Паспорт программы Название программы Автор-составитель Направленность Форма реализации Срок реализации Возраст обучающихся Краткая аннотация Увлекательная кулинария Косвинцева Ангелина Викторовна Социально-гуманитарная Очная 1 год 12-15 лет Программа курса содержит материал, который вызывает познавательный интерес учащихся к традициям здорового питания, технологиям обработки продуктов, грамотному приготовлению и хранению блюд. Цель программы: содействие успешной социализации учащихся путем приобретения ими специальных знаний, умений и навыков в области кулинарного искусства, формирование навыков здорового образа жизни. Задачи: Обучающие: - познакомить учащихся с историей кулинарии, историей национальных кухонь с точки зрения здорового и рационального питания, - познакомить с организацией труда и техникой безопасности при приготовлении пищи; - обучить технологии приготовления блюд русской и других национальных кухонь; - обучить оформлению и подаче блюд, сервировке стола. Развивающие: - пробудить интерес к кулинарному искусству у учащихся; - развить творческую активность через вовлечение каждого учащегося в процесс освоения кулинарного мастерства; - развить эстетическое восприятие и творческое воображение. Воспитательные: - воспитать целеустремленность, настойчивость и последовательность деятельности; - воспитать самостоятельность, аккуратное и качественное выполнение своей работы; - привить навыки работы в группе; - формировать любовь и уважение к кулинарным традициям русской и другим национальным кухням. Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; — ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные; — оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия; Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения: — характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; — использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями; — общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; — анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; Предметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения: — ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания кухонь народов мира, сознательно выбирая наиболее полезные; — применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья. По окончании прохождения программы учащиеся должны иметь представление: • о культурных ценностях национальных кухонь; • о рациональном питании; • о способах обработки продуктов; • об организации труда при приготовлении пищи, экономического расчёта. Должны знать: • о культуре труда; • пищевой ценности продуктов; • правила санитарии, гигиены, безопасной работы с инструментами и электрооборудованием • виды и кулинарные свойства продуктов; • основы технологии приготовления пищи; • о правилах сервировке стола; • об основах рационального питания; • о физиологии питания. Должны уметь: • осуществлять поиск необходимой информации в области кулинарии; • определять количество продуктов и выполнять технологические операции по обработке продуктов с соблюдением безопасных приёмов работы; • работать с кухонным оборудованием; • определять качество продуктов; • планировать работу; • выполнять сервировку стола; • правильно выбирать способы обработки продуктов; • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни. Содержание блока «Введение» предусматривает ознакомление учащихся с правилами техники безопасности при проведении кулинарных работ, физиологией питания, этикетом за столом, сервировкой стола. Общими сведениями о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для кулинарных работ. Содержание блока «Холодные блюда и закуски» предусматривает ознакомление учащихся с видами холодных блюд, способами их приготовления. Оформлением и подачи на стол. Видами бутербродов. Технологией приготовления. Подача готовых блюд. Требованием к качеству готовых блюд. Условиям и срокам хранения. Содержание блока «Первые блюда» предусматривает ознакомление учащихся с приготовлением первых блюд. Знакомство с технологией приготовления супов. Подача готовых блюд. Требованием к качеству готовых блюд. Условиям и срокам хранения. Содержание блока «Изделия из мяса» предусматривает ознакомление учащихся с видами домашней птицы и животных. Блюдами из птицы и мяса. Определение качества птицы и мяса. Первичная обработка птицы и мяса. Видами тепловой обработки, применяемые при приготовлении блюд из птицы и мяса. Разделка птицы и мяса для приготовления блюд и украшение перед подачей к столу. Время приготовления и способы определения готовности кулинарных блюд. Оформление готовых блюд при подаче к столу. Условиям и срокам хранения. Содержание блока «Изделия из яиц и творога» предусматривает ознакомление учащихся со значением яиц и творога в питании человека. Использование в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами и творогом. Технологией приготовления блюд из яиц и творога. Требованием к качеству готовых блюд. Подача готовых блюд. Условиям и срокам хранения. Содержание блока «Изделия из теста» предусматривает ознакомление учащихся с видами теста. Рецептурой и технологией приготовления теста с различными видами разрыхлителей. Влияние соотношения компонентов теста на качество готовых изделий. Видами начинок и украшений для изделий из теста. Технологией приготовления. Требованием к качеству готовых блюд. Условиям и срокам хранения. Содержание блока «Сладкие блюда» предусматривает ознакомление учащихся с продуктами, необходимыми для приготовления муссов и желе. С желирующими веществами. Технология приготовления желе и муссов. Требованием к качеству готовых блюд. Условиям и срокам хранения. Дата по плану 1 - ая четверть. 1 № 2 3 4 5 6 7 8 2 - ая четверть. 9 10 11 12 13 14 Дата по факту Темы разделов и занятий Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Сервировка стола. Правила поведения за столом. Холодные закуски. Весёлые бутерброды. Первые блюда. Суп-пюре из сезонных овощей. Холодные салаты. Салат «Мимоза» Вторые блюда. Картофель отварной с грибами. Изделия из теста. Оладьи из кабачков. Изделия из теста. Пирожки с малиной. Изделия из теста. Манник. Холодные блюда. Уральская окрошка. Первые блюда. Суп-пюре грибной. Вторые блюда. Пельмени. Изделия из теста. Чак-чак. Изделия из теста. Шаньги. Изделия из теста. Уральское печенье. Кол-во занятий (П) 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Кол-во занятий (Ф) 15 3 - ья четверть. 16 17 18 19 20 21 22 23 24 4 - ая четверть. 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Новогодний кулинарный поединок. 2 Белорусская кухня. Драники. Украинская кухня. Вареники. Украинская кухня. Борщ. Башкирская кухня. Манты. Восточное блюдо. Шаурма. Торт «Битое стекло. Американская кухня. Салат Цезарь. Итальянская кухня. Паста. Испанская кухня. Суп гаспачо. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Греческая кухня. Хворост. Итальянская кухня. Пицца. Английская кухня. Шарлотка. Японская кухня. Роллы. Американская кухня. Гамбургеры. Американская кухня. Маффины. Американская кухня. Панкейки. Французский десерт. Меренги. Сладкие напитки. Коктейли. Кулинарный поединок. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 ИТОГО 68 занятий