Содержание I. Целевой раздел 1.1.Цель программы…………………………………………………..………………….... 3 1.2.Задачи программы …………………………………………….………………………..3 1.3. Принципы программы ……………………………………………………….…..…....3 1.4. Ожидаемые результаты освоения курса…………………………………………...….3 II. Содержательный раздел 2.1.Содержание программы…………………………………………..………………….....4 2.2. Тематическое планирование……………………………………………………….…..5 2.3. Календарно-тематическое планирование……………………………………………..9 2.4. Список литературы……………………………………………………………………16 2 I. Целевой раздел 1.1. Цель программы: Создание системы комплексной помощи детям с речевыми нарушениями в освоении адаптированной основной образовательной программы основного общего образования 1.2. Задачи коррекционного обучения: - повышение уровня общего речевого развития путём уточнения, расширения и активизации словаря учащихся; - развитие навыков словоизменения и словообразования; - развитие связной устной и письменной речи; - развитие устойчивого интереса к урокам русского языка; - развитие грамматического строя речи путём овладения грамматическими связями слов, нормами согласования, управления и примыкания; - развитие и совершенствование умений и навыков в построении связных высказываний. 1.3. Содержание планирования коррекционно-развивающей работы определяют следующие принципы: Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению. Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. 1.4. Ожидаемые результаты освоения курса. Основные требования к знаниям и умениям к концу 5 класса: Учащиеся должны уметь: - пользоваться суффиксальными и приставочными способами словообразования; - самостоятельно создавать текст; - выделять родственные слова из текста. Основные требования к знаниям и умениям к концу 6-7 классов: Учащиеся должны уметь: - согласовывать слова в словосочетании и предложении; - пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи, различать предлоги и приставки; - определять тему рассказа, основную мысль текста; - составлять план связного высказывания; - конструировать повествовательное сообщение Основные требования к знаниям и умениям к концу 8-9 класса: Учащиеся должны уметь: 3 понятие о синтаксисе как разделе грамматики, видах и средствах синтаксической связи; понятие о словосочетании, его структуре и виды; типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание); понятие о двусоставном предложении, главных членах двусоставного предложения: подлежащем и способах его выражения, сказуемом и способах его выражения (простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое); понятие о второстепенных членах и их роли в предложении (определение, дополнение, обстоятельство и их виды); понятие об односоставном предложении, главном члене односоставного предложения, основные группы односоставных предложений и их особенности (определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные, назывные предложения); понятие о простом осложнённом предложении: предложении с однородными членами, способах связи однородных членов предложения, постановке знаков препинания между ними; предложении с обособленными членами (обособлении определений, приложений обстоятельств, дополнений; предложении с вводными и вставными конструкциями, с обращениями. владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; участвовать в диалогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью; составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами предложения, вводными словами и предложениями, обращениями; соблюдать нормы литературного языка; ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании; при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях; ставить тире между подлежащими и сказуемыми. находить в словах изученные орфограммы, обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами. 4 II. Содержательный раздел 2.1. Содержание программы: Программа коррекционно-развивающих занятий разработана и составлена по результатам диагностики речевых нарушений с использованием нейропсихологических методов авторов Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В.; в соответствии с нормативно-правовыми документами, а также в соответствии с психологическим заключением и рекомендациями ПМПК. Количество часов в Рабочей программе может варьироваться в зависимости от тяжести речевого дефекта и степени усвоения материала учащимися. Диагностика речевых нарушений входная и итоговая – 2 ч. Программа состоит из 35 занятий для учеников 5-8-х классов, и из 34 занятий – для 9-х классов. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность индивидуальных занятий – 20-25 минут, подгрупповых и групповых занятий 40-45 минут. 2.2. Тематическое планирование. 5 класс Тема Приблизительное содержание занятий Ударение. Роль ударения. Проверяемые безударные гласные в Развитие фонематического корне слова. Гласные после шипящих и Ц. анализа и синтеза Гласные звуки и буквы Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях (на конце и в середине слова) Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных двумя способами: гласными второго ряда и мягким знаком. Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак. Дифференциация разделительного мягкого и твёрдого знаков. Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные. Основа слова и окончание. Морфемика и словообразование Корень слова. Однокоренные слова. Приставка. Роль приставки в изменении значения слова. Слова с приставками, противоположными и близкими по значению. Суффикс. Образование качественных прилагательных с помощью различных суффиксов (-н-, -ив-, -лив-,-чик-, -оват-, -еват-). Образование относительных прилагательных (-ов-,-ев-, -н-, -ян-, ск-, -енн-). Образование притяжательных прилагательных (-инн-, …). Словоизменение Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам, в том числе Имя существительное существительных на –ии, -ие, -ия (В.п., Р.п., Т.п.) Изменение существительных по падежам, в том числе существительных на –ии, -ие, -ия (Д.п., П.п.) Согласные звуки и буквы 5 Имя прилагательное Глагол Развитие анализа структуры предложения Род имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам. Согласование прилагательных с существительными в роде. Согласование прилагательных с существительными в числе. Изменениепо падежам прилагательных с основой на шипящие –ц, ий, -ья, -ье, -ов, -ин. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по числам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Согласование глаголов с существительными в числе. Согласование глаголов прошедшего времени с именем существительным. Предложение. Грамматическая основа. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Обращение. Прямая и косвенная речь. 6 класс Тема Приблизительное содержание занятий Развитие фонематического анализа и синтеза Гласные звуки и буквы Согласные звуки и буквы Развитие слогового анализа и синтеза Словообразование Словоизменение Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол Чередование гласных О-А в корнях -лож-, -лаг-;-рос-, -раст-, -ращ-. Чередование гласных О-А в корнях -кос-, -кас-; -гор-, -гар-. Правописание гласных в приставках –пре-, -при-. Развитие анализа структуры предложения Правописание согласных в приставках. Употребление мягкого знака для обозначения грамматических форм. Правописание сложных слов Сложные слова. Сложносокращённые слова. Несклоняемые имена существительные. Степени сравнения имени прилагательных. Согласование порядковых числительных с существительными. Согласование местоимений с существительными. Изменение глагола по лицам и числам. Спряжение глаголов. Окончания глаголов Работа со сплошным текстом. Членение сплошного текста на предложения. Составление текста из предложений, данных в разбивку. Составление текста из деформированных предложений. 7 класс Тема Приблизительное содержание занятий Развитие фонематического Чередование гласных в корнях –бир-, -бер-. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего 6 анализа и синтеза времени. Гласные звуки и Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. буквы Правописание гласных в полных и кратких страдательных причастиях. Наречие. Конечные гласные наречий. Правописание согласной буквы Н в суффиксах причастий. Согласные звуки Одна и две буквы Н в наречиях на – о, -е. и буквы Развитие анализа Причастие как особая форма глагола. Причастный оборот. структуры Анализ предложений с причастным оборотом. предложений Деепричастие как особая форма глагола. Деепричастный оборот. Анализ предложений с деепричастным оборотом. Наречие как часть речи. Анализ предложений с наречиями. Анализ предложений с предлогами (без, до, для, из, к, над, о(об), от, по, под, пред, при, про, у, с, через). Анализ предложений со сложными предлогами (из-за, из-под, поза, по-над). Анализ предложений с производными предлогами (ввиду, вместо, вроде, вследствие, сверх, насчёт, в продолжение, в течение, в виде). Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме, включая предлоги. Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме, включая предлоги. Распространение предложений. Построение сложносочинённых предложений с союзами (и, а, но). Построение сложноподчинённых предложений с союзами (чтобы, потому что, и т. д.). Их перестроение. Развитие анализа Текст. Дифференциация понятий «текст», «предложение». структуры текста Составление текста из деформированных предложений. Тема текста и его основная мысль. Заглавие текста. План. Пересказ текста по составленному плану. Подробное изложение повествовательных текстов. Подробное изложение с творческими дополнениями. Сжатое изложение. Выборочное изложение.. 8 класс Тема Повторение Работа над предложением Приблизительное содержание занятий Проверяемые безударные гласные в корне слова. Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях (на конце и в середине слова) Состав слова Удвоенные согласные Приставки и предлоги. Уточнение представлений о предложении. Типы предложений по цели высказывания. Главные и второстепенные члены предложений. Нахождение слов, связанных с подлежащим. Нахождение слов, связанных со сказуемым. 7 Работа над текстом Конструирование простых предложений (нераспространённых, распространённых, с однородными членами). Конструирование предложений с однородными членами. Конструирование предложений с обращениями и вводными словами. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе. Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде. Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже. Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице. Связь слов в предложении, выраженная управлением. Конструирование предложений. Связь слов в предложении, выраженная примыканием. Конструирование предложений. Пересказ по серии сюжетных картинок. Пересказ по сюжетной картинке. Что такое план. Виды планов. Пересказ по плану. Изложение текста по вопросам и опорным словам. Изложение текста по коллективно составленному плану. Изложение текста по самостоятельно составленному плану. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Текст – повествование. Составление рассказа. Текст – описание. Составление рассказа. Текст – рассуждение (объяснение). Составление рассказа. Текст – рассуждение (доказательство). Составление рассказа. Замена в тексте лица рассказчика. 9 класс Тема Повторение Работа над предложением Приблизительное содержание занятий Проверяемые безударные гласные в корне слова. Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях (на конце и в середине слова) Непроизносимые согласные. Состав слова Чередование гласных О-А в корнях -лож-, -лаг-;-рос-, -раст-, -ращ-. Чередование гласных О-А в корнях -кос-, -кас-; -гор-, -гар-. Чередование гласных в корнях –бир-, -бер-. Уточнение представлений о предложении. Типы предложений по цели высказывания. Главные и второстепенные члены предложений. Конструирование простых предложений (нераспространённых, распространённых, с однородными членами). Конструирование сложных предложений с сочинительными союзами. Конструирование сложных предложений с подчинительными союзами. Конструирование бессоюзных сложных предложений. Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе. 8 Работа над текстом Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде. Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже. Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице. Связь слов в предложении, выраженная управлением. Конструирование предложений. Связь слов в предложении, выраженная примыканием. Конструирование предложений. Тема текста, основная мысль, опорные слова. Типы текстов. Структура текста. Понятие о микротеме. План. Виды плана. Составление планов разных видов. Составление плана по данному тексту. Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану. Редактирование изложения. Типы текста. Сравнительное описание. Сочинение – сравнительное описание. Редактирование сочинений. Речевые ошибки. Типы текста. Повествование. Типы текста. Рассуждение. Сочинение – повествование с элементами рассуждения по циклу сюжетных рисунков. Редактирование сочинения. 2.3. Календарно-тематическое планирование. 5 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Название темы Количество часов Входная диагностика 1 Ударение. Роль ударения. Проверяемые 1 безударные гласные в корне слова. 1 Гласные после шипящих и Ц 1 Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях (на конце и в середине слова) Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение 2 мягкости согласных двумя способами: гласными второго ряда и мягким знаком. 1 Разделительный мягкий знак. 2 Разделительный твёрдый знак. Дифференциация разделительного мягкого и твёрдого знаков. 1 Непроизносимые согласные. 1 Удвоенные согласные. 1 Основа слова и окончание. 1 Корень слова. Однокоренные слова. 9 Дата проведения 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Итого Приставка. Роль приставки в изменении значения слова. Слова с приставками, противоположными и близкими по значению. Суффикс. Образование качественных прилагательных с помощью различных суффиксов (-н-, -ив-, -лив-,-чик-, -оват-, еват-). Образование относительных прилагательных (-ов-,-ев-, -н-, -ян-, -ск-, енн-). Образование притяжательных прилагательных (-инн-, …). Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам, в том числе существительных на –ии, -ие, ия (В.п., Р.п., Т.п.) Изменение существительных по падежам, в том числе существительных на –ии, -ие, ия (Д.п., П.п.) Род имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам. Согласование прилагательных с существительными в роде. Согласование прилагательных с существительными в числе. Изменение по падежам прилагательных с основой на шипящие –ц, -ий, -ья, -ье, -ов, ин. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по числам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Согласование глаголов с существительными в числе. Согласование глаголов прошедшего времени с именем существительным. Предложение. Грамматическая основа. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Обращение. Прямая и косвенная речь. Итоговая диагностика 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 37 часа, включая диагностики 2 6 класс № п/п Название темы 1. Входная диагностика Количество часов 1 10 Дата проведения часа 2. 3. 4. 5. 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Итого Чередование гласных О-А в корнях -лож-, -лаг-;-рос-, -раст-, -ращ-. Чередование гласных О-А в корнях -кос-, -кас-; -гор-, -гар-. Правописание гласных в приставках –пре-, -при-. Правописание согласных в приставках. Употребление мягкого знака для обозначения грамматических форм. Правописание сложных слов. Сложные слова. Сложносокращённые слова. Несклоняемые имена существительные. Степени сравнения имени прилагательных Согласование порядковых числительных с существительными. Согласование местоимений с существительными. Изменение глагола по лицам и числам. Спряжение глаголов. Окончания глаголов Работа со сплошным текстом. Членение сплошного текста на предложения. Составление текста из предложений, данных в разбивку. Составление текста из деформированных предложений. Проверка результативности коррекционной работы. Работа над ошибками. Итоговая диагностика 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 2 2 2 1 37 часа, включая диагностики 2 7 класс № п/п Название темы 1. 2. Входная диагностика Чередование гласных в корнях –бир-, бер-. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в полных и кратких страдательных причастиях. Наречие. Конечные гласные наречий. Правописание согласной буквы Н в суффиксах причастий. Одна и две буквы Н в наречиях на – о, -е. 3. 4. 5. 6 7 11 Количество часов 1 1 1 1 1 2 2 Дата проведения часа 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Итого Причастие как особая форма глагола. Причастный оборот. Анализ предложений с причастным оборотом. Деепричастие как особая форма глагола. Деепричастный оборот. Анализ предложений с деепричастным оборотом. Наречие как часть речи. Анализ предложений с наречиями. Анализ предложений с предлогами (без, до, для, из, к, над, о(об), от, по, под, пред, при, про, у, с, через). Анализ предложений со сложными предлогами (из-за, из-под, по-за, по-над). Анализ предложений с производными предлогами (ввиду, вместо, вроде, вследствие, сверх, насчёт, в продолжение, в течение, в виде). Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме, включая предлоги. Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме, включая предлоги. Распространение предложений. Построение сложносочинённых предложений с союзами (и, а, но). Построение сложноподчинённых предложений с союзами (чтобы, потому что, и т. д.). Их перестроение. Текст. Дифференциация понятий «текст», «предложение». Составление текста из деформированных предложений. Тема текста и его основная мысль. Заглавие текста. План. Пересказ текста по составленному плану. Подробное изложение повествовательных текстов. Подробное изложение с творческими дополнениями. Сжатое изложение. Выборочное изложение. Итоговая диагностика 12 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 37 часа, включая диагностики 2 часа 8 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. Название темы Входная диагностика Проверяемые безударные гласные в корне слова. Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях (на конце и в середине слова) Состав слова. Удвоенные согласные. Приставки и предлоги Уточнение представлений о предложении. Типы предложений по цели высказывания. Главные и второстепенные члены предложений. Нахождение слов, связанных с подлежащим. Нахождение слов, связанных со сказуемым. Конструирование простых предложений (нераспространённых, распространённых, с однородными членами). Конструирование предложений с однородными членами. Конструирование предложений с обращениями и вводными словами. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе. Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде. Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже. Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице. Связь слов в предложении, выраженная управлением. Конструирование предложений. Связь слов в предложении, выраженная примыканием. Конструирование предложений. Пересказ по серии сюжетных картинок. Пересказ по сюжетной картинке. Что такое план. Виды планов. Пересказ по плану. Изложение текста по вопросам и опорным словам. Изложение текста по коллективно 13 Количество часов 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата проведения 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. Итого составленному плану. Изложение текста по самостоятельно составленному плану. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Текст – повествование. Составление рассказа. Текст – описание. Составление рассказа. Текст – рассуждение (объяснение). Составление рассказа. Текст – рассуждение (доказательство). Составление рассказа. Замена в тексте лица рассказчика. Итоговая диагностика 1 1 1 1 1 1 1 1 37 часа, включая диагностики 2 часа 9 класс № п/п Название темы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Входная диагностика Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях (на конце и в середине слова) Непроизносимые согласные. Состав слова Чередование гласных О-А в корнях -лож-, лаг-;-рос-, -раст-, -ращ-. Чередование гласных О-А в корнях -кос-, кас-; -гор-, -гар-. Чередование гласных в корнях –бир-, -бер-. Уточнение представлений о предложении. Типы предложений по цели высказывания. Главные и второстепенные члены предложений. Конструирование простых предложений (нераспространённых, распространённых, с однородными членами). Конструирование сложных предложений с сочинительными союзами. Конструирование сложных предложений с подчинительными союзами. Конструирование бессоюзных сложных предложений. Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе. Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде. Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже. 14 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата проведения 18. Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице. 19. Связь слов в предложении, выраженная управлением. Конструирование предложений. 20. Связь слов в предложении, выраженная примыканием. Конструирование предложений. 21. Тема текста, основная мысль, опорные слова. 22. Типы текстов. 23. Структура текста. Понятие о микротеме. 24. План. Виды плана. 25. Составление планов разных видов. 26. Составление плана по данному тексту. 27. Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану. 28. Редактирование изложения. 29. Типы текста. Сравнительное описание. 30. Сочинение – сравнительное описание. 31. Редактирование сочинений. Речевые ошибки. 32. Типы текста. Повествование. 33. Типы текста. Рассуждение. 34. Сочинение – повествование с элементами рассуждения по циклу сюжетных рисунков. 35. Редактирование сочинения. 36. Итоговая диагностика Итого 2.4. Список литературы 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 36 часов, включая диагностики 2 часа 1. Балаева, В.И. О системе планирования психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи // Школьный логопед. – 2007. - №2 (17). – С. 39-44. 2. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.— ТОО «Издательство “Библиополис”». СПб., 1994. 208 с. 3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: Сфера, 2005 4. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие/ Под ред.Н.Н.Яковлевой – СПб.: СПбАППО, 2004 5. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов.:М Аркти, 2002. 6. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. пособие для учителя-логопеда. М., «Просвещение», 1978г. 16