РП Изобразительное искусство ООО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
городского округа Заречный «Средняя общеобразовательная школа №2»

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом Школы
от 30 августа 2021 года протокол №8

УТВЕРЖДЕНО
Приказом от 31 августа 2021 года
№74/од

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету: Изобразительное искусство
Уровень образования: Основное общее образование
Количество часов: 105 часов
Учитель: Косвинцева Ангелина Викторовна
Программа разработана на основе:
273-ФЗ

Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N
1897)
Примерной программы учебного предмета Изобразительное искусство,
включенной в содержательный раздел примерной основной образовательной программы
основного общего образования
Рабочих программ авторов учебно-методического комплекта по учебному
предмету:
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под
ред. Б.М. Неменского. 5-8 классы. – М.: Просвещение, 2014.

Заречный
2021

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»

Личностными результатами изучения учебного предмета
«Изобразительное искусство» являются:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных

ценностей

многонационального

российского

общества;

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3)

формирование

современному

уровню

целостного
развития

мировоззрения,
науки

и

соответствующего

общественной

практики,

учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
2

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных

проблем

нравственных

на

чувств

и

основе

личностного

нравственного

выбора,

поведения,

формирование
осознанного

и

ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному

уровню

экологического

мышления,

развитие

опыта

экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.

3

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

Метапредметными результатами изучения учебного предмета

«Изобразительное искусство» являются следующие умения и навыки:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления

осознанного

выбора

в

учебной

и

познавательной

деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
4

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.

5

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

Предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное
искусство» на уровне основного общего образования
Выпускник научится:
•

характеризовать особенности уникального народного искусства,

семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица,
солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских
образов;
•

раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение

в народном искусстве и в современной жизни;
•

создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

•

создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

•

определять специфику образного языка декоративно-прикладного

искусства;
•

создавать

самостоятельные

варианты

орнаментального

построения вышивки с опорой на народные традиции;
•

создавать

эскизы

народного

праздничного

костюма,

его

отдельных элементов в цветовом решении;
•

умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства,

принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и
декора (на доступном для данного возраста уровне);
•

выстраивать

декоративные, орнаментальные

композиции

в

традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели,
Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных
или геометрических элементов;
•

владеть практическими навыками выразительного использования

фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в
конкретном
композиций;

материале

плоскостных

или

объемных

декоративных
6

•

распознавать

и

называть

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

игрушки

ведущих

народных

художественных промыслов; осуществлять собственный художественный
замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и
украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
•

характеризовать

основы

народного

орнамента;

создавать

орнаменты на основе народных традиций;
•

различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

•

различать национальные особенности русского орнамента и

орнаментов других народов России;
•

находить общие черты в единстве материалов, формы и декора,

конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях
народных и современных промыслов;
•

различать

и

характеризовать

несколько

народных

художественных промыслов России;
•

называть пространственные и временные виды искусства и

объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов
искусства;
•

классифицировать

жанровую

систему

в

изобразительном

искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания
изменений видения мира;
•

объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и

содержанием изображения;
•

композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с

различными художественными материалами;
•

создавать образы, используя все выразительные возможности

художественных материалов;
•

простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных

отношений;
7

•

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых

предметов (кухонная утварь);
•

изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение

простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
•

создавать

линейные

изображения

геометрических

тел

и

натюрморт с натуры из геометрических тел;
•

строить изображения простых предметов по правилам линейной

перспективы;
•

характеризовать

освещение

как

важнейшее

выразительное

средство изобразительного искусства, как средство построения объема
предметов и глубины пространства;
•

передавать с помощью света характер формы и эмоциональное

напряжение в композиции натюрморта;
•

творческому опыту выполнения графического натюрморта и

гравюры наклейками на картоне;
•

выражать цветом в натюрморте собственное настроение и

переживания;
•

рассуждать

о

разных

способах

передачи

перспективы

в

изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих
смыслов;
•

применять перспективу в практической творческой работе;

•

навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках

наблюдаемого;
•

навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя

правила линейной и воздушной перспективы;
•

видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость

цветового состояния и настроения в природе;
•

навыкам создания пейзажных зарисовок;
8

•

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс,

воздушная перспектива;
•

пользоваться правилами работы на пленэре;

•

использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и

представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством
эмоциональной выразительности живописного произведения;
•

навыкам

композиции,

наблюдательной

перспективы

и

ритмической организации плоскости изображения;
•

различать основные средства художественной выразительности в

изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и
др.);
•

определять композицию как целостный и образный строй

произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения,
соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его
метафорическом смысле;
•

пользоваться

графическими

красками

материалами

(гуашь,

(карандаш,

акварель),

тушь),

обладать

несколькими
первичными

навыками лепки, использовать коллажные техники;
•

различать

и

характеризовать

понятия:

эпический

пейзаж,

романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
•

различать и характеризовать виды портрета;

•

понимать и

характеризовать основы

изображения

головы

человека;
•

пользоваться навыками работы с доступными скульптурными

материалами;
•

видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения

пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с
натуры, по представлению, по памяти;
9

•

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными

навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
•

использовать графические материалы в работе над портретом;

•

использовать образные возможности освещения в портрете;

•

пользоваться правилами схематического построения головы

человека в рисунке;
•

называть имена выдающихся русских и зарубежных художников-

портретистов и определять их произведения;
•

навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений

фигуры человека;
•

навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного

образа;
•

навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;

•

рассуждать

(с

опорой

на

восприятие

художественных

произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости
образа человека в истории искусства;
•

приемам выразительности при работе с натуры над набросками и

зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические
материалы;
•

характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный

и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над
жизнью;
•

объяснять

понятия

«тема»,

«содержание»,

«сюжет»

в

произведениях станковой живописи;
•

изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы

над эскизом;
•

узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая

живопись»;
10

•

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно-

тематической картины;
•

характеризовать исторический жанр как идейное и образное

выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его
мировоззренческих позиций и идеалов;
•

узнавать и характеризовать несколько классических произведений

и называть имена великих русских мастеров исторической картины;
•

характеризовать значение тематической картины XIX века в

развитии русской культуры;
•

рассуждать о значении творчества великих русских художников в

создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа
национальной истории;
•

называть имена нескольких известных художников объединения

«Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
•

творческому опыту по разработке и созданию изобразительного

образа на выбранный исторический сюжет;
•

творческому опыту по разработке художественного проекта –

разработки композиции на историческую тему;
•

творческому опыту создания композиции на основе библейских

сюжетов;
•

представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе

сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в
культуре;
•

называть имена великих европейских и русских художников,

творивших на библейские темы;
•

узнавать и характеризовать произведения великих европейских и

русских художников на библейские темы;
•
общества;

характеризовать роль монументальных памятников в жизни
11

•

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

рассуждать об особенностях художественного образа советского

народа в годы Великой Отечественной войны;
•

описывать и характеризовать выдающиеся монументальные

памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
•

творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому

историческому событию или историческому герою;
•

анализировать

художественно-выразительные

средства

произведений изобразительного искусства XX века;
•

культуре зрительского восприятия;

•

характеризовать временные и пространственные искусства;

•

понимать разницу между реальностью и художественным

образом;
•

представлениям

об

искусстве

иллюстрации

и

творчестве

известных иллюстраторов книг. И. Я. Билибин. В. А. Милашевский. В. А.
Фаворский;
•

опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы

графическими материалами;
•

собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер

одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.
д.);
•

представлениям об анималистическом жанре изобразительного

искусства и творчестве художников-анималистов;
•

опыту художественного творчества по созданию стилизованных

образов животных;
•

систематизировать и характеризовать основные этапы развития и

истории архитектуры и дизайна;
•

распознавать объект и пространство в конструктивных видах

искусства;
•

понимать сочетание различных объемов в здании;

12

•

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

понимать единство художественного и функционального в вещи,

форму и материал;
•

иметь общее представление и рассказывать об особенностях

архитектурно-художественных стилей разных эпох;
•

понимать тенденции и перспективы развития современной

архитектуры;
•

различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;

•

характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна

в пространстве городской среды;
•

понимать

плоскостную

композицию

как

возможное

схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
•

осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда

точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
•

применять

в

создаваемых

пространственных

композициях

доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
•

применять навыки формообразования, использования объемов в

дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
•

создавать композиционные макеты объектов на предметной

плоскости и в пространстве;
•

создавать практические творческие композиции в технике

коллажа, дизайн-проектов;
•

получать представления о влиянии цвета на восприятие формы

объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет
расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
•

приобретать общее представление о традициях ландшафтно-

парковой архитектуры;
•

характеризовать основные школы садово-паркового искусства;

•

понимать основы краткой истории русской усадебной культуры

XVIII–XIX веков;

13

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

•

называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;

•

понимать основы краткой истории костюма;

•

характеризовать

и

раскрывать

смысл

композиционно-

конструктивных принципов дизайна одежды;
•

применять

навыки

сочинения

объемно-пространственной

композиции в формировании букета по принципам икэбаны;
•

использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой,

природными

материалами

в

процессе

макетирования

архитектурно-

ландшафтных объектов;
•

отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный

композиционный замысел;
•

использовать графические навыки и технологии выполнения

коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов
одежды;
•

узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего

Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;
•

различать итальянские и русские традиции в архитектуре

Московского

Кремля.

Характеризовать

и

описывать

архитектурные

особенности

древнерусской

особенности соборов Московского Кремля;
•

различать

и

характеризовать

иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в
общественной, духовной и художественной жизни Руси;
•

узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;

•

характеризовать

особенности

церкви

Вознесения

в

селе

Коломенском и храма Покрова-на-Рву;
•

раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII

веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;

14

•

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

работать над проектом (индивидуальным или коллективным),

создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным
темам;
•

различать стилевые особенности разных школ архитектуры

Древней Руси;
•

создавать с натуры и по воображению архитектурные образы

графическими материалами и др.;
•

работать над эскизом монументального произведения (витраж,

мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный
язык при моделировании архитектурного пространства;
•

сравнивать,

сопоставлять

и

анализировать

произведения

живописи Древней Руси;
•

рассуждать о значении художественного образа древнерусской

культуры;
•

ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений

изобразительного искусства и архитектуры XVIII–XIX веков;
•

использовать в речи новые термины, связанные со стилями в

изобразительном искусстве и архитектуре XVIII–XIX веков;
•

выявлять

и

называть

характерные

особенности

русской

портретной живописи XVIII века;
•

характеризовать признаки и особенности московского барокко;

•

создавать

разнообразные

творческие

работы

(фантазийные

конструкции) в материале.
Выпускник получит возможность научиться:
•

активно использовать язык изобразительного искусства и

различные художественные материалы для освоения содержания различных
учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

15

•

владеть

диалогической

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

формой

коммуникации,

уметь

аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного
искусства;
•

различать

и

передавать

в

художественно-творческой

деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к
природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности,
выраженные в главных темах искусства;
•

выделять признаки для установления стилевых связей в процессе

изучения изобразительного искусства;
•

понимать специфику изображения в полиграфии;

•

различать формы полиграфической продукции: книги, журналы,

плакаты, афиши и др.);
•

различать и характеризовать типы изображения в полиграфии

(графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
•

проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и

•

создавать художественную композицию макета книги, журнала;

•

называть имена великих русских живописцев и архитекторов

др.;

XVIII–XIX веков;
•

называть и характеризовать произведения изобразительного

искусства и архитектуры русских художников XVIII–XIX веков;
•

называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII

века и определять скульптурные памятники;
•

называть

имена

выдающихся

художников

«Товарищества

передвижников» и определять их произведения живописи;
•

называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов

XIX века и определять произведения пейзажной живописи;
•

понимать особенности исторического жанра, определять

произведения исторической живописи;

16

•

активно

аргументированно

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

воспринимать

произведения

анализировать разные уровни

искусства

и

своего восприятия,

понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира,
присущую произведениям искусства;
•

определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть

памятники архитектуры модерна;
•

использовать навыки формообразования, использования объемов

в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать
композиционные

макеты

объектов

на

предметной

плоскости

и в

пространстве;
•

называть имена выдающихся русских художников-ваятелей

второй половины XIX века и определять памятники монументальной
скульптуры;
•

создавать разнообразные творческие работы (фантазийные

конструкции) в материале;
•

узнавать основные художественные направления в искусстве XIX

и XX веков;
•

узнавать,

называть

основные

художественные

стили

в

европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;
•

осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в

собственной

художественно-творческой

деятельности,

создавать

выразительные образы;
•

применять творческий опыт разработки художественного

проекта – создания композиции на определенную тему;
•

понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном

искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
•

характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А.

Гауди;
17

•

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

создавать с натуры и по воображению архитектурные образы

графическими материалами и др.;
•

работать над эскизом монументального произведения (витраж,

мозаика, роспись, монументальная скульптура);
•

использовать

выразительный

язык

при

моделировании

архитектурного пространства;
•

характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и

России;
•

получать представления об особенностях художественных

коллекций крупнейших музеев мира;
•

использовать навыки коллективной работы над объемно-

пространственной композицией;
•

понимать основы сценографии как вида художественного

творчества;
•

понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского

перевоплощения;
•

называть имена российских художников (А. Я. Головин, А. Н.

Бенуа, М. В. Добужинский);
•

различать особенности художественной фотографии;

•

различать

выразительные

средства

художественной

фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
•

понимать изобразительную природу экранных искусств;

•

характеризовать

принципы

киномонтажа

в

создании

художественного образа;
•

различать понятия: игровой и документальный фильм;

•

называть имена мастеров российского кинематографа. С. М.

Эйзенштейн. А. А. Тарковский. С. Ф. Бондарчук. Н. С. Михалков;
•

понимать основы искусства телевидения;
18

•

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

понимать различия в творческой работе художника-живописца и

сценографа;
•

применять полученные знания о типах оформления сцены при

создании школьного спектакля;
•

применять в практике любительского спектакля художественно-

творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из
доступных материалов;
•

добиваться в практической работе большей выразительности

костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
•

использовать

элементарные

навыки

основ

фотосъемки,

осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как
художественно-выразительных средств фотографии;
•

применять в своей съемочной практике ранее приобретенные

знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
•

пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при

исправлении отдельных недочетов и случайностей;
•

понимать и объяснять синтетическую природу фильма;

•

применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла

фильма;
•

применять полученные ранее знания по композиции и построению

•

использовать первоначальные навыки операторской грамоты,

кадра;
техники съемки и компьютерного монтажа;
•

применять сценарно-режиссерские навыки при построении

текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей
компьютерной анимации;
•

смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского,

монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;
19

•

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

использовать опыт документальной съемки и тележурналистики

для формирования школьного телевидения;
•

реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту

в практике создания видео-этюда.

20

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

Содержание учебного предмета
Программа

учебного

предмета

«Изобразительное

искусство»

ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного
наследия,

умения

ориентироваться

в

различных

сферах

мировой

художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных
представлений

об

исторических

традициях

и

ценностях

русской

художественной культуры.
В программе предусмотрена практическая художественно-творческая
деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа
включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств
– живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и
декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства.
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на
предмет «Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что
искусство

в

нем

рассматривается

как

особая

духовная

сфера,

концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и
нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из народного
искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих
по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.
В программу включены следующие основные виды художественнотворческой деятельности:


ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;



изобразительная

деятельность

(основы

художественного

изображения);


декоративно-прикладная

деятельность

(основы

народного

и

декоративно-прикладного искусства);


художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и

архитектуры);
21



Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.

Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими
предметами является художественный образ, созданный средствами разных
видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах
художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на
освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование),
освоении практического применения знаний и основано на межпредметных
связях с предметами: «История России», «Обществознание», «География»,
«Математика», «Технология».
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими
предметами является художественный образ, созданный средствами разных
видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах
художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на
освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование), освоении практического применения знаний и основано на
межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание»,
«География», «Математика», «Технология».
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник
самобытной красоты
Солярные

знаки

(декоративное

изображение

и

их

условно-

символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская
изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада
крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа
декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный
художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их
символическое значение. Различие национальных особенностей русского
22

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных
игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное,
стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство
Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа,
роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в
народном искусстве.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в
изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного
искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества.
Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет.
Основы

цветоведения.

Композиция.

Натюрморт.

Понятие

формы.

Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм
окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и
тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения
перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и
художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А.
Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в
портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А.
Тропинин,

И.Е.

Репин,

И.Н.

Крамской,

В.А.

Серов).

Портрет

в

изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры
человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело
Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры
человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о

23

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М.
Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической
картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве
(Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти).
Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне,
Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н.
Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века
(К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир
искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из
жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в
изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной
войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли.
Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников,
В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А.
Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И.
Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративноприкладного искусства. Стилизация изображения животных.
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в
организации предметно – пространственной среды жизни человека. От
плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание
различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы
здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство
художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в
архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле
Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.
Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и
24

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового
искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство
флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн
моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы
дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура России XI–XVII вв.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность,
обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси.
Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси.
Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи
(Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля.
Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском,
Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века»
(парсуна). Московское барокко.
Искусство полиграфии
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической
продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы
изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное
фотографическое).

Искусство

шрифта.

Композиционные

основы

макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги,
рекламы, открытки, визитной карточки и др.
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном
искусстве и архитектуре XVIII–XIX вв.
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов,
Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры
стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди).
Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская
классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский).
Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А.
25

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И.
Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К.
Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр
(В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей
в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О.
Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн,
авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль
модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные
музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея).
Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская
галерея,

Музей

изобразительных

искусств

имени

А.С.

Пушкина).

Художественно-творческие проекты.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и
художественная фотография
Роль

изображения

в

синтетических

искусствах.

Театральное

искусство и художник. Сценография – особый вид художественного
творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века
(А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественнотворческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве
фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные
средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.).
Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа
экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж.
Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме
(ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный
фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер,
26

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М.
Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное
изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и
др.). Художественно-творческие проекты.

27

Приложение №1
к Основной образовательной программе
основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

Тематическое планирование учебного предмета
105 часов

Раздел

Тема

Кол-во
часов

5 класс
Декоративноприкладное
искусство в
жизни человека

Древние корни народного искусства

8

Связь времен в народном искусстве

9

Декор, человек, общество, время

10

Современное декоративное искусство
6 класс
Виды изобразительного искусства и основы образного
Виды
языка
изобразительного
Мир наших вещей. Натюрморт
искусства и
основы
Вглядываясь в человека. Портрет
образного языка
Человек и пространство в изобразительном искусстве
7 класс
Художник — дизайн — архитектура. Искусство
композиции — основа дизайна и архитектуры
В мире вещей и зданий. Художественный язык
Дизайн и
конструктивных искусств.
архитектура в
Город и человек. Социальное значение дизайна и
жизни человека
архитектуры как среды жизни человека.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и
индивидуальное проектирование.

8
10
8
9
8
8
9
8
10

28

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».