Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ЗПР

Оглавление
1. Целевой раздел адаптированной основной общеобразовательной
программы основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития ........................................................................................... 3
1.1. Пояснительная записка................................................................................. 3
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися АООП ООО ........ 11
1.2.1. Общая характеристика планируемых результатов освоения АООП
ООО обучающихся с ЗПР .............................................................................. 11
1.2.2. Структура планируемых результатов АООП ООО........................... 12
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
АООП ООО......................................................................................................... 15
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АООП ООО ................................................ 24
2.1. Программа формирования универсальных учебных действий АООП
ООО для обучающихся с ЗПР........................................................................... 24
2.2. Рабочие программы учебных предметов .................................................. 24
2.3. Рабочая программа воспитания ................................................................. 24
2.4. Программа коррекционной работы ........................................................... 24
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ АООП ООО............................................. 40
3.1. Учебный план АООП ООО ........................................................................ 40
3.1.1. План внеурочной деятельности ........................................................... 42
3.1.2. Календарный учебный график ............................................................ 42
3.2. Система условий реализации АООП ООО .............................................. 43
3.2.1. Нормативные условия .......................................................................... 43
3.2.2. Организационно-содержательные условия ........................................ 43
3.2.3. Кадровые условия ................................................................................. 44
3.2.4. Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий .. 44
3.4.5. Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой
системы условий ............................................................................................. 47

2

1. Целевой раздел адаптированной основной общеобразовательной
программы основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного
общего образования Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения городского округа Заречный «Средняя общеобразовательная
школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» (далее –
Школы)

–

локальный

акт,

документ

адресован

всем

участникам

образовательного процесса: педагогам, обучающимся, родителям (законным
представителям) обучающихся.
Для

обучающихся

и

родителей

Адаптированная

основная

общеобразовательная программа основного общего образования (далее –
АООП

ООО)

–

нормативный

документ,

гарантирующий

качество

образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Для педагогических работников АООП ООО является нормативным
документом, определяющим их деятельность в Школе, является основой для
разработки рабочей программы педагога, позволяет каждому работать не
только в рамках своего конкретного предмета, но и реализовывать
метапредметные

связи,

что

обеспечивает

единство

образовательного

процесса в рамках Школы в части достижения целей образования,
используемых

технологий,

единых

подходов

к

оценке

достижений

обучающихся.
Для администрации АООП ООО используется как инструмент
координации деятельности педагогического коллектива по выполнению
требований

к

результатам

и

условиям

освоения

обучающимися,

закрепленных в ФГОС ООО, а также для регулирования отношений
субъектов образовательного процесса, для принятия управленческих решений
на основе мониторинга эффективности процесса, качества условий и
результатов образовательной деятельности.
3

АООП ООО обучающихся с задержкой психического развития
определяет

цели,

задачи,

планируемые

результаты,

содержание

и

организацию образовательного процесса на уровне основного общего
образования и направлена на формирование общей культуры, духовнонравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное
развитие обучающихся,

их

саморазвитие

и

самосовершенствование,

обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических
способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
АООП ООО обучающихся с задержкой психического развития
реализуется через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением
требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов.
Адаптированная основная общеобразовательная программа общего
образования обучающихся с задержкой психического развития разработана в
соответствии с требованиями:
− федерального закона РФ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ
от29.12.2012;
− закона Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области»;
− приказом министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010
г. № 1897 об утверждении и введении в действие ФГОС ООО (в ред. Приказа
Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
− постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"";
− постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
4

− примерной основной общеобразовательной программы основного
общего

образования,

одобренной

Федеральным

учебно-методическим

объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015
г. №1/15).
АООП ООО обучающихся с ЗПР Школы представляет собой
комплекс

взаимосвязанных

программ,

каждая

из

которых

является

самостоятельной составляющей обеспечивающей духовно-нравственное,
социальное, интеллектуальное и общекультурное личностное направления
развития обучающихся начального общего образования.
Реализация АООП ООО для обучающихся с ЗПР предусматривает
создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих
учитывать

индивидуальные

возможности

на

основе

особенностей

психофизического развития, что поможет обеспечить социальную адаптацию
и

коррекцию

нарушения

развития

обучающихся

с

ограниченными

возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Целями реализации АООП ООО для обучающихся с ЗПР являются:
−
умений,

достижение выпускниками планируемых результатов: знаний,
навыков,

личностными,

компетенций

семейными,

и

компетентностей,

общественными,

определяемых

государственными

потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР среднего школьного
возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния
здоровья;
−

становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в ее

самобытности, уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации
Школой АООП ООО для обучающихся с ЗПР предусматривает решение
следующих основных задач:
− создание условий для успешной самореализации обучающихся в
различных видах познавательно-образовательной деятельности;
− формирование и развитие познавательных интересов обучающихся,
5

навыков самообразования, повышение мотивации обучения;
−

создание

условий

для

достижения

обучающимися

уровня

функциональной грамотности, обеспечивающего готовность человека к
решению стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
−

развитие

индивидуальных

способностей

и

склонностей

обучающихся по основным учебным предметам;
− освоение активных форм получения и использования информации;
− организация профессиональной ориентации девятиклассников с
ОВЗ;
− диагностика развития индивидуально-личностных особенностей с
целью создания условий для выбора дальнейшего образовательного
маршрута.
В основу формирования АООП ООО для обучающихся с ЗПР
программы положены следующие принципы:
− общедоступность образования, адаптивность системы образования к
уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
− учет типологических, психофизиологических и индивидуальных
образовательных потребностей обучающихся;
− коррекционная направленность образовательной деятельности;
−

развивающая

направленность

образовательной

деятельности,

развитие личности и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом
особых образовательных потребностей обучающегося;
− онтогенетический принцип;
− принцип комплексного подхода, использования в полном объеме
реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и
социальных потребностей, обучающихся;
− принцип преемственности;
−

принцип

целостности

содержания

образования

(в

основе

содержания образования не понятие предмета, а понятие предметной
области);
6

− принцип амплификации- обогащения и переноса усвоенных знаний,
умений, и навыков, и отношений, сформированных в условиях учебной
ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в
реальном мире;
− принцип сотрудничества с семьей.
АООП ООО для обучающихся с ЗПР разработана с учетом психологопедагогической характеристики обучающихся с задержкой психического
развития.
Обучающиеся

с

ЗПР

—

это

дети,

имеющее

недостатки

в

психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие
получению образования без создания специальных условий.
Дети с ЗПР – это преимущественно дети с нормальным интеллектом,
у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в
овладении школьными навыками (чтения, письма, счета). Отсутствие
концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им
трудно

или

невозможно

функционировать

в

большой

группе

и

самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и
эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря
на их возможности, не достигают в гимназии желаемых результатов.
Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал. Для
детей с ЗПР важно обучение без принуждения, основанное на интересе,
успехе, доверии, рефлексии изученного материала. Важно, чтобы школьники
через

выполнение

доступных

по

темпу

и

характеру,

личностно

ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство
успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание
учиться.
В основу реализации АООП ООО для обучающихся с ЗПР заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Деятельностный

подход

обеспечивает

создание

условий

для
7

общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД,
успешного

усвоения

системы

научных

знаний,

умений

и

навыков

(академических результатов), позволяющих продолжить образование на
следующей ступени, и жизненной компетенции, составляющей основу
социальной успешности.
Дифференцированный

подход

предполагает

учет

особых

образовательных потребностей, обучающихся с ОВЗ (ЗПР). Выделяют общие
образовательные потребности для всех обучающихся с ОВЗ и особые для
обучающихся с ЗПР.
К общим образовательным потребностям, обучающихся с ОВЗ
относятся:
− получение специальной помощи средствами образования сразу же
после выявления первичного нарушения развития;
−

выделение

обеспечивающего

пропедевтического

периода

в

образовании,

преемственность между дошкольным и

школьным

этапами;
−

получение

основного

общего

образования

в

условиях

образовательных организаций общего или специального типа, адекватного
образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
−

обязательность

непрерывности

коррекционно-развивающего

процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в
процессе индивидуальной работы;
− психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие
ребенка с педагогами и соучениками;
− психологическое сопровождение, направленное на установление
взаимодействия семьи и образовательной организации;
−

постепенное

расширение

образовательного

пространства,

выходящего за пределы образовательной организации.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
Учащиеся обучаются по общеобразовательным программам основной
8

школы. Учебный план обучающихся составлен с учетом решения двух
основных задач:
- гибкое варьирование организации процесса обучения путем
расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей;
- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в
процессе образования;
- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения
знаний, умений и навыков обучающихся с ЗПР («пошаговым» предъявлении
материала,

дозированной

при

помощи

взрослого,

использовании

специальных методов, приемов и средств, способствующих общему
развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков
развития);
- развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как
основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
- постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста
усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных
умений;
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и
одобряемых обществом норм поведения;
-

постоянное

стимулирование

познавательной

активности,

побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному
миру;
- обеспечение взаимодействия семьи и учреждения для формирования
социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей.
В целях более успешной динамики в общем развитии отдельных
обучающихся, коррекции недостатков их психического развития, а также
восполнения пробелов в знаниях предусмотрены коррекционные групповые
и индивидуальные занятия с психологом.
Для

учащихся,

имеющих

специфические

речевые

нарушения,

организуются логопедические занятия.
9

В целях ликвидации пробелов в знаниях учащихся учителяпредметники осуществляют индивидуальный подход к учащимся на уроках.
При

этом

необходимо

педагогической

учитывать

комиссии,

рекомендации

школьного

психолого-медико-

психолога,

учителя-логопеда,

дефектолога, классного руководителя об особенностях развития, организации
познавательной деятельности школьника. Включать в уроки задания
развивающей направленности.
АООП ООО для обучающихся с ЗПР предусматривает различные
варианты специального сопровождения обучающихся данной категории:
обучение

в

общеобразовательном

классе

по

АООП

ООО

обучающихся с ЗПР;
обучение

по

индивидуальным

программам

с

использованием

надомной и (или) дистанционной формы обучения;
организация

коррекционно-развивающих

занятий

педагогами,

специалистами сопровождения Школы.
АООП ООО обучающихся с ЗПР содержит обязательную часть и
часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная
часть составляет 80%, часть, формируемая участниками образовательных
отношений- 20% от общего объема Программы.
Школа знакомит родителей (законных представителей) обучающихся
(участников образовательных отношений):
с

Уставом

и

другими

документами,

регламентирующими

осуществление образовательного процесса в Школе;
с их правами и обязанностями в части формирования и реализации
АООП ООО, установленными законодательством Российской Федерации и
Уставом Школы.
Нормативный срок освоения Адаптированной общеобразовательной
программы составляет пять лет. Для обучающихся с ЗПР нормативный срок
освоения программы может быть увеличен с учетом особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся
10

(в соответствии с рекомендациями ТПМПК).
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися АООП ООО
1.2.1. Общая характеристика планируемых результатов освоения АООП
ООО обучающихся с ЗПР
Планируемые
образовательной

результаты

программы

освоения

основного

адаптированной
общего

основной

образования

для

обучающихся с ЗПР (далее – Планируемые результаты) представляют собой
систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех
компонентов,

составляющих

содержательную

основу

образовательной

программы.
Итоговые достижения обучающихся с ЗПР в целом соответствуют
требованиям к итоговым достижениям сверстников с нормативным
развитием, определяемым действующим ФГОС ООО. При этом они
оцениваются

как

исходя

из

освоения

академического

компонента

образования, так и с точки зрения социальной (жизненной) компетенции
обучающегося, при необходимости с использованием адаптированного
инструментария, позволяющего сделать видимыми качество и результат
обучения, умение применять знания, полученные в ходе обучения, в
повседневной жизни.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО система планируемых
результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и
описывает совокупности учебно-познавательных и учебно-практических
задач, которые осваивают обучающиеся с ЗПР.
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения Адаптированной основной образовательной программы МАОУ ГО
Заречный «СОШ №2» в полной мере соответствуют требованиям,
заявленным в ООП ООО МАОУ ГО Заречный «СОШ №2».
Планируемые результаты освоения АООП ООО для обучающихся с
11

ЗПР дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
В учебные программы, в которых устанавливаются планируемые результаты
основного общего образования для обучающихся с ЗПР по АООП ООО,
включаются программы курсов коррекционно-развивающей области.
1.2.2. Структура планируемых результатов АООП ООО
Структура планируемых результатов АООП ООО соответствует ООП
ООО Школы и дополняется Планируемыми результатами, характеризующие
личностное развитие обучающихся, коррекцию в психофизическом развитии:
- содержатся в программах курсов коррекционно-развивающей
области,
- оцениваются в ходе мониторинговых процедур (стартовая, текущая,
итоговая диагностика),
-объектом оценки является наличие положительной динамики
преодоления отклонений развития.
Требования
результатам

к

личностным,

освоения

АООП

метапредметным

ООО

соответствуют

и

предметным

требованиям

к

личностным, метапредметным и предметным результатам освоения ООП
ООО Школы. Требования к предметным результатам освоения ООП ООО
Школы к обучающимся с ЗПР предъявляются только из разделов
«Выпускник научится».
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП ООО
дополняются

требованиями

к

результатам

освоения

программы

коррекционной работы (курсов коррекционно-развивающей области).
Результаты

освоения

(коррекционно-развивающей

программы
области)

коррекционной
должны

работы

соответствовать

определённым требованиям:
Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению Психокоррекция
12

-

развитие

у

ребёнка

любознательности,

наблюдательности,

способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со
взрослым исследовательскую деятельность.
-

умение

использовать

самостоятельно

пространственные

и

конструировать
метрические

по

моделям,

признаки

предметов,

использование словесного обозначения пространственных отношений.
-

увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой

и осязательной модальности.
-

умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия.

-

умение

планировать

свою

деятельность

по

времени

и

содержанию.
-

умение контролировать свои действия и вносить необходимые

коррективы.
-

умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном

процессе, сформулировать запрос о специальной помощи.
Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Психологическая коррекция эмоциональных нарушений»:
активности

смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение
и

самостоятельности, устранение вторичных

личностных

реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как
агрессивность,

повышенная

возбудимость,

тревожная

мнительность,

эмоциональная отгороженность;
-

модифицирование эмоциональных отношений и переживаний

ребенка, способов реагирования на отношение к нему окружающих;
-

умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального

реагирования и управлять ими
-

практические умения саморегуляции, включающие выработку

навыков управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного
тонуса.
Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
13

направлению: «Психологическая коррекция социально-психологических
проявлений»:
-

уменьшение

ореола

исключительности

психологических

проблем.
-

умение получить эмоциональную поддержку от сверстников,

имеющих общие проблемы и цели.
-

умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить

свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.
-

умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность,

сочувствие и т. д.
-

умение получать и уточнять информацию от собеседника.

Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Коррекция нарушений речи»:
-

умение

решать

актуальные

житейские

задачи,

используя

коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели.
-

формирование слухового контроля за своим произношением и

фонематическим анализом.
-

нормализация проприоциптивной дыхательной мускулатуры при

и вне фонации.
-

формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи.

-

автоматизация поставленных звуков.

-

умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы

быть понятым другим человеком. Умение делиться своими воспоминаниями,
впечатлениями и планами с другими людьми.
Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Коррекция нарушений чтения и письма»:
-

умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и

грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих семантической
значимости.
-

умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом
14

уровне.
-

умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов.

-

умение анализировать слова и предложения на лексико-

грамматическом уровне.
- умение анализировать слова и предложения на синтаксическом
уровне.
Программа коррекционной работы, направленной на поддержку
ребенка

в

освоении

АООП

ООО,

составляется

в

соответствии

с

рекомендациями ИПР (в разделе: «Мероприятия психолого-педагогической
реабилитации»).
Требования к результатам освоения программы коррекционной
работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в
соответствии

с

его

потенциальными

возможностями

и

особыми

образовательными потребностями.
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы
«Формирование универсальных учебных действий» АООП ООО, ее разделов
«Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности
обучающихся» соответствуют ООП ООО Школы.
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
АООП ООО
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых
результатов АООП ООО (далее — Система оценки) соответствует ООП
ООО.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей,
промежуточной и итоговой аттестации в иных формах (в соответствии с
особенностями обучающегося с ЗПР). Основными направлениями и целями
оценочной деятельности являются оценка образовательных достижений
обучающихся с ЗПР и оценка результатов деятельности образовательных
организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются
15

для оценки состояния и тенденций развития системы образования. Система
оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития
планируемых

результатов

освоения

АООП

ООО

призвана

решить

следующие задачи:
- закрепить основные направления и цели оценочной деятельности,
описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав
инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и
границы применения системы оценки;
- ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное
развитие и воспитание обучающихся с ЗПР, достижение планируемых
результатов освоения содержания учебных предметов и формирование
универсальных учебных действий;
- предусматривать оценку достижений обучающихся с ЗПР и оценку
эффективности

деятельности

образовательной

организации;

позволять

осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся с ЗПР и
развития жизненной компетенции.
Результаты достижений обучающихся с ЗПР в овладении АООП ООО
являются значимыми для оценки качества образования обучающихся с ЗПР.
При

определении

подходов

к

осуществлению

оценки

результатов

целесообразно опираться на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных

особенностей

развития

и

особых

образовательных

потребностей обучающихся с ЗПР;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение
изменений

психического

и

социального

развития,

индивидуальных

способностей и возможностей обучающихся с ЗПР;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки
достижений в освоении содержания АООП ООО, что сможет обеспечить
объективность оценки.
В качестве метода оценки результатов, помимо указанных в ООП
16

ООО

Школы,

используется

метод

экспертной

оценки

(заключения

специалистов школьной ПМПк) на основе мнений группы специалистов
школьного

психолого-медико-педагогического

консилиума

(шПМПк),

работающих с ребенком.
Специальные

условия

проведения

текущей,

промежуточной

и

итоговой (по итогам освоения АООП ООО) аттестации учащихся с ЗПР
включают:
- особую форму организации аттестации индивидуальную с учетом
особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей
учащихся с ЗПР;
- привычную обстановку в классе: в присутствии своего учителя,
наличие привычных для учащихся мнестических опор: наглядных схем,
шаблонов общего хода выполнения заданий и наличие калькулятора на
математике;
-

присутствие

в

начале

работы

этапа

общей

организации

деятельности;
- адаптирование инструкции с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей учащихся с ЗПР:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому
оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на
короткие смысловые

единицы,

задающие поэтапность

(пошаговость)

выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при
необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в
медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
- при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей учащихся с
ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого;
упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому
17

оформлению и др.);
- при необходимости предоставление дифференцированной помощи:
стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей
(привлечение

внимания,

концентрирование

на

выполнении

работы,

напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и
разъяснение инструкции к заданию);
- увеличение времени на выполнение заданий;
- возможность организации короткого перерыва (10–15 мин) при
нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
- недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога,
создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
Система оценки достижения учащимися с ЗПР планируемых
результатов освоения АООП ООО должна предусматривать оценку
достижения

учащимися

с

ЗПР

планируемых

результатов

освоения

программы коррекционной работы.
Оценка достижения учащимися с задержкой психического развития
планируемых результатов освоения программы коррекционной работы
Оценка
коррекционной

результатов
работы,

освоения

учащимися

составляющей

с

неотъемлемую

ЗПР

программы

часть

АООП,

осуществляется в полном соответствии с требованиями к учащимся с ЗПР.
При определении подходов к осуществлению оценки результатов
освоения

учащимися

с

ЗПР

программы

коррекционной

работы

целесообразно опираться на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных

особенностей

развития

и

особых

образовательных

потребностей обучающихся с ЗПР;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение
изменений

психического

и

социального

развития,

индивидуальных

способностей и возможностей учащихся с ЗПР;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки
18

достижений в освоении содержания АОП, что сможет обеспечить
объективность оценки.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного
процесса

образования

взаимосвязаны

и

учащихся

касаются

с

ЗПР,

самым

тесным

образом

одновременно

разных

сторон

процесса

осуществления оценки результатов освоения программы коррекционной
работы.
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов
освоения учащимися с ЗПР программы коррекционной работы, выступает
наличие положительной динамики учащихся в интегративных показателях,
отражающих успешность достижения образовательных достижений и
преодоления отклонений развития.
Оценка

результатов

освоения

учащимися

с

ЗПР

программы

коррекционной работы может осуществляться с помощью мониторинговых
процедур.

Мониторинг,

обладая

такими

характеристиками,

как

непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие
обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений
планируемых результатов освоения учащимися программы коррекционной
работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание
и организацию. В целях оценки результатов освоения учащимися с ЗПР
программы коррекционной работы целесообразно использовать все три
формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику.
Стартовая

диагностика

позволяет

наряду

с

выявлением

индивидуальных особых образовательных потребностей и возможностей
учащихся, выявить исходный уровень развития интегративных показателей,
свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебнопознавательную деятельность и повседневную жизнь.
Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в
течение всего времени обучения учащегося. При использовании данной
формы

мониторинга

можно

использовать

экспресс-диагностику
19

интегративных показателей, состояние которых позволяет судить об
успешности

(наличие

положительной

динамики)

или

неуспешности

(отсутствие даже незначительной положительной динамики) учащихся с ЗПР
в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной
работы.

Данные

ориентировочной

экспресс-диагностики
основы

для

выступают

определения

в

качестве

дальнейшей

стратегии:

продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы
или внесения в нее определенных корректив.
Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном
этапе (окончание учебного года), выступает оценка достижений учащегося с
ЗПР в соответствии с планируемыми результатами освоения учащимися
программы коррекционной работы.
Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей
и финишной диагностики разрабатывает образовательная организация с
учетом типологических и индивидуальных особенностей учащихся, их
индивидуальных особых образовательных потребностей.
Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения
учащимися программы коррекционной работы, следует учитывать мнение
родителей (законных представителей), поскольку наличие положительной
динамики учащихся по интегративным показателям, свидетельствующей об
ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния нарушений развития на
жизнедеятельность

учащихся,

проявляется

не

только

в

учебно-

познавательной деятельности, но и повседневной жизни.
В

случаях

стойкого

отсутствия

положительной

динамики

в

результатах освоения программы коррекционной работы обучающегося в
случае согласия родителей (законных представителей) необходимо направить
на

расширенное

психолого-медико-педагогическое

обследование

для

получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в
организацию и содержание программы коррекционной работы.
Результаты освоения учащимися с ЗПР программы коррекционной
20

работы не выносятся на итоговую оценку.
Критерии оценивания:
Отметка «5» ставится в случае, если учащийся:
• показывает знания, понимание, глубину усвоения всего
программного материала;
• умеет выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
межпредметные

и

внутрипредметные

связи,

творчески

применяет

полученные знания в незнакомой ситуации;
• не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного
материала, при устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью
дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру письменной и
устной речи, правила оформления письменных работ.
Отметка «4» ставится в случае, если учащийся:
• показывает знания всего изученного программного материала;
• умеет выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и

примеров обобщать, делать выводы, устанавливать

внутри предметные связи, применять полученные знания на практике;
• допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при
воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила
культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных
работ.
Отметка «3» ставится в случае, если учащийся:
• показывает знания и усвоение изученного программного
материала на уровне минимальных требований;
• умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает
затруднения при ответах на видоизмененные вопросы;
• допускает грубые или несколько негрубых ошибок при
воспроизведении изученного материала, незначительно не соблюдает
основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления
21

письменных работ.
Отметка «2» ставится в случае, если учащийся:
• показывает знания и усвоение изученного программного
материала на уровне ниже минимальных требований программы, имеет
отдельные представления об изученном материале;
• не умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает
затруднения при ответах на видоизмененные вопросы;
• допускает несколько грубых ошибок, большое число негрубых
ошибок при воспроизведении изученного материала, значительно не
соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила
оформления письменных работ.
Критерии оценивания письменных работ учащихся.
Отметка «5» - нет ошибок.
«4» - допущены 1–2 орфографические ошибки
«3» - допущены 3–5 ошибок
«2» - допущено более 5 ошибок
Ошибкой в диктанте следует считать:
— нарушение правил орфографии при написании слов;
— пропуск и искажение букв в словах;
— замену слов;
— отсутствие знаков препинания в пределах программы данного
класса; неправильное написание слов, которые не проверяют правилом
(списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку в диктанте не считаются:
-ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в
данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие
орфограммы учителю следует оговорить с учащимися перед письменной
работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);
За одну ошибку в диктанте считаются:
— два исправления;
22

— две пунктуационные ошибки; повторение ошибок в одном и
том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
— повторение одной и той же буквы в слове;
— недописанное слово;
— перенос слова, одна часть которого написана на одной строке,
а вторая опущена;
— дважды записанное одно и то же слово в предложении;
2 негрубые ошибки - 1 ошибке.
Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки - 1
ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
При трех поправках оценка снижается на 1 балл
К числу дисграфических (специфических) ошибок относятся:
— смешение и замены букв, звуки которых сходны по
акустическому признаку, по способу и месту образования;
— ошибки по графическому сходству; нарушение структуры
слова (пропуски, добавления или перестановки отдельных слогов или частей
слова) единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово
следующего предложения написано с заглавной буквы;
— единичный случай замены одного слова без искажения
смысла.

23

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АООП ООО
2.1. Программа формирования универсальных учебных действий АООП
ООО для обучающихся с ЗПР
Программа формирования универсальных учебных действий АООП
ООО для обучающихся с ЗПР соответствует Программе формирования
универсальных учебных действий ООП ООО МАОУ ГО Заречный «СОШ
№2»
Рабочие

программы

учебных

предметов,

курсов,

внеурочной

деятельности соответствуют ООП ООО Школы. Для обучающихся с ЗПР в
общеобразовательных классах Рабочая программа по предмету может
дополняться Приложением, в котором описываются особенности работы с
детьми в данном учебном году.
2.2. Рабочие программы учебных предметов
Рабочие программы учебных предметов представлены в Приложении
1 к Основной образовательной программе основного общего образования
МАОУ ГО Заречный «СОШ №2».
2.3. Рабочая программа воспитания
Рабочая программа воспитания представлена в Приложении 6 к
Основной образовательной программе основного общего образования МАОУ
ГО Заречный «СОШ №2».
2.4. Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы направлена на осуществление
специальной

поддержки

(сопровождения)

освоения

АООП

ООО

обучающимися с ЗПР.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с
24

требованиями:
Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№273- ФЗ,
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"";
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность

по

адаптированным

основным

общеобразовательным

программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15
(с изменениями на 27 октября 2020 года)
Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

основного общего образования (далее - ФГОС), утвержденным приказом
Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от
26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015),
Уставом МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»,
с учетом опыта работы Школы по данной проблематике.
Программа

коррекционной

работы

предусматривает

создание

специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать
особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР посредством
индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности.
Программа

коррекционной

работы

предусматривает

различные

варианты специального сопровождения детей с ЗПР:
обучение в общеобразовательном классе по АООП;
25

обучение

по

индивидуальным

программам

с

использованием

обучение на дому и (или) дистанционной формы обучения;
организация

коррекционно-развивающих

занятий

педагогами,

специалистами сопровождения Школы.
Программа коррекционной работы реализуется в ходе всего учебнообразовательного процесса:
- через содержание и организацию образовательной деятельности
(индивидуальный

и

дифференцированный

подход,

поддержание

эмоционально комфортной обстановки в классе; обеспечение обучающемуся
успеха

в различных

видах

деятельности

с целью предупреждения

негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом,
повышения мотивации к школьному обучению);
-

в

рамках

внеурочной

деятельности,

курсов

коррекционно-

развивающей области в форме специально организованных индивидуальных
и

групповых

процессов,

занятий

(психологическая

эмоциональных

коррекция

нарушений,

познавательных

социально-психологических

проявлений; коррекция устной речи, коррекции нарушений чтения и письма,
препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным
областям);
-

в

рамках

сопровождения

психологического

обучающихся

и

обязательна

социально-педагогического
организация

специальной

поддержки коллектива педагогов, родителей, обучающихся, ребенка с ЗПР
(помощь в формировании адекватных отношений между ребенком с ЗПР,
одноклассниками,

родителями,

педагогами;

работа

по

профилактике

внутриличностных и межличностных конфликтов в классе/Школе); степень
участия

специалистов

сопровождения

Школы

варьируется

по

необходимости.
Целью программы коррекционной работы является создание условий
для оказания комплексной помощи обучающимся с ОВЗ (далее ЗПР) в
освоении ими ООП ООО, коррекция недостатков в физическом и (или)
26

психическом развитии обучающихся, социальной адаптации.
Задачи программы:
- своевременное выявление детей с ЗПР;
-

определение

рассматриваемой

особых

категории

образовательных

обучающихся

с

ОВЗ,

потребностей
обусловленных

недостатками в их физическом и (или) психическом и речевом развитии;
-

определение

особенностей

организации

образовательной

деятельности для рассматриваемой категории обучающихся в соответствии с
индивидуальными особенностями, структурой нарушения развития и
степенью его выраженности;
- создание условий, способствующих освоению рассматриваемой
категории обучающихся АООП ООО, их интеграции в Школе;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической помощи категории обучающихся с учётом особенностей их
психического, речевого и (или) физического развития, индивидуальных
возможностей;
-

организация

развивающего

индивидуально-ориентированного

воздействия

(занятий)

по

преодолению

коррекционнонедостатков

психического, речевого и (или) физического развития, оказанию помощи в
освоении АООП ООО;
- разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при
необходимости);
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с
ограниченными возможностями здоровья;
- оказание консультативной и методической помощи родителям
(законным представителям) детей указанной категории, обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным,
правовым и другим вопросам.
Содержание

программы

коррекционной

работы

определяют

следующие принципы:
27

принцип соблюдения интересов обучающегося - специалист призван
решать проблему обучающегося с максимальной пользой и в его интересах.
принцип системности - обеспечивает системный подход к анализу
особенностей

развития

и

коррекции

нарушений,

обучающихся

с

ограниченными возможностями здоровья, то есть единство диагностики,
коррекции и развития, а также взаимодействие и согласованность действий
специалистов в решении проблем обучающегося, участие в данном процессе
всех участников образовательной деятельности.
принцип

непрерывности

-

гарантирует

обучающемуся

и

его

родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного
решения проблемы или определения подхода к её решению.
принцип вариативности - предполагает создание вариативных условий
для

получения

образования

обучающимися,

имеющими

различные

недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
принцип
обеспечивает

рекомендательного
соблюдение

характера

гарантированных

оказания

помощи

законодательством

-

прав

родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы
получения

детьми

образования,

организации,

осуществляющие

образовательную деятельность, защищать законные права и интересы детей,
включая

обязательное

согласование

с

родителями

(законными

представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в
специальные

(коррекционные)

организации,

осуществляющие

образовательную деятельность (классы, группы).
Содержание
обучающегося

программы

указанной

коррекционной

категории

работы

обучающихся

с

для

каждого

ограниченными

возможностями здоровья определяется в соответствии с рекомендациями
ПМПК,

ИПР.

процессов,

Помимо

психологической

эмоциональных

нарушений,

коррекции

познавательных

социально-психологических

проявлений; коррекция устной речи, коррекции нарушений чтения и письма,
необходимым направлением программы коррекционной работы является
28

медицинская

коррекция

и

абилитация

(лечебно-воспитательные

мероприятия, медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение).
Этапы реализации программы коррекционной работы:
1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая
деятельность). Результат: оценка контингента обучающихся для учета
особенностей развития детей, определение специфики и их особых
образовательных потребностей; оценка образовательной среды на предмет
соответствия

требованиям

программно-методического

обеспечения,

материально-технической и кадровой базы организации.
2. Этап планирования, организации, координации (организационноисполнительская деятельность). Результат: организация

образовательной

деятельности коррекционно-развивающей направленности, а также процесса
специального сопровождения детей указанной категории обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья при целенаправленно созданных
(вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации
рассматриваемой категории детей.
3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной
среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результат: констатация
соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и
образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка.
4. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная
деятельность).

Результат:

внесение

необходимых

изменений

в

образовательный процесс и процесс сопровождения детей указанной
категории

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.
Программа

коррекционной

работы

Школы

включает

взаимосвязанные направления, которые отражают её содержание:
диагностическая работа;
коррекционно-развивающая работа;
консультативная работа;
29

информационно-просветительская работа.
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление
обучающихся с ЗПР, проведение их комплексного обследования и
подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической
помощи в условиях Школы.
Диагностическая работа включает:
раннюю (с первых дней пребывания, обучающегося в Школе)
диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
комплексный

сбор

сведений

об

обучающемся на основании

диагностической информации от специалистов Школы;
определение уровня актуального и зоны ближайшего развития
обучающегося

указанной

категории

обучающихся

с

ограниченными

возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных
особенностей, обучающихся;
изучение социальной ситуации развития и условий семейного
воспитания ребёнка;
изучение
обучающегося

адаптивных
указанной

возможностей

категории

и

уровня

обучающихся

с

социализации
ограниченными

возможностями здоровья;
системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и
динамикой развития ребёнка;
анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную
специализированную помощь (поддержку) в освоении базового содержания
образования

и

коррекции

нарушений

устной

речи,

коррекции

и

профилактике нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному
усвоению

программы

по

всем

предметным

областям,

способствует

формированию универсальных учебных действий у указанной категории
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (личностных,
30

регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Коррекционно-развивающая работа включает:
- выбор оптимальных для развития указанной категории обучающихся
с

ограниченными

возможностями

здоровья

с

коррекционных

программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его
особыми образовательными потребностями;
-

организацию

индивидуальных

и

и

проведение

групповых

педагогами

и

специалистами

коррекционно-развивающих

занятий,

необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения
(согласно расписанию коррекционно-развивающих занятий специалистов);
- системное воздействие на учебно-познавательную деятельность
обучающегося в динамике образовательного процесса, направленное на
формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в
развитии;
- коррекцию и развитие высших психических функций;
- развитие эмоционально-волевой и личностной сфер указанной
категории, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
психокоррекцию его поведения;
-

социальную

защиту

указанной

категории

обучающихся

с

ограниченными возможностями здоровья в случаях неблагоприятных
условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального
сопровождения указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями

здоровья

дифференцированных

и

их

семей

по

психолого-педагогических

вопросам
условий

реализации
обучения,

воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным
направлениям работы с обучающимся, единых для всех участников
образовательного процесса;
31

-

консультирование

специалистами

индивидуально-ориентированных

методов

педагогов
и

приёмов

по

выбору

работы

с

обучающимся;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии
воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка.
Информационно-просветительская

работа

направлена

на

разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями
образовательного процесса для данной категории обучающихся, со всеми
участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими,
так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,
информационные

стенды,

печатные

материалы),

направленные

на

разъяснение участникам образовательного процесса - обучающимся (как
имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям
(законным представителям), педагогическим работникам — вопросов,
связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по
разъяснению

индивидуально-типологических

особенностей

различных

категорий, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация указанных направлений по системному сопровождению
(специальной

поддержке)

указанной

категории

обучающихся

с

ограниченными возможностями здоровья в Школе обеспечивается наличием
в Школе специалистов разного профиля (педагог- психолог, учительдефектолог, учитель-логопед, социального педагога) и школьного психологомедико-педагогического консилиума (далее - шПМПк), которые входят в его
постоянный состав. Школьный ПМПк является основным механизмом
взаимодействия специалистов. Персональный состав шПМПк ежегодно
32

утверждаетсяприказом директора Школы.
План реализации программы коррекционной работы
Цель
Своевременное
выявление детей,
нуждающихся
в
специализированно
й
помощи,
определение
характера и объема
затруднений
в
освоении
конкретными
обучающимися
образовательной
программы

Обеспечение
своевременной
специализированно
й
помощи
в
освоении
содержания
образования
и
коррекции
недостатков
в
познавательной и
эмоциональноличностной сфере
детей с ЗПР

Содержание Формы и методы
Сроки
деятельности
работы
Диагностическое направление
Выявления
Стартовая
Сентябрь
обучающихс психолого-медикоя с особыми педагогическая
образователь диагностика
ными
потребностя
ми
Направление Подготовка
Сентябрь, май
на ТПМПК
необходимой
и/или
по
документации
необходимост
и

Ответственны
й
Специалисты

Специалисты,
учителя,
ведущие
коррекционные
занятия,
классный
руководитель
Анализ результатов По итогам 1,2 Специалисты,
деятельности
полугодия в учителя,
обучающихся,
рамках
классный
успеваемости
шПМПк
руководитель
По четвертям

Мониторинг
динамики
развития
обучающихс
я,
успешности
освоения
программы
обучения
Проектирова Анализ результатов Сентябрь, май Специалисты,
ние
и исследования
и/или
по учителя
корректиров
необходимост
ка
и
коррекционн
ых
мероприятий
Коррекционно-развивающее направление
Выбор
и Программа
Сентябрь
Специалисты,
разработка
сопровождения
учителя
оптимальных (перечень курсов
для развития коррекционноребенка с ЗПР развивающей
коррекционны области)
х программ,
методик
и
приемов
обучения
в
соответствии
с
его
образовательн
ым

33

Обеспечение
непрерывности
специального
индивидуального
сопровождения
детей с ЗПР и их
семей по вопросам
реализации
дифференцированн
ых
психологопедагогических
условий обучения,
воспитания,

потребностям
и
Организация и Программы
Сентябрь
проведение
занятий
специалистам
и
индивидуальн
ых
и
групповых
коррекционно
-развивающих
занятий,
необходимых
для
преодоления
нарушений
развития
и
трудностей
обучения
Системное
Занятия
В
течение
воздействие
года
на
учебнопознавательну
ю
деятельность
ребенка
в
динамики
образовательн
ого процесса
Развитие
Занятия,
В
течение
эмоционально наблюдения
года
- волевой и
личностной
сферы ребенка
и
психокоррекц
ия
его
поведения
Консультативное направление
Консультиров По запросам
В
течение
ание
учебного года
специалистам
согласно
и педагогов по
графику
выбору
консультаций
индивидуальн
о
ориентирован
ных методов и
приемов
работы
с
обучающимся
с

Специалисты,
учителя

Специалисты,
учителя

Специалисты,
учителя

Специалисты,
учителя

34

коррекции,
развития
социализации
обучающихся

ограниченным
и и
возможностям
и

Консультатив Беседы
с В
течение
ная помощь родителями
учебного года
семье
по (законными
согласно
выбору
представителями) графику
стратегии
обучающихся
консультаций
воспитания и
приемов
коррекционно
го обучения
ребёнка
с
ограниченным
и
возможностям
и здоровья
Дать
Консультировани В
течение
рекомендации е обучающихся с года
обучающимся ЗПР
с
ЗПР
по
выбору
стратегии
обучения
и
поведения,
исходя
из
своих
индивидуальн
отипологическ
их
особенностей
Информационно-просветительское направление
Организация
Тематические Беседы,
В
течение
информационновыступления
тематические
учебного года
просветительской
для педагогов, выступления на по запросам
деятельности
по родителей
родительских
вопросам
(законных
собраниях, ШМО,
образования
со представителе ПС,
сайт,
всеми участниками й),
информационные
образовательного
обучающихся стенды, печатные
процесса
материалы

Специалисты,
учителя

Специалисты,
учителя

Специалисты,
учителя

35

Основные требования к условиям реализации программы:
- психолого-педагогическое обеспечение;
- программно-методическое обеспечение;
- кадровое обеспечение;
- материально-техническое обеспечение.
Психолого-педагогическое обеспечение
- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим
учебных

нагрузок,

вариативные

формы

получения

образования

и

специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии, ИПР;
- обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная
направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных
особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального
режима; использование современных педагогических технологий, в том
числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного
процесса, повышения его эффективности, доступности);
- обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса
специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные
потребности

указанной

категории

обучающихся

с

ограниченными

возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных
разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих
в

содержании

использование

образования
специальных

специализированных
ориентированных

методов,

образовательных

на

дифференцированное

нормально

особые
и

развивающегося
приёмов,
и

сверстника;

средств

обучения,

коррекционных

программ,

образовательные

индивидуализированное

потребности
обучение

с

детей;
учётом

специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на
обучающегося,

осуществляемое

на

индивидуальных

и

групповых
36

коррекционных занятиях);
- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и
охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья,
профилактика физических, умственных и психологических перегрузок
обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
-

обеспечение

ограниченными

участия

указанной

возможностями

категории

здоровья,

обучающихся

независимо

от

с

степени

выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися
детьми

в

проведении

воспитательных,

культурно-развлекательных,

спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
- развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные
нарушения психического и (или) физического развития.
Программно-методическое обеспечение
В

процессе

реализации

Программы

коррекционной

работы

используются:
коррекционно-развивающие
коррекционно-развивающий
осуществления

программы,

диагностический

инструментарий,

профессиональной

необходимый

деятельности

учителя,

и
для

педагога-

психолога, социального педагога, учителя-логопеда.
Кадровое обеспечение
Коррекционная
соответствующей
образование,

и

работа

осуществляется

квалификации,
педагогами,

имеющими

прошедшими

специалистами
специализированное

обязательную

курсовую

профессиональной подготовку. При отсутствии специалистов Школа в праве
обратиться за помощью и содействием для полной реализации АООП ООО к
внешним организациям, занимающиеся работой с детьми с ОВЗ.
В штатное расписание Школы введены ставка учителя-логопеда.
Уровень

квалификации

работников

образовательного

учреждения
37

соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей
должности.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с
детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость
специальной подготовки педагогического коллектива Школы. Для этого
имеется

возможность

повышения

квалификации

работников

Школы,

занимающихся решением вопросов образования детей с ОВЗ.
При необходимости в процесс реализации АООП ООО обучающихся
с ЗПР Школа (при наличии возможности) может временно или постоянно
обеспечить

участие

профессиональное

тьютора,
образование

который
по

должен

иметь

направлению

высшее

«Специальное

(дефектологическое) образование» либо по одному из его профилей
(специальностей), или пройти курсы переподготовки по соответствующей
программе.
Материально-техническое обеспечение реализации АООП ООО
Материально-техническое

обеспечение

заключается

в

создании

надлежащих материально-технических условий для беспрепятственного
доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в
здание и помещения Школы, организацию их пребывания, обучения в Школе
(архитектурная среда для обучающихся с ОВЗ), также позволяющих
обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды Школы:
- наличие кабинета для логопедических занятий (1)
- в наличии Паспорт доступности МАОУ ГО Заречный «СОШ №2»
- наличие персональных компьютеров.
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание
информационной образовательной среды и на этой основе развитие
38

дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении,
с

использованием

современных

информационно-коммуникационных

технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с
ограниченными

возможностями

представителей),

педагогов

к

информационно-методическим

здоровья,
сетевым

родителей

источникам

фондам,

(законных

информации,

предполагающим

к

наличие

методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам
деятельности,

наглядных

пособий,

мультимедийных,

аудио-

и

видеоматериалов.
Планируемые результаты Программы коррекционной работы:
Планируемыми

результатами

освоения

обучающимися

с

ЗПР

настоящей Программы коррекционной работы АООП ООО являются:
- положительная динамика в освоении обучающимися базового
уровня содержания образования – достижение личностных, метапредметных,
предметных результатов АООП ООО.
- максимально возможная коррекция недостатков физического и/или
психического развития (уровень жизненной компетенции обучающегося с
ЗПР).
- социальная адаптация обучающихся.
Планируемые

результаты

Программы

коррекционной

работы

конкретизируются в программах обязательных коррекционно-развивающих
курсов (см. Приложение 1 к АООП ООО для обучающихся с ЗПР).

39

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ АООП ООО
3.1. Учебный план АООП ООО
Учебный план АООП ООО для обучающихся с ЗПР (обязательные
предметные области учебного плана и учебные предметы) соответствуют
ООП ООО школы.
Учебный план общего образования детей с задержкой психического
развития составлен на основании следующих документов:
− Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
− постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"";
− постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
Основной целью общего образования детей с задержкой психического
развития является обеспечение прав детей с задержкой психического
развития на образование, создание условий для получения обучающимися
обязательного минимума образования, в соответствии с образовательным
стандартом.

Предоставление

возможности

для

развития

личностных

компонентов познавательной деятельности, общей культуры личности,
индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня
развития учащихся и их потребности в коррекции индивидуальных
отклонений

(нарушений),

охрана

и

укрепление

соматического

и

психоневрологического здоровья.
Задачи коррекционного образования:
- обеспечение коррекции психического развития и эмоционально40

волевой сферы;
- активизации познавательной деятельности;
- формирования навыков и умений учебной деятельности детей, у
которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального
развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и
подвижности

психических

процессов,

повышенная

истощаемость,

несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная
неустойчивость.
Обучение

учащихся

общеобразовательных

школ,

осуществляется

по

адаптированных

программам
к

для

особенностям

психофизического развития детей. Учащиеся пользуются учебниками
общеобразовательной школы.
В

общеобразовательных

классах

(5,6,7,8,9

классы)

обучаются

учащиеся по общеобразовательной программе для детей с задержкой
психического

развития,

для

них

предусмотрен

учебный

план

для

обучающихся в общеобразовательных классах. Учителя-предметники в
работе используют прохождение программы с такими детьми, в работе
используют дифференцированный подход и рекомендации ПМПК.
Учебный план включает дисциплины, содержание которых доступно
для детей с задержкой психического развития. Учителя осуществляют
индивидуальный подход к учащимся на занятиях. Ведется отслеживание
развития учащихся учителями предметниками и классными руководителями.
Освоение образовательной программы основного общего образования
завершается

обязательной

итоговой

аттестацией

выпускников.

Государственная аттестация проводится в двух формах ОГЭ и ГВЭ.
Прошедшим государственную итоговую аттестацию выдаются документы
государственного образца о соответствующем уровне образования.
Учебный план основного общего образования в рамках ФГОС ООО
соответствует учебному плану ООП ООО.

41

3.1.1. План внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность для обучающихся 5–9 классов организуется
в объеме до 10 часов в неделю по следующим направлениям:
- спортивно-оздоровительное
- общекультурное
- общеинтеллектуальное
- духовно-нравственное
- социальное.
План внеурочной деятельности по направлениям АООП ООО для
обучающихся

с

ЗПР

(кроме

коррекционно-развивающей

области)

соответствуют ООП ООО школы.
Для

обучающихся

с

ЗПР

обязательной

частью

внеурочной

деятельности является коррекционно-развивающая область.
Коррекционно-развивающая область поддерживает процесс освоения
содержания АООП ООО, обеспечивает коррекцию недостатков в развитии
обучающихся. Часы, отводимые на коррекционно-развивающую область,
включаются в часы, отводимые на внеурочную деятельность, и являются
обязательными.

Содержание

коррекционно-развивающей

работы

определяется на основе рекомендаций ТПМПК, ИПРА.
Время,

отведенное

на

внеурочную

деятельность,

включая

коррекционно-развивающую область, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Чередование

учебной

и

внеурочной

деятельности,

включая

коррекционно-развивающую область, ООП ООО определяет Школа.
Время,

отводимое

на

внеурочную

деятельность,

включая

коррекционно-развивающую область (до 10 часов в неделю), составляет до
1350 часов за пять лет обучения.
3.1.2. Календарный учебный график
42

Календарный учебный график соответствуют календарному учебному
графику ООП ООО Школы.
3.2. Система условий реализации АООП ООО
3.2.1. Нормативные условия
В рамках данного направления формируется банк нормативноправовых документов федерального, регионального, муниципального и
школьного уровней.
Разработан

и

реализуется

мониторинг

метапредметных

универсальных учебных действий (УУД) на уровне основного общего
образования (данную работу проводит педагог-психолог совместно с
учителями).
Разработаны и реализуются рабочие программы на уровень обучения
по

учебным

предметам,

курсам

внеурочной

деятельности,

курсам

коррекционно-развивающей области.
3.2.2. Организационно-содержательные условия
В рамках ШМО педагогов учащихся с ОВЗ на заседаниях
рассматриваются

различные

вопросы

реализации

АООП

ООО

для

обучающихся с ЗПР, работа по самообразованию педагогов планируется с
учетом необходимости реализации коррекционной направленности учебновоспитательного процесса.
Педагоги школы обучаются на курсах повышения квалификации по
инклюзивному обучению.
Реализуется

оптимизационная

модель

организации

внеурочной

деятельности. Данная модель наиболее соответствует возможностям школы:
в ее реализации могут принимать участие все педагогические работники
учреждения (учителя, учитель-логопед (при наличии), социальный педагог,
43

педагог-психолог (при наличии) и др.), происходит оптимизация внутренних
ресурсов школы.
3.2.3. Кадровые условия
Учителя-предметники, специалисты имеют высшее профессиональное
образование,

средне

специальное,

планово

проходят

курсовую

переподготовку на базе ИРО и других учреждений.
Ежегодно организуется психолого-педагогическое сопровождение
участников образовательных отношений на уровне основного общего
образования в рамках школьного ПМПк, в постоянный состав которого
входят

учитель-логопед

педагог-психолог,

социальный

педагог.

При

необходимости в процесс реализации АООП ООО для обучающихся с ЗПР
приглашаются специалисты иных профессиональных учреждений, щклола
ведет

сотрудничество с МБОУ ГО Заречный "ЦППМиСП" (Центр

психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
3.2.4. Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий
Направления стратегических изменений для достижения требуемых
изменений на уровне основного общего образования:
1)

обновление

содержания

образования,

обеспечивающего

становление субъектности обучающихся на уровне основного общего
образования. А именно:
 проектирование и реализация образовательных

ситуаций,

обеспечивающих развитие субъектности;
 проектирование и внедрение технологий, обеспечивающих
развитие субъектности обучающихся;
 разработка нормативной базы, обеспечивающей реализацию
данного направления;
 подбор

методик,

позволяющих

оценить

уровень
44

сформированности субъектной позиции обучающихся.
Ожидаемые результаты
- создание условий необходимых для развития субъектности
обучающихся;
- достижение обучающимися уровня субъектности, соответствующего
их возрасту;
- повышение профессиональной компетентности учителей в
развитии субъектности обучающихся.
2) Развитие субъектности педагога школы:
- обеспечение готовности педагогических работников школы к
реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе.
А именно :
-

определение

профессиональных

дефицитов

педагогического

коллектива, препятствующих реализации принципа индивидуализации в
образовательном процессе;
- проектирование и реализация образовательных ситуаций,
обеспечивающих развитие субъектности педагога;
- организация повышения квалификации педагогических работников.
Ожидаемые результаты:
- повышение профессиональной компетентности учителей в развитии
субъектности обучающихся;
3) Возможность управления качеством образования


обновление внутришкольной системы оценки качества

образования (ВСОКО);


изучение

и

практическое

освоение

педагогическим

коллективом школы методов и инструментов повышения качества
образования на уровне образовательной организации.
Ожидаемые результаты


повышение объективности внутренней системы оценки качества
45

школы;


система

методического

сопровождения

педагогов

по

использованию результатов оценочных процедур в образовательной
деятельности.
Успешность

индивидуализации

образовательного

процесса

обучающихся в школе зависит от того, как реализуются следующие
педагогические принципы:


принцип динамичности и вариативности. Он обусловлен

обходимостью

создания

избыточной

образовательной

среды,

многообразия ситуаций выбора, гибкого и мобильного реагирования
педагога на постоянно изменяющиеся в образовательном процессе
ситуации и запросы обучающихся;


принцип стимулирования самостоятельности обучающегося

и мотивационного обеспечения его индивидуальной образовательной
деятельности

предполагает

ориентированных

поиск

технологий,

и

применение

субъектно-

педагогических

средств,

удовлетворяющих интересы и потребности учащихся, способствующих
формированию положительного, заинтересованного отношения к
самостоятельной и ответственной реализации целей, способности
обоснованно и самостоятельно делать выбор и принимать решения, что
проявляется в добровольном и активном участии обучающегося в
проектировании своей индивидуальной деятельности на всех этапах
образования;


принцип позитивной перспективы и самоактуализации

означает определение обучающимся осознанных перспектив на основе
его представления о себе в настоящем и будущем, формирование
системы привлекательных и реальных целей. Осознание перспективы
образовательной деятельности формирует положительную мотивацию
учения,

способствует

принцип

означает

самоактуализации
включение

обучающегося.

обучающихся

в

Данный
процессы
46

проектирования, целеполагания, планирования и анализа собственной
образовательной деятельности в разных сферах и на различных
уровнях образовательного процесса.

3.4.5. Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой
системы условий
Направление
мероприятий

Мероприятия

I. Нормативное
обеспечение
введения ФГОС
ООО

1. Наличие решения органа государственнообщественного управления (совета школы,
управляющего совета, попечительского совета)
или иного локального акта о введении в
образовательной организации ФГОС ООО.
2. Разработка и утверждение плана-графика
введения ФГОС ООО
3. Обеспечение соответствия нормативной базы
школы требованиям ФГОС ООО (цели
образовательного процесса, режим занятий,
финансирование,
материально-техническое
обеспечение и др.)
4. Разработка на основе примерной основной
образовательной программы основного общего
образования
основной
образовательной
программы основного общего образования
образовательной организации
5. Утверждение основной образовательной
программы образовательной организации
6. Приведение должностных инструкций
работников образовательной организации в
соответствие с требованиями ФГОС основного
общего
образования
и
тарифноквалификационными
характеристиками,
и
профессиональным стандартом
7. Определение списка учебников и учебных
пособий, используемых в образовательном
процессе в соответствии с ФГОС основного
общего образования
8. Разработка и корректировка локальных актов,
устанавливающих требования к различным
объектам инфраструктуры образовательной
организации
с
учетом
требований
к
минимальной оснащенности учебного процесса
9. Доработка:
– образовательных программ;
– учебного плана;
– рабочих программ учебных предметов,
курсов, дисциплин, модулей;
– годового календарного учебного графика;

Сроки реализации

Реализовано

Реализовано

Реализовано

Реализовано

Реализовано

Реализовано

Ежегодно
Реализовано.
Корректировка по
мере изменения
требований
Ежегодно

В случае внесения
47

– положений о внеурочной деятельности
обучающихся;
– положения об организации текущей и
итоговой оценки достижения обучающимися
планируемых результатов освоения основной
образовательной программы;
– положения о формах получения образования.
1. Определение объема расходов, необходимых
для
реализации
ООП
и
достижения
планируемых результатов
II. Финансовое
2.
Корректировка
локальных
актов,
обеспечение
регламентирующих установление заработной
введения ФГОС платы
работников
образовательной
основного
организации, в том числе стимулирующих
общего
надбавок и доплат, порядка и размеров
образования
премирования
3. Заключение дополнительных соглашений к
трудовому
договору
с
педагогическими
работниками
1. Обеспечение координации взаимодействия
участников образовательных отношений по
организации введения ФГОС ООО
2.
Разработка
и
реализация
моделей
взаимодействия
организаций
общего
образования и дополнительного образования
детей и учреждений культуры и спорта,
III.
Организационное обеспечивающих организацию внеурочной
деятельности.
обеспечение
введения ФГОС 3.
Разработка
и
реализация
системы
основного
мониторинга образовательных потребностей
общего
обучающихся и родителей по использованию
образования
часов вариативной части учебного плана и
внеурочной деятельности
4. Привлечение органов государственнообщественного управления образовательной
организацией к проектированию основной
образовательной программы основного общего
образования
1. Анализ кадрового обеспечения введения и
реализации
ФГОС
основного
общего
образования
IV. Кадровое
2. Создание (корректировка) плана-графика
обеспечение
повышения квалификации педагогических и
введения ФГОС руководящих
работников
образовательной
основного
организации в связи с введением ФГОС
общего
основного общего образования
образования
3. Корректировка плана научно-методических
семинаров
(внутришкольного
повышения
квалификации) с ориентацией на проблемы
введения ФГОС основного общего образования
V.
1. Размещение на сайте образовательной
Информационное организации информационных материалов о

изменений в
нормативноправовые акты РФ
или

Выполнено

Выполнено

Выполнено
Выполнено

Постоянно

Постоянно

Постоянно

Ежегодно

Ежегодно

Ежегодно
Постоянно
48

обеспечение
введения ФГОС
основного
общего
образования

VI.
Материальнотехническое
обеспечение
введения ФГОС
основного
общего
образования

реализации ФГОС
2. Широкое информирование родительской
общественности о введении ФГОС и порядке
перехода на них
3. Организация изучения общественного мнения
по вопросам реализации ФГОС и внесения
возможных дополнений в содержание АООП
ООО
4. Разработка и утверждение локальных актов,
регламентирующих: организацию и проведение
публичного
отчета
образовательной
организации
1.
Анализ
материально-технического
обеспечения реализации ФГОС основного
общего образования (в том числе для лиц с
ОВЗ)
2. Обеспечение соответствия материальнотехнической базы образовательной организации
требованиям ФГОС (в том числе для лиц с ОВЗ)
3. Обеспечение соответствия санитарногигиенических условий требованиям ФГОС
основного общего образования (в том числе для
лиц с ОВЗ)
4.
Обеспечение
соответствия
условий
реализации ООП противопожарным нормам,
нормам
охраны
труда
работников
образовательной организации
5. Обеспечение соответствия информационнообразовательной среды требованиям ФГОС
основного общего образования (в том числе для
лиц с ОВЗ)
6.
Обеспечение
укомплектованности
библиотечно-информационного
центра
печатными и электронными образовательными
ресурсами (в том числе для лиц с ОВЗ)
7.
Наличие
доступа
образовательной
организации к электронным образовательным
ресурсам (ЭОР), размещенным в федеральных,
региональных и иных базах данных
8. Обеспечение контролируемого доступа
участников образовательного процесса к
информационным образовательным ресурсам в
сети Интернет

Выполнено

Постоянно

Выполнено

Постоянно

Постоянно

Постоянно

Постоянно

Постоянно

Постоянно

Обеспечено

Обеспечено

49


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».