РП Основы финансовой грамотности СОО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
городского округа Заречный «Средняя общеобразовательная школа №2»

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом Школы
от 30 августа 2021 года протокол №8

УТВЕРЖДЕНО
Приказом от 31 августа 2021 года
№74/од

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса: Основы финансовой грамотности
Уровень образования: Среднее общее образование
Количество часов: 35 часов
Учитель: Соловьев Игорь Григорьевич
Программа разработана на основе:
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №
273-ФЗ
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413)
Рабочих программ авторов учебно-методического комплекта по учебному
предмету:
Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации с примером
рабочих программ: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. В. Чумаченко, А. П.
Горяев. – М.: Просвещение, 2017

Заречный
2021

Приложение 1
к Основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы
финансовой грамотности»
Личностными результатами изучения учебного предмета «Основы
финансовой грамотности» являются:
в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию
себя:
–

ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию

позитивных

жизненных

перспектив,

инициативность,

креативность,

готовность и способность к личностному самоопределению, способность
ставить цели и строить жизненные планы;
–

готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную

жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
–

готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного

достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям
прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных
ценностей и достижений нашей страны;
–

готовность

и

способность

обучающихся

к

саморазвитию

и

самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании,
занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
–

принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа

жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
–

неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,

наркотиков.
в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
2

Приложение 1
к Основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

–

российская идентичность, способность к осознанию российской

идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите;
–

уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,

гордости

за

свой

край,

свою

Родину,

прошлое

и

настоящее

многонационального народа России, уважение к государственным символам
(герб, флаг, гимн);
–

формирование уважения к русскому языку как государственному языку

Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
–

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям

народов, проживающих в Российской Федерации.
в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому
обществу:
–

гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного

члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
–

признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые

принадлежат

каждому

от

рождения,

готовность

к

осуществлению

собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц,
готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии

с

Конституцией

Российской

Федерации,

правовая

и

политическая грамотность;
3

Приложение 1
к Основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

–

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки

и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
–

интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности,

готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации;
–

готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии

решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных
формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно
значимой деятельности;
–

приверженность

взаимопомощи

идеям

народов;

интернационализма,

воспитание

дружбы,

уважительного

равенства,

отношения

к

национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
–

готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма,

национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям.
в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
–

нравственное

сознание

и

поведение

на

основе

усвоения

общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
–

принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и

доброжелательное

отношение

к

другому

человеку,

его

мнению,

мировоззрению;
4

Приложение 1
к Основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

–

способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения

к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам;

бережное,

ответственное

и

компетентное

отношение

к

физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать
первую помощь;
–

формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том

числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных
чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
–

развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми

младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе,
художественной культуре:
–

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития

науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству,
владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об
устройстве мира и общества;
–

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,

на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
–

экологическая культура, бережное отношения к родной земле,

природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды,
ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки
разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
5

Приложение 1
к Основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
–

эстетическое

отношения

к

миру,

готовность

к

эстетическому

обустройству собственного быта.
в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе
подготовка к семейной жизни:
–

ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного

принятия ценностей семейной жизни;
–

положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),

интериоризация традиционных семейных ценностей.
в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
–

уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей

собственности,
–

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации

собственных жизненных планов;
–
как

готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности
к

возможности

участия

в

решении

личных,

общественных,

государственных, общенациональных проблем;
–

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым

достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к
разным видам трудовой деятельности;
–

готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение

домашних обязанностей.
в сфере физического, психологического, социального и академического
благополучия обучающихся:

6

Приложение 1
к Основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

–

физическое,

эмоционально-психологическое,

социальное

благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение
детьми безопасности и психологического комфорта, информационной
безопасности.

7

Приложение 1
к Основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

Метапредметными результатами изучения учебного предмета «Основы
финансовой грамотности» являются следующие умения и навыки:
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии,

по которым можно определить, что цель достигнута;
–

оценивать возможные последствия достижения поставленной

цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
–

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной

деятельности и жизненных ситуациях;
–

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные

ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
–

выбирать

путь

достижения

цели,

планировать

решение

поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
–

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для

достижения поставленной цели;
–

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной

заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том

числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи;
–

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных

позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
8

Приложение 1
к Основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

–

использовать различные модельно-схематические средства для

представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
–

находить и приводить критические аргументы в отношении

действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс
собственного развития;
–

выходить

за

рамки

учебного

предмета

и

осуществлять

целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
–

выстраивать

индивидуальную

образовательную

траекторию,

учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
–

менять

и

удерживать

разные

позиции

в

познавательной

деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и

со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
–

при осуществлении групповой работы быть как руководителем,

так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т. д.);
–

координировать и выполнять работу в условиях реального,

виртуального и комбинированного взаимодействия;
–

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с

использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
9

Приложение 1
к Основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

–

распознавать

конфликтогенные

ситуации

и

предотвращать

конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

10

Приложение 1
к Основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

Предметные результаты освоения учебного предмета «Основы
финансовой грамотности»
Выпускник научится:
-

анализировать и планировать структуру семейного бюджета

собственной семьи;
-

принимать рациональные решения в условиях относительной

ограниченности доступных ресурсов;
-

выявлять закономерности и взаимосвязь спроса и предложения;

-

различать

организационно-правовые

формы

предпринимательской деятельности;
-

выявлять виды ценных бумаг;

-

решать познавательные и практические задачи, отражающие

типичные экономические задачи по микроэкономике
-

определять назначение различных видов налогов;

-

анализировать результаты и действия монетарной и фискальной

политики государства;
-

определять

практическое

назначение

основных

элементов

банковской системы;
-

различать виды кредитов и сферу их использования;

-

решать прикладные задачи на расчет процентной ставки по

кредиту;
-

объяснять причины неравенства доходов;

-

анализировать информацию об экономической жизни общества из

адаптированных источников различного типа; анализировать несложные
статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
-

определять формы и последствия существующих экономических

институтов на социально-экономическом развитии общества.
11

Приложение 1
к Основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

Выпускник получит возможность научиться:
-

анализировать события общественной и политической жизни с

экономической точки зрения, используя различные источники информации;
-

применять теоретические знания по экономике для практической

деятельности и повседневной жизни;
-

использовать

приобретенные

знания

для

выполнения

практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с описанием
состояния российской экономики;
-

использовать

приобретенные

ключевые

компетенции

при

выполнении учебно-исследовательских проектов, нацеленных на решение
основных экономических проблем;
-

находить информацию по предмету экономической теории из

источников различного типа;
-

отделять

критически

основную

оценивать

информацию

достоверность

от

второстепенной,

полученной

информации

из

неадаптированных источников по экономической теории;
-

применять полученные теоретические и практические знания для

определения экономически рационального поведения;
-

использовать

приобретенные

знания

для

экономически

грамотного поведения в современном мире;
-

сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально

распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный
бюджет;
-

грамотно применять полученные знания для оценки собственных

экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
-

объективно

предприятия

-

оценивать

понимать

эффективность

необходимость

соблюдения

деятельности
предписаний,

предлагаемых в договорах по кредитам, ипотеке и в трудовых договорах;
12

Приложение 1
к Основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

-

использовать

приобретенные

знания

для

выполнения

практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с описанием
состояния российской экономики
-

анализировать и извлекать информацию по микроэкономике из

источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых
системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
-

объективно

оценивать

и

критически

относиться

к

недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
-

применять полученные экономические знания для эффективного

исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и акционера
-

грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;

-

решать с опорой на полученные знания познавательные и

практические задачи, отражающие типичные экономические задачи по
макроэкономике;
критически

отделять

основную

оценивать

информацию

достоверность

от

полученной

второстепенной,
информации

из

неадаптированных источников по макроэкономике

13

Приложение 1
к Основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

Содержание учебного предмета «Основы финансовой грамотности»
Личное финансовое планирование
Человеческий капитал. Определение целей. Принятие решений.
Бюджет семьи. Определение финансовой цели. Стратегия достижения
финансовой цели. Личный финансовый план.
Депозит
Инфляция.

Банковская

система.

Депозит.

Условия

депозита.

Депозитный договор. Риски.
Кредит
Банковский кредит. Виды кредитов. Условия кредитов. Автокредит.
Ипотека. Сравнение кредитных предложений.
Расчетно-кассовые операции
Валюта. Банковская ячейка. Банковская карта. Дорожный чек.
Овердрафт. Электронные деньги. Банкинг.
Страхование
Страховая компания. Виды страхования. Условия страхования. Риски.
Выбор страховой компании. Страховой полис и правила страхования.
Страховое возмещение.
Инвестиции
Инвестиции. Инвестиционные инструменты. Инвестиционные риски.
Стратегия инвестирования. Инвестиционные портфель и правила его
формирования. Типичные ошибки инвестора.
Пенсии
Пенсия. Государственная пенсионная система и ее устройство.
Корпоративные инвестиционные программы. Размер пенсии. Накопление и
преумножение пенсионных сбережений.
Налоги
14

Приложение 1
к Основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

Налоги.

Виды

налогов.

Налоговая

система

России.

НДФЛ.

Имущественный налог.
Налоговая декларация.
Финансовые махинации
Виды финансовых махинаций. Защита банковской карты. Махинации с
кредитами. Мошеннические инвестиционные предложения. Действия при
попадании в мошенническую схему.

15

Приложение 1
к Основной образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»

Тематическое планирование учебного предмета «Основы финансовой
грамотности»
35 часов
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Тема
10 класс
Личное финансовое планирование
Депозит
Кредит
Расчетно-кассовые операции
Страхование
Инвестиции
Пенсии
Налоги
Финансовые махинации
Резерв
Итого

Количество часов
6
4
5
3
4
4
2
2
4
1
35

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».