ПОЛОЖЕНИЕ об инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Общие положения
1.1. Положение об организации инклюзивного образования детей с
ограниченными возможности здоровья (далее – дети с ОВЗ) в МАОУ ГО
Заречный "Средняя общеобразовательная школа 2 с углубленным изучением
отдельных предметов" разработано на основании:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
- Сан ПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28,
- Сан ПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2,
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденным приказом Министерства просвещения России от
22.03.2021 № 115.
1.2. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования детей
с ограниченными возможностями здоровья (далее - Положение) определяет
порядок организации обучения и воспитания детей с ОВЗ.
1.3. Инклюзия признаѐтся как закономерные этапы развития образования
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) —
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом
развитии,
подтвержденные
психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без
создания специальных условий (п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29
декабря2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию
для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2 Федерального
закона от 29 декабря2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации")
Адаптированная образовательная программа — образовательная
программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц (п. 28 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")

2. Организация инклюзивного образования
2.1.Образование детей с ограниченными возможностями здоровья школьного
возраста может быть организовано в форме совместного обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких
ограничений, в одном классе общеобразовательного учреждения,
реализующего основные образовательные программы, если это не
препятствует успешному освоению образовательных программ всеми
обучающимися.
2.2. Выбор образовательной программы обучения ребенка с ограниченными
возможностями здоровья зависит от степени выраженности недостатков
физического и (или) психического развития, сложности структуры
нарушения, образовательных потребностей, уровня готовности ребенка к
включению в среду нормально развивающихся сверстников и определяется
психолого-медико-педагогической комиссией.
2.3. Форма получения общего образования по конкретной образовательной
программе определяется родителями (законными представителями)
несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными
представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения
общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка
2.4. Необходимыми условиями организации обучения обучающихся с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
общеобразовательном
учреждении являются:
- создание адаптивной среды (инфраструктура, нормативно-правовые,
материальные, информационные, психолого-педагогические ресурсы);
- повышение квалификации педагогических работников;
- создание психолого-медико-педагогического консилиума для организации
психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными
возможностями здоровья.
Критерии организации инклюзивного образования
В качестве критериев организации обучения обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья следует рассматривать:
-особые
образовательные
потребности
ребенка,
обусловленные
выраженностью первичного дефекта, уровнем развития, индивидуальными
интеллектуальными
и
эмоционально-личностными
особенностями,
препятствующие получению образования без создания специальных условий;
- готовность социальной среды (условия семейного воспитания, возможность
оказания соответствующей поддержки со стороны родителей (законных
представителей) инклюзируемого ребенка, педагогических работников,
родителей (законных представителей) и обучающихся, не имеющих
нарушений в развитии;
- соответствие образовательной среды общеобразовательного учреждения
потребностям инклюзированного ребенка: создание необходимых условий
для получения без дискриминации качественного образования лицами с
ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений

развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи
на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих
для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в
максимальной
степени
способствующие
получению
образования
определенного уровня и определенной направленности, а также социальному
развитию этих лиц (ст. 5 Федерального закона от 29 декабря2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" )
3. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с
ограниченными возможностями здоровья
3.1. Содержание общего образования и условия организации обучения
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются
адаптированной общеобразовательной программой с учетом рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии, а для инвалидов также в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Под специальными условиями для получениия образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения,
воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя
использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов специальных технических средств коллективного и
индивидуального
пользования,
предоставление
услуг
ассистента
(помощника),
оказывающего
необходимую
техническую
помощь,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
обеспечение доступа в здания школы, а также иные условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ.
3.2. Предельная наполняемость отдельного класса (группы), группы
продленного дня для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья устанавливается в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими
требованиями и правилами.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может
быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в
отдельных классах, группах. Количество обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 3
обучающихся при получении образования совместно с другими
обучающимися.
3.3. В школе, с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии, создаются специальные условия для получения образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:
а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
адаптация
официальных
сайтов
школы
в
информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" с учетом особых потребностей

инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту
доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или
слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых
потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных
занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее
7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и
продублирована шрифтом Брайля);
присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую
помощь;
обеспечение наличия альтернативных форматов печатных материалов
(крупный шрифт) или аудиофайлов;
обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего
собаку-поводыря, к зданию Организации, располагающему местом для
размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;
б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных
занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции
субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с
учетом размеров помещения);
обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения
информации;
обеспечение получения информации с использованием русского жестового
языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода);
в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:
обеспечение беспрепятственного доступа обучающихся в учебные
помещения, столовые, туалетные и другие помещения Организации, а также
их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней,
расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоекбарьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других
приспособлений).
3.4. Для получения без дискриминации качественного образования лицами с
ограниченными возможностями здоровья создаются:
необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной
адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных
педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков,
методов и способов общения;
условия, в максимальной степени способствующие получению образования
определенного уровня и определенной направленности, а также социальному
развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного
образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
3.5. В школе, при осуществлении деятельности по адаптированным
общеобразовательным программам для слабослышащих обучающихся
(имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи)
и позднооглохших обучающихся (оглохших в дошкольном или школьном

возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), с учетом рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии создаются два отделения:
для слабослышащих обучающихся (имеющих частичную потерю слуха и
различную степень недоразвития речи) и позднооглохших обучающихся
(оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших
самостоятельную речь), создаются два отделения:
1 отделение - для обучающихся с легким недоразвитием речи,
обусловленным нарушением слуха;
2 отделение - для обучающихся с глубоким недоразвитием речи,
обусловленным нарушением слуха.
3.6. В школе, при осуществлении деятельности по адаптированным
общеобразовательным программам допускается совместное обучение слепых
и слабовидящих обучающихся, а также обучающихся с пониженным
зрением, страдающих амблиопией и косоглазием и нуждающихся в
офтальмологическом сопровождении.
Основой обучения слепых обучающихся является система Брайля.
3.7. В школе, при осуществлении деятельности по адаптированным
общеобразовательным программам для обучающихся, имеющих тяжелые
нарушения речи, создаются два отделения:
1 отделение - для обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи тяжелой
степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также обучающихся,
имеющих общее недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием;
2 отделение - для обучающихся с тяжелой формой заикания при нормальном
развитии речи.
В составе 1 и 2 отделений комплектуются классы (группы) обучающихся,
имеющих однотипные формы речевой патологии, с обязательным учетом
уровня их речевого развития.
3.8. В случае если обучающиеся завершают освоение адаптированных
общеобразовательных программ основного общего образования до
достижения совершеннолетия и не могут быть трудоустроены, для них
открываются классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных
предметов, предметных областей соответствующей образовательной
программы.
3.9. В школе, при осуществлении деятельности по адаптированным
общеобразовательным программам, допускается:
совместное обучение обучающихся с задержкой психического развития и
обучающихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное
развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития;
совместное обучение по образовательным программам для обучающихся с
умственной отсталостью и обучающихся с расстройством аутистического
спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной
отсталостью (не более одного ребенка в один класс).

Обучающимся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное
развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, на
период адаптации к нахождению в Организации (от полугода до 1 года)
организуется специальное сопровождение.
Для успешной адаптации обучающихся с расстройствами аутистического
спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель
(тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по
развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального
развития таких детей из расчета 5-8 обучающихся с расстройством
аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога.
3.10. Реализация адаптированных общеобразовательных программ в части
трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий,
ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом
индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья,
возможностей, а также интересов обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на
основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку
обучающегося для индивидуальной трудовой деятельности.
В классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов,
предметных областей соответствующей образовательной программы
принимаются обучающиеся, окончившие 9 (10) класс.
3.11. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детейинвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать Организацию,
на основании заключения медицинской организации и письменного
обращения
родителей
(законных
представителей)
обучение
по
общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских
организациях.
Порядок регламентации и оформления отношений школы и родителей
(законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном
лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по
общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях
определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка
с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в форме
инклюзивного образования
4.1.Диагностико-коррекционное
психолого-медико-педагогическое
сопровождение обучающихся с ОВЗ в общеобразовательном учреждении
осуществляется ПМПК

4.2. Специалисты ПМПК):
- осуществляют психолого-медико-педагогическое обследование детей с
ОВЗ;
- определяют возможности инклюзии конкретного ребенка, условий и форм
инклюзии;
- проводят предварительную работу с обучающимися, родителями
(законными
представителями),
педагогическими
работниками
общеобразовательного учреждения, направленную на подготовку к
организации инклюзивного образования в данной организации.
- разрабатывают совместно с педагогами индивидуальные образовательные
маршруты;
- отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ по программе,
рекомендованной ПМПК;
- организуют систематическое сопровождение образовательного процесса в
условиях инклюзии;
- осуществляют анализ выполненных рекомендаций всеми участниками
процесса инклюзии;
- согласуют со специалистами ПМПК оценку результатов обучения.
4.3. Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в
условиях
общеобразовательного
учреждения
осуществляют
педагог-психолог,
социальный педагог, учитель.
4.4. Результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте
обучающихся, формирования навыков образовательной деятельности,
освоение образовательных программ, показатели функционального
состояния их здоровья фиксируются в документации ПМПК.
4.5. В случае отсутствия специалистов сопровождения, невозможности
введения в штатное расписание общеобразовательного учреждения ставок
специалистов квалифицированная психолого-педагогическая коррекционная
поддержка может оказываться на основе договора между МКОУ ГО
Заречный «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» и
школой.
5. Методическая поддержка
Методическое обеспечение, консультационное сопровождение, общую
координацию деятельности образовательного учреждения в организации
инклюзивного образования оказывает МКОУ ГО Заречный
«Центр
психолого-педагогической реабилитации и коррекции» и МКУ «Управление
образования городского округа Заречный».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».