеннолетних
за
правонарушения.
Личная
безопасность при террористических актах и при обнаружении неизвестного
предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная безопасность при
похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении
мероприятий по освобождению заложников. Личная безопасность при
посещении массовых мероприятий.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие
и факторы здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим
дня, гигиена). Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия,
игромания употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и
курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных
24
Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»
привычек и их факторов. Семья в современном обществе. Права и
обязанности супругов. Защита прав ребенка.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и
внутреннем кровотечении. Извлечение инородного тела из верхних
дыхательных путей. Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и
переломах.
Первая
помощь
при
ожогах,
отморожениях
и
общем
переохлаждении. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания, их
профилактика. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при
тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при укусе насекомых и змей.
Первая помощь при остановке сердечной деятельности. Первая помощь при
коме. Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим
током.
25
Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»
Тематическое планирование учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности»
69 часов
№
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
Тема
8 класс
Основы комплексной безопасности
Защита населения Российской Федерации от
чрезвычайных ситуаций
Основы здорового образа жизни
Основы медицинских знаний и оказание первой
помощи
Итого
9 класс
Здоровый образ жизни. Что это?
Опасности, подстерегающие нас в повседневной
жизни
Опасности, с которыми мы сталкиваемся на
природе
Современный транспорт и безопасность
Безопасный туризм
Когда человек сам себе враг
Чрезвычайные
ситуации
природного
и
техногенного характера
Национальная
безопасность
Российской
Федерации
Итого
Количество часов
16
7
8
4
35
6
4
2
6
2
5
3
6
34
26
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)