РП Родная литература (русская) ООО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
городского округа Заречный «Средняя общеобразовательная школа №2»

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом Школы
от 30 августа 2021 года протокол №8

УТВЕРЖДЕНО
Приказом от 31 августа 2021 года
№74/од

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету: Родная литература (русская)
Уровень образования: Основное общее образование
Количество часов: 87 часов
Учителя: Мирина Елена Клавдиевна, Михайлищева Вера Степановна,
Тукаева Анна Николаевна, Дубровская Татьяна Владимировна
Программа разработана на основе:
273-ФЗ

Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №

Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов
Российской Федерации»
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413)
Примерной программы по учебному предмету «родная литература (русская)» для
образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20)
Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ ГО
Заречный «СОШ №2»

Заречный
2021

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная
литература (русская)»

Личностными результатами изучения учебного предмета «Родная
литература (русская)» являются:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к
Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,
чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в
качестве гражданина России, субъективная значимость использования
русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной
сопричастности

судьбе

российского

народа).

Осознание

этнической

принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность
человека с российской многонациональной культурой, сопричастность
истории народов и государств, находившихся на территории современной
России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных
ценностей

многонационального

российского

общества.

Осознанное,

уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
2

собственным

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

поступкам

самосовершенствованию;

(способность

веротерпимость,

к

уважительное

нравственному
отношение

к

религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
сформированность представлений об основах светской этики, культуры
традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества,

в

становлении

гражданского

общества

и

российской

государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в
жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного
отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта
участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни
человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному

уровню

развития

науки

и

общественной

практики,

учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного
субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по
диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога,
готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования
интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном
3

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения
социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют
сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,
готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного
объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и
социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта
социальных

преобразований,

освоение

компетентностей

в

сфере

организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного
отношения к окружающей действительности, ценностей социального
творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности,
самореализации

в

группе

равноправного

партнера,

и

организации,
формирование

ценности

«другого»

компетенций

как

анализа,

проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов
взаимовыгодного

сотрудничества,

способов

реализации

собственного

лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера

(способность

понимать

художественные

произведения,

отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ
художественной культуры обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего
мира;

способность

самовыражению

и

к

эмоционально-ценностному

ориентации

в

художественном

освоению
и

мира,

нравственном
4

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,
выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в
общении с художественными произведениями, сформированность активного
отношения

к

традициям

художественной

культуры

как

смысловой,

эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному

уровню

экологического

мышления,

наличие

опыта

экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к
занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому
отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к
осуществлению природоохранной деятельности).

5

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

Метапредметными результатами изучения учебного предмета «Родная
литература (русская)» являются следующие умения и навыки:
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, например таких как
система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение
обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков
работы с информацией, участие в проектной деятельности. При изучении
предмета

«Родная

(русская)

литература»

продолжается

работа

по

формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся
овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов:
продолжения образования и самообразования, осознанного планирования
своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового,
подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет
сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
создании образа «потребного будущего».
При

изучении

«Родной

(русской)

литературы»

обучающиеся

усовершенствуют приобретённые имеющиеся навыки работы с информацией
и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и
интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и
интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных
объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свѐртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в
сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядносимволической форме (в виде таблиц, графических схем, карт понятий,
опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты.

6

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

В ходе изучения «Родной (русской) литературы» обучающиеся
приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы,
способствующей
ответственности,

воспитанию
повышению

самостоятельности,
мотивации

и

инициативности,

эффективности

учебной

деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне
овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать
решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат
возможность развить способность к разработке нескольких вариантов
решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению
наиболее
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать

мотивы

и

интересы

своей

познавательной

деятельности.

Обучающийся сможет:
-анализировать

существующие

и

планировать

будущие

образовательные результаты;
-идентифицировать собственные проблемы и определять главную
проблему;
-выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
-ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
-формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной
цели деятельности;
-обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на
ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

7

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
-определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
-обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и познавательных задач;
-определять/находить, в том числе из предложенных вариантов,
условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
-выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять
целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
-выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
-составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
-определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения;
-описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса;
-планировать

и

корректировать

свою

индивидуальную

образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии
планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

8

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

-систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
-отбирать

инструменты

для

оценивания

своей

деятельности,

осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных
условий и требований;
-оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
-находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
-работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность
на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик продукта/результата;
-устанавливать связь между полученными характеристиками продукта
и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности
предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных
характеристик продукта;
-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
-определять критерии правильности (корректности) выполнения
учебной задачи;
-анализировать

и

обосновывать

применение

соответствующего

инструментария для выполнения учебной задачи;
-свободно пользоваться выработанными критериями оценки и
самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и
способы действий;

9

-оценивать
самостоятельно

продукт

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

своей

определенным

деятельности

критериям

в

по

заданным

соответствии

с

и/или

целью

деятельности;
-обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе
оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
-фиксировать

и

анализировать

динамику

собственных

образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений
и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
-наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность

и

деятельность

других

обучающихся

в

процессе

взаимопроверки;
-соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
-принимать

решение

в

учебной

ситуации

и

нести за

него

ответственность;
-самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и
находить способы выхода из ситуации неуспеха;
-ретроспективно определять, какие действия по решению учебной
задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося
продукта учебной деятельности;
-демонстрировать

приемы

регуляции

психофизиологических/

эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения
эмоциональной
проявлений

напряженности),
утомления),

эффекта

эффекта

восстановления

(ослабления

активизации

(повышения

психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
10

1.

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать

аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
•

подбирать

слова,

соподчиненные

ключевому

слову,

определяющие его признаки и свойства;
•

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова

и соподчиненных ему слов;
•

выделять общий признак двух или нескольких предметов или

явлений и объяснять их сходство;
•

объединять предметы и явления в группы по определенным

признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
•

выделять явление из общего ряда других явлений;

•

определять

обстоятельства,

которые

предшествовали

возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять
определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять
причины и следствия явлений;
•

строить рассуждение от общих закономерностей к частным

явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
•

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,

выделяя при этом общие признаки; -излагать полученную информацию,
интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
•
проверке,

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в
предлагать

и

применять

способ

проверки

достоверности

информации;
•

вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него

источником;

11

•
ходе

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в

познавательной

и

исследовательской

деятельности

(приводить

объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или
обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
•

выявлять и называть причины события, явления, в том числе

возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной
причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
•

делать вывод на основе критического анализа разных точек

зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
2.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,

модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
•

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

•

определять логические связи между предметами и/или явлениями,

обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
•

создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или

явления;
•

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее

решения;
•

создавать вербальные, вещественные и информационные модели с

выделением существенных характеристик объекта для определения способа
решения задачи в соответствии с ситуацией;
•

преобразовывать модели с целью выявления общих законов,

определяющих данную предметную область;
•

переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию

из графического или формализованного (символьного) представления в
текстовое, и наоборот;
12

•

строить

схему,

алгоритм

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

действия,

исправлять

или

восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания
об объекте, к которому применяется алгоритм;
•

строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

•

анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации

учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе
предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных
критериев оценки продукта/результата.
3.

Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:
•

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с

целями своей деятельности);
•

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл

текста, структурировать текст; -устанавливать взаимосвязь описанных в
тексте событий, явлений, процессов;
•

резюмировать главную идею текста;

•

преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность,

интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный,
научно-популярный, информационный);
•

критически оценивать содержание и форму текста.

4.

Формирование и развитие экологического мышления, умение

применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
•

определять свое отношение к природной среде;

•

анализировать

влияние

экологических

факторов

на

среду

обитания живых организмов;
•
ситуаций;

проводить причинный и вероятностный анализ экологических
13

•

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного

фактора на действие другого фактора;
•

распространять

экологические

знания

и

участвовать

в

практических делах по защите окружающей среды;
•

выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения,

модели, проектные работы.
5.

Развитие

мотивации

к

овладению

культурой

активного

использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
•

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

•

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми

системами, словарями;
•

формировать множественную выборку из поисковых источников

для объективизации результатов поиска;
•

соотносить

полученные

результаты

поиска

со

своей

деятельностью.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение.
Выпускник научится:
•

определять возможные роли в совместной деятельности;

•

играть определенную роль в совместной деятельности;

•

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого,

различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),
факты; гипотезы, аксиомы, теории;
•

определять свои действия и действия партнера, которые

способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

14

•

строить

позитивные

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

отношения

в

процессе

учебной

и

познавательной деятельности;
•

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в

дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен);
•

критически относиться к собственному мнению, с достоинством

признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать
его;
•

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

•

выделять общую точку зрения в дискуссии;

•

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в

соответствии с поставленной перед группой задачей;
•

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять

общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
•

устранять

в

рамках

диалога

разрывы

в

коммуникации,

обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи,
формы или содержания диалога.
6.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии

с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью.
Выпускник научится:
•

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать

речевые средства;
•

отбирать

и

использовать

речевые

средства

в

процессе

коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
•

представлять в устной или письменной форме развернутый план

собственной деятельности;
15

•

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и

дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
•

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать

мнение партнера в рамках диалога;
•

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с

собеседником;
•

создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты

с использованием необходимых речевых средств;
•

использовать вербальные средства (средства логической связи)

для выделения смысловых блоков своего выступления;
•

использовать невербальные средства или наглядные материалы,

подготовленные/отобранные под руководством учителя;
•

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации

непосредственно

после

завершения

коммуникативного

контакта

и

обосновывать его.
7.

Формирование

и

развитие

компетентности

в

области

использования информационно-коммуникационных технологий (далее –
ИКТ).
Выпускник научится:
•

целенаправленно

искать

и

использовать

информационные

ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью
средств ИКТ;
•

выбирать, строить и использовать адекватную информационную

модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных
языков в соответствии с условиями коммуникации;
•

выделять информационный аспект задачи, оперировать данными,

использовать модель решения задачи;
•

использовать

компьютерные

технологии

(включая

выбор

адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и
16

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных
задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов,
рефератов, создание презентаций и др.;
•

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

•

создавать информационные ресурсы разного типа и для разных

аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.

17

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

Предметные результаты освоения учебного предмета «Родная

литература (русская)» на уровне основного общего образования
Первый год обучения.
•

формирование умения выделять проблематику русских народных

и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития
представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога
культур с другими народами России; осмысление ключевых для русского
национального

сознания

культурных

и

нравственных

смыслов

в

произведениях о Москве как столице России и о русском лесе;
•

формирование представлений о богатстве русской литературы и

культуры в контексте культур народов России; русские национальные
традиции в рождественских произведениях и произведениях о семейных
ценностях;
•

формирование начальных представлений о русском национальном

характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите
Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о
своеобразии русского языка и родной речи;
•

развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и

литературного текста на основе наводящих вопросов; под руководством
учителя создавать элементарные историко-культурные комментарии и
собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на
вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями
других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного
чтения;

формирование

начальных

представлений

о

проектно-

исследовательской деятельности и оформлении ее результатов, начальных
умений работы с разными источниками информации.
Второй год обучения.
18

•

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

развитие умения выделять проблематику русских былин и

былинных сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития
представлений о нравственном идеале русского народа в контексте
героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на
уровне тематики, проблематики, образов; осмысление ключевых для русского
национального

сознания

культурных

и

нравственных

смыслов

в

произведениях о русском севере и русской зиме;
•

развитие представлений о богатстве русской литературы и

культуры в контексте культур народов России; русские национальные
традиции в произведениях о русской масленице, о родном крае и русском
доме;
•

развитие представлений о русском национальном характере, его

парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в
Крымской войне, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах
русского человека, реальности и мечтах в книгах о подростках и о богатстве
русского языка и родной речи;
•

развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и

литературного текста на основе наводящих вопросов или по предложенному
плану; создавать краткие историко-культурные комментарии и собственные
тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа
поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя
сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других
искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения;
развитие начальных умений самостоятельной проектно-исследовательской
деятельности и оформления ее результатов, работы с разными источниками
информации и овладения простейшими способами её обработки и
презентации.
Третий год обучения.
19

•

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое

своеобразие русских народных песен (исторических и лирических), выявлять
фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития
представлений о нравственном идеале русского народа; осмысление
ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных
смыслов в произведениях о сибирском крае и русском поле;
•

развитие представлений о богатстве русской литературы и

культуры в контексте культур народов России; русские национальные
традиции в произведениях о православном праздновании Пасхи и о русских
умельцах и мастерах;
•

развитие представлений о русском национальном характере,

истоках русского патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины;
о загадках русской души; взрослых проблемах, которые приходится решать
подросткам; об уникальности русского языка и родной речи;
•

развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и

литературного

текста

по

предложенному

плану

и

воспринимать

художественный текст как послание автора читателю, современнику и
потомку; создавать историко-культурные комментарии и собственные тексты
интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики
героев, ответа на проблемный вопрос; под руководством учителя сопоставлять
произведения словесного искусства с произведениями других искусств;
самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие
умений

самостоятельной

проектно-исследовательской

деятельности

и

оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками
информации и овладения основными способами её обработки и презентации.
Четвёртый год обучения.
•

развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое

своеобразие произведений о легендарных героях земли русской для развития
представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление
20

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных
смыслов в произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке
Волге;
•

развитие представлений о богатстве русской литературы и

культуры в контексте культур народов России; русские национальные
традиции в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве
душ русских людей;
•

развитие представлений о русском национальном характере в

произведениях о войне; о русском человеке как хранителе национального
сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии;
•

развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический анализ

фольклорного и литературного текста самостоятельно и воспринимать
художественный текст как послание автора читателю, современнику и
потомку; создавать развернутые историко-культурные комментарии и
собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа
эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять
произведения словесного искусства с произведениями других искусств;
самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие
умений

самостоятельной

проектно-исследовательской

деятельности

и

оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками
информации и овладения основными способами её обработки и презентации.
Пятый год обучения.
•

развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое

своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне
1812 года для развития представлений о нравственных идеалах русского
народа; осмысление ключевых для русского национального сознания
культурных и нравственных смыслов в произведениях об образе Петербурга и
российской степи в русской литературе;
21

•

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

развитие представлений о богатстве русской литературы и

культуры в контексте культур народов России; русские национальные
традиции в произведениях об августовских Спасах и о родительском доме как
вечной ценности;
•

развитие представлений о русском национальном характере в

произведениях о Великой Отечественной войне; о судьбах русских
эмигрантов в литературе Русского Зарубежья; о нравственных проблемах в
книгах о прощании с детством;
•

развитие

умений

осознанно

воспринимать

художественное

произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле
собственных читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и
идейно-эстетический анализ художественного текста; создавать развернутые
историко-культурные

комментарии

и

собственные

тексты

интерпретирующего характера в различных форматах; самостоятельно
сопоставлять произведения словесного искусства и его воплощение в других
искусствах; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения,
определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской
деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными
источниками информации и овладения различными способами её обработки и
презентации.

22

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»
Первый год обучения

Введение. Значимость чтения и изучения родной литературы для
дальнейшего развития человека.
Славянская мифология
Из литературы XIX века
Русские басни.
Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья».
Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность.
Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность.
Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль.
В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство
и выразительность языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго –
своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейнохудожественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и
авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи
действующих лиц.
Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о
писателе. Образы и сюжет сказки. Социально-нравственная проблематика
произведения. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и
взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Мир
глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире);
своеобразие языка.
Сочинение "Зло и добро в сказке".
Из литературы XX века
Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе.
Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских
23

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык
сказки.
В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви». Краткие
сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность.
Особенности жанра. Значение финала.
Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе.
Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за
родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы
главных героев, своеобразие языка.
Сочинение " Мир глазами ребёнка".
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о
писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое
детство; сострадание,
состояние

персонажей.

чуткость,

доброта). Нравственно-эмоциональное

Выразительные

средства

создания

образов.

Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.
В.Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о писателе.
Тема природы и приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке.
Цельность произведения, взаимосвязанность всех элементов повествования,
глубина раскрытия образа. Особенности языка писателя.
Родная природа в произведениях поэтов XX века
В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о
поэте. Образная система, художественное своеобразие стихотворения.
Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние лирического
героя. Выразительные средства создания образов.
М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…»
Краткие сведения о поэте. Непревзойдённый мастер слова. Чудесное описание
природы. Умение видеть природу, наблюдать и понимать её красоту. Единство
человека и природы. Практикум выразительного чтения.
Творчество писателей и поэтов Урала (по выбору учителя).

24

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

Второй год обучения
Введение Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Литературная сказка.
Н.Д.

Телешов.

«Белая

цапля».

Назначение

человека

и

его

ответственность перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в
сказке.
Из литературы ХIХ века
А.С. Пушкин. «Выстрел». Мотивы поступков героев повести. Чувство
мести, милосердие, благородство.
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов»,
«Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких
испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое
нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести
героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».
Поэтический образ Родины. И. С. Никитин. «Русь»; М. Ю. Лермонтов.
«Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой.
«Край ты мой, родимый край». Автор и его отношение к родине в строках
лирических стихов.
Из литературы ХХ века
Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны». Главы «Где искать
спасения?», «На Андрюшкин остров», «Война вокруг нас кружит…» (или
другие по выбору учителя). Драматическая история жителей полесской
деревушки, война и дети. Смелость, мужество героев, глубокая вера в
человека, в его лучшие душевные качества.
А.П. Гайдар. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести,
отношения взрослых и детей, тимуровское движение.
Сочинение «Тимуровцы сейчас?»
25

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

Стихи о прекрасном и неведомом. А. Блок «Ты помнишь, в нашей
бухте сонной...», Н. Гумилёв «Жираф», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов
«Почему-то в детстве...».
А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа.
Почему семья нужна человеку? Необходимость бережного отношения к
близким.
А.В. Масс. «Сказка о черноокой принцессе», «Сочинение на тему:
«Моя подруга» (по выбору учителя). Духовно-нравственная проблематика
рассказов. Позиция автора.
Ю. Кузнецова. «Помощница ангела». Взаимопонимание детей и
родителей. Доброта и дружба.
Сочинение

«Нравственные

уроки

произведений

современной

литературы».
Творчество писателей и поэтов Урала (по выбору учителя).
Третий год обучения
Введение Значение художественного произведения в культурном
наследии России. Роль родного слова в формировании личности человека.
Из литературы XVIII века
И. И.Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская
басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака»,
«Три

льва»,

«Отец

с

сыном».

Аллегория

как

основное

средство

художественной выразительности в баснях.
Из литературы XIX века
Ф.Н.Глинка. Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте, высоко
оценённом А.С.Пушкиным. Основные темы, мотивы. Стихотворения
«Москва», «К Пушкину»
К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика
рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.

26

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

В.М.Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и
готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал».
Из литературы XX – XXI века
А. Т.Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя.
О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный
смех Аркадия Аверченко.
Ю.М.Нагибин.

Основные

вехи

биографии

Ю.М.Нагибина.

Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о
большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича
Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя)
В.О.Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ
«Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг
речников.
Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча
«Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении.
В.Н.Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания
на страницах произведения «Женя Касаткин».
Сочинение "Уроки жалости и скорби в русской литературе."
С.А.Баруздин. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный
протест, истинная и ложная красота. Мой ровесник на страницах произведения
«Тринадцать лет».
А.В. Масс. Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа
«Расскажи про Иван Палыча».
Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини
произведения: красота внутренняя и внешняя.
Е.А. Евтушенко. Краткая биография. Стихотворение «Картинка
детства». Взгляд на вопросы нравственности.
Творчество писателей и поэтов Урала (по выбору учителя)
27

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

Четвертый год обучения

Введение. Родная литература как способ познания жизни.
Из древнерусской литературы. Рассказы русских летописей XII–XIV
веков (по выбору учителя). Образное отражение жизни в древнерусской
литературе. «Гнездо орла».
Из литературы XVIII века
Карамзин Н.М. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства
Российского».
Из литературы XIX века
Бестужев-Марлинский А.А. "Вечер на бивуаке". Лицемерие и эгоизм
светского общества и благородство чувств героя рассказа.
Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в
стихотворении «Водопад». Звукопись.
Гаршин

В.М.

"То,

чего

не

было".

Аллегорический

смысл

лирикофилософской новеллы. Мастерство иносказания.
Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…»
Поэтические традиции XIX века в творчестве А.Н. Апухтина.
Чарская Л.А. Гимназистки. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и
непонимания в рассказе. Ранимость души подростка.
Сочинение «Глубина человеческих чувств и способы их выражения в
литературе»
Из литературы XX века
Пантелеев Л. «Главный инженер». Образы детей в произведениях о
Великой Отечественной войне. Жажда личного подвига во имя победы. Или
Васильев Б.П. «Завтра была война». Образы подростков в произведениях о
Великой Отечественной войне.
Рождественский Р.И. Стихотворения. Величие духа «маленького
человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…»
Пермяк Е.А. «Ужасный почерк». Жизненная позиция героя рассказа.

28

Яковлев

Ю.Я.

«Рыцарь

Вася».

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

Благородство

как

следование

внутренним нравственным идеалам.
Козлов В.Ф. Рассказ «Сократ мой друг». Поступок героя как отражения
характера.
Романова Л. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество
подростков в современном мире.
Сочинение по творчеству данных писателей (по выбору учителя).
Практикум выразительного чтения.
Ю. Левитанский «Диалог у новогодней ёлки», Б. Окуджава «Песенка о
ночной Москве», А. Макаревич «Пока горит свеча». Мотив одиночества в
лирике.
Творчество писателей и поэтов Урала (по выбору обучающихся и
учителя)
Пятый год обучения
Введение. Прогноз развития литературных традиций.
Из русской литературы XVIII века
Н. М. Карамзин «Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы
русского романтического направления XVIII века. Тема трагической любви.
Мотив вселенского одиночества.
Из литературы XIX века
Поэтические традиции XIX века в творчестве А.Н. Апухтина. Апухтин
А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…».

Анализ

стихотворения
Л.Н. Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия
народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три
старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и
проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору).
29

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

А.П. Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в
рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы.
Нравственное перерождение героини.
Из литературы XX века
Традиции литературы XX века. Малый эпический жанр.
А. М. Горький «Макар Чудра». Герои неоромантизма.
А.И. Куприн «Живое и мертвое» в рассказе Куприна А.И. «Габринус».
Две героини, две судьбы.
Ю.П. Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная
жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма.
К.Д. Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая
нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.
В. Быков Повесть «Обелиск». Образы подростков в произведениях о
Великой Отечественной войне.
Из современной русской литературы
Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о
человеке, природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.
Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора.
(Анализ отдельных миниатюр цикла по выбору).
Распутин В.Г. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия.
Две героини, две судьбы.
Т.Н. Толстая «Соня» Мотив времени. Тема нравственного выбора.
Символические образы.
В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки).
Традиции русской классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция.
Средства выражения авторской позиции. Психологический параллелизм как
сюжетно-композиционный принцип. Красота вокруг нас. Умение замечать
прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры, мировоззрение (анализ
миниатюр по выбору).

30

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя.
Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны.
Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно
закончившейся войны.
Захар Прилепин «Белый квадрат». Нравственное взросление героя
рассказа.
Проблемы

памяти,

долга,

ответственности,

непреходящей

человеческой жизни в изображении писателя.
Рождественский Р.И. Величие духа «маленького человека» в
стихотворении «На земле безжалостно маленькой…».
Творчество писателей и поэтов Урала. Любовь к малой родине (по
выбору обучающихся и учителя).

31

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

Тематическое планирование учебного предмета «Родная литература
(русская)»
87 часов
№
пп

Раздел
5 класс
Введение.
Из русской литературы XIX века
Из русской литературы XX века
Родная природа в произведениях поэтов XX века
Творчество писателей и поэтов Урала
Итого
8 класс
Введение.
Из русской литературы XVIII века
Из русской литературы XIX века
Из русской литературы XX–XXI века
Творчество писателей и поэтов Урала
Итого
9 класс
Введение. Прогноз развития литературных традиций
Из русской литературы XVIII века

Кол-во часов
5
7
16
3
4
35
1
4
9
18
4
35
1
1

Из русской литературы XIX века

2

Из русской литературы XX века
Из современной русской литературы
Творчество писателей и поэтов Урала
Итого

8
4
1
17

32

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».