1. Общие положения 1.1. Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможности здоровья (далее – дети с ОВЗ) в МАОУ ГО Заречный "Средняя общеобразовательная школа 2 с углубленным изучением отдельных предметов" разработано на основании: - Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Сан ПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, - Сан ПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2, - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115. 1.2. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - Положение) определяет порядок организации обучения и воспитания детей с ОВЗ. 1.3. Инклюзия признаѐтся как закономерные этапы развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п. 28 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") 2. Организация инклюзивного образования 2.1.Образование детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста может быть организовано в форме совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе общеобразовательного учреждения, реализующего основные образовательные программы, если это не препятствует успешному освоению образовательных программ всеми обучающимися. 2.2. Выбор образовательной программы обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависит от степени выраженности недостатков физического и (или) психического развития, сложности структуры нарушения, образовательных потребностей, уровня готовности ребенка к включению в среду нормально развивающихся сверстников и определяется психолого-медико-педагогической комиссией. 2.3. Форма получения общего образования по конкретной образовательной программе определяется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка 2.4. Необходимыми условиями организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении являются: - создание адаптивной среды (инфраструктура, нормативно-правовые, материальные, информационные, психолого-педагогические ресурсы); - повышение квалификации педагогических работников; - создание психолого-медико-педагогического консилиума для организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Критерии организации инклюзивного образования В качестве критериев организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья следует рассматривать: -особые образовательные потребности ребенка, обусловленные выраженностью первичного дефекта, уровнем развития, индивидуальными интеллектуальными и эмоционально-личностными особенностями, препятствующие получению образования без создания специальных условий; - готовность социальной среды (условия семейного воспитания, возможность оказания соответствующей поддержки со стороны родителей (законных представителей) инклюзируемого ребенка, педагогических работников, родителей (законных представителей) и обучающихся, не имеющих нарушений в развитии; - соответствие образовательной среды общеобразовательного учреждения потребностям инклюзированного ребенка: создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц (ст. 5 Федерального закона от 29 декабря2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ) 3. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья 3.1. Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной общеобразовательной программой с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Под специальными условиями для получениия образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов специальных технических средств коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания школы, а также иные условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ. 3.2. Предельная наполняемость отдельного класса (группы), группы продленного дня для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями и правилами. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах. Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при получении образования совместно с другими обучающимися. 3.3. В школе, с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, создаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья: а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению: адаптация официальных сайтов школы в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG); размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля); присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь; обеспечение наличия альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлов; обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию Организации, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося; б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху: дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения); обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации; обеспечение получения информации с использованием русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода); в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: обеспечение беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения Организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоекбарьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений). 3.4. Для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья создаются: необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения; условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. 3.5. В школе, при осуществлении деятельности по адаптированным общеобразовательным программам для слабослышащих обучающихся (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших обучающихся (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии создаются два отделения: для слабослышащих обучающихся (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших обучающихся (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), создаются два отделения: 1 отделение - для обучающихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха; 2 отделение - для обучающихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха. 3.6. В школе, при осуществлении деятельности по адаптированным общеобразовательным программам допускается совместное обучение слепых и слабовидящих обучающихся, а также обучающихся с пониженным зрением, страдающих амблиопией и косоглазием и нуждающихся в офтальмологическом сопровождении. Основой обучения слепых обучающихся является система Брайля. 3.7. В школе, при осуществлении деятельности по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся, имеющих тяжелые нарушения речи, создаются два отделения: 1 отделение - для обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием; 2 отделение - для обучающихся с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи. В составе 1 и 2 отделений комплектуются классы (группы) обучающихся, имеющих однотипные формы речевой патологии, с обязательным учетом уровня их речевого развития. 3.8. В случае если обучающиеся завершают освоение адаптированных общеобразовательных программ основного общего образования до достижения совершеннолетия и не могут быть трудоустроены, для них открываются классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы. 3.9. В школе, при осуществлении деятельности по адаптированным общеобразовательным программам, допускается: совместное обучение обучающихся с задержкой психического развития и обучающихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития; совместное обучение по образовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью и обучающихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью (не более одного ребенка в один класс). Обучающимся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к нахождению в Организации (от полугода до 1 года) организуется специальное сопровождение. Для успешной адаптации обучающихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей из расчета 5-8 обучающихся с расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога. 3.10. Реализация адаптированных общеобразовательных программ в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку обучающегося для индивидуальной трудовой деятельности. В классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы принимаются обучающиеся, окончившие 9 (10) класс. 3.11. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детейинвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать Организацию, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях. Порядок регламентации и оформления отношений школы и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. 4. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в форме инклюзивного образования 4.1.Диагностико-коррекционное психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в общеобразовательном учреждении осуществляется ПМПК 4.2. Специалисты ПМПК): - осуществляют психолого-медико-педагогическое обследование детей с ОВЗ; - определяют возможности инклюзии конкретного ребенка, условий и форм инклюзии; - проводят предварительную работу с обучающимися, родителями (законными представителями), педагогическими работниками общеобразовательного учреждения, направленную на подготовку к организации инклюзивного образования в данной организации. - разрабатывают совместно с педагогами индивидуальные образовательные маршруты; - отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ по программе, рекомендованной ПМПК; - организуют систематическое сопровождение образовательного процесса в условиях инклюзии; - осуществляют анализ выполненных рекомендаций всеми участниками процесса инклюзии; - согласуют со специалистами ПМПК оценку результатов обучения. 4.3. Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения осуществляют педагог-психолог, социальный педагог, учитель. 4.4. Результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся, формирования навыков образовательной деятельности, освоение образовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в документации ПМПК. 4.5. В случае отсутствия специалистов сопровождения, невозможности введения в штатное расписание общеобразовательного учреждения ставок специалистов квалифицированная психолого-педагогическая коррекционная поддержка может оказываться на основе договора между МКОУ ГО Заречный «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» и школой. 5. Методическая поддержка Методическое обеспечение, консультационное сопровождение, общую координацию деятельности образовательного учреждения в организации инклюзивного образования оказывает МКОУ ГО Заречный «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» и МКУ «Управление образования городского округа Заречный».