ПОЛОЖЕНИЕ о библиотеке и медиатеке

2

1. Общие положения.
1. Настоящее положение составлено на основании ч.2 ст.30,35 ФЗ-№273
«Об образовании в Российской Федерации», Устава и локальных актов
школы
Библиотека является структурным подразделением муниципального
автономного общеобразовательного учреждения городского округа Заречный
"Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением
отдельны предметов", далее именуемом «Школа», участвующим в учебновоспитательном процессе в целях обеспечения права участников
образовательных отношений на бесплатное пользование библиотечноинформационными ресурсами.
2. Деятельность библиотеки Школы отражается в Уставе Школы. Ее
обеспеченность учебными, методическими и справочными документами
учитывается при лицензировании Школы.
3. Цели деятельности библиотеки соотносятся с целями Школы:
формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения
обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их
адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и
последующего освоения профессиональных образовательных программ,
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование
здорового образа жизни.
4. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и
Свердловской области, приказами МКУ «Управление образования»
администрации городского округа Заречный, Уставом Школы, настоящим
Положением о библиотеке. Деятельность библиотеки основывается на
принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета
общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития
личности
5. Порядок пользования источниками информации, перечень основных
услуг и условия их предоставления определяются настоящим Положением и
Правилами пользования библиотекой, утвержденными директором Школы.
6. Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечноинформационного обслуживания библиотеки:
6.1.отсутствие литературы с пропагандированием
экстремизма,
терроризма, разжигания национальной розни и т.п.,
6.2. обеспечение защищенных каналов при использовании ресурсов
медиатеки и сети Интернет.
2

3

7. Организация обслуживания участников образовательного процесса
производится в соответствии с правилами техники безопасности,
противопожарными и санитарно-гигиеническими требованиями.
2. Основные задачи.
1. Основными задачами библиотеки являются:
а) обеспечение участникам образовательных
отношений —
обучающимся, педагогическим работникам, родителям (законным
представителям) обучающихся, (далее — Пользователям) — доступа к
информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством
использования библиотечно-информационных ресурсов Школы на
различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических
изданий, электронные носители);
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение поиску, отбору и критической оценке информации.
3. Основные функции.
1. Для реализации основных задач библиотека:
а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов Школы:
•
комплектует универсальный фонд учебными, художественными,
научными, справочными, педагогическими и научно-популярными
документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации с
учетом требований Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите
детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
•
пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет с учетом
требований Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
•
осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
•
осуществляет сверку справочно-информационного фонда (не реже
двух раз в год) и поступающей литературы (по мере доставки) с
федеральными списками экстремистских материалов;
б) создает информационную продукцию:
• осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
• организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги
(алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку
статей, тематические картотеки);
• разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки,
обзоры, указатели и т. п.);
• обеспечивает информирование Пользователей об информационной
продукции;
в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
3

4

обслуживание обучающихся:
• создает условия для реализации самостоятельности в обучении,
познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию;
способствует развитию навыков самообучения;
• организует обучение навыкам независимого библиотечного
пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса
знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
• оказывает информационную поддержку в решении задач,
возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой
деятельности;
• организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие
общей и читательской культуры личности, содействует развитию
критического мышления;
• содействует членам педагогического коллектива и администрации
учреждения в организации образовательного процесса и досуга
обучающихся;
г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников:
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы,
связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в
области педагогических инноваций и новых технологий;
•
содействует
профессиональной
компетенции,
повышению
квалификации, проведению аттестации;
• осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры
новых поступлений и публикаций), информирование администрации школы
по вопросам управления образовательным процессом;
• способствует проведению занятий по формированию информационной
культуры, является базой для проведения практических занятий по работе с
информационными ресурсами;
д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание родителей (законных представителей) обучающихся:
• удовлетворяет запросы Пользователей и информирует о новых
поступлениях в библиотеку;
• консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с
информацией по воспитанию детей;
• консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
4. Организация деятельности библиотеки.
1. Структура библиотеки, помимо традиционных отделов (абонемент,
читальный зал), включают отделы учебников, информационнобиблиографической работы.
2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на
основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с планами
Школы, программами, проектами и планом работы библиотеки.
4

5

3. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых
средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за
собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования
из бюджета Школы.
4. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях
информатизации образования и в пределах средств, выделяемых
учредителями, Школа обеспечивает библиотеку:
• гарантированным финансированием комплектования библиотечноинформационных ресурсов (в смете Школы выводится отдельно);
• необходимыми служебными и производственными помещениями в
соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике
безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности,
запыленности
помещения,
коррозионно-активных
примесей
или
электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
• ремонтом оборудования библиотеки;
• библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
5. Школа создает условия для сохранности оборудования и имущества
библиотеки.
6. Ответственность за систематичность и качество комплектования
основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в
соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических
изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет
директор школы в соответствии с Уставом.
7. Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой
(библиотекарем, педагогом-библиотекарем) в соответствии с правилами
внутреннего распорядка Школы.
8. В целях обеспечения рационального использования информационных
ресурсов в работе с учащимися библиотека взаимодействует с библиотеками
Министерства культуры Российской Федерации.
5. Управление. Штаты.
1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации
и Уставом Школы.
2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет директор
школы или по его поручению заместитель по учебно-воспитательной работе.
3. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой
(библиотекарь, педагог-библиотекарь), который несет ответственность в
пределах своей компетенции перед обществом и директором школы,
обучающимися, их родителями (законными представителями) за
организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с
функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными
требованиями, трудовым договором и Уставом.
4. Заведующий библиотекой (библиотекарь педагог-библиотекарь)
назначается директором школы, является членом педагогического
5

6

коллектива и входит в состав педагогического совета Школы.
5. Заведующий библиотекой (библиотекарь, педагог-библиотекарь)
разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие
документы:
а) Положение о библиотеке, Правила пользования библиотекой;
б) планово-отчетную документацию (ежемесячно).
6. Порядок комплектования штата библиотеки регламентируется
штатным расписанием школы.
7. Работники библиотеки могут осуществлять педагогическую
деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической
деятельности осуществляется работником библиотеки только на
добровольной основе, по согласию сторон.
8. Трудовые отношения работников библиотеки и Школы регулируются
трудовым договором, условия которого не должны противоречить
законодательству Российской Федерации о труде.
6. Права и обязанности библиотеки.
1. Работники библиотеки имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного
процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе и
Положении о библиотеке;
б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и
кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной
культуры;
в) определять источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с
инструкцией по учету библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с Правилами пользования библиотекой и по
согласованию с Наблюдательным советом виды и размеры компенсации
ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
е) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней (педагог-библиотекарь
ежегодный отпуск 56 календарных дней);
ж) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и
знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;
з) участвовать в соответствии с законодательством Российской
Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.
2. Работники библиотеки обязаны:
а) обеспечить Пользователям возможность работы с информационными
ресурсами библиотеки;
б) информировать Пользователей о видах предоставляемых библиотекой
услуг;
в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными
6

7

перечнями
учебных
изданий,
образовательными
программами
общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами
всех категорий Пользователей;
д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное
обслуживание Пользователей;
е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;
ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями
пользователей и работой Школы;
з) отчитываться в установленном порядке перед директором школы;
и) повышать квалификацию: педагог-библиотекарь проходит аттестацию
на установление квалификационной категории (1раз в 5 лет) или на
соответствие занимаемой должности (1раз в 5 лет);
к) своевременно создавать заявку на обновление (пополнение)
библиотечного фонда.
7. Права и обязанности пользователей библиотеки.
1. Пользователи библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале
печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники
информации;
д) продлевать срок пользования документами;
е) получать тематические, фактографические, уточняющие и
библиографические справки на основе фонда библиотеки;
ж) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
з) получать консультационную помощь в работе с информацией на
нетрадиционных носителях при использовании электронным и иным
оборудованием;
и) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору
школы.
2. Пользователи библиотеки обязаны:
а) соблюдать правила пользования библиотекой;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать
страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на
различных носителях, оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе
библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в
помещении библиотеки;
7

8

ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном
правилами пользования библиотекой;
и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения
или работы в Школе.
3. Пользователям информационных ресурсов Интернет запрещается:
осуществлять действия, запрещенные законодательством РФ:
а)
посещать
сайты,
содержащие
порнографическую
и
антигосударственную информацию, информацию со сценами насилия;
б) участвовать в нетематических чатах, передавать информацию,
представляющую
коммерческую
или
государственную
тайну,
распространять информацию, порочащую честь и достоинство граждан;
в) использовать возможности Интернета для пересылки и записи
экстремистской,
непристойной,
клеветнической,
оскорбительной,
угрожающей и порнографической продукции, материалов и информации;
г) устанавливать дополнительное программное обеспечение, как
полученное в Интернете, так и любое другое;
д) загружать и запускать исполняемые или иные файлы без
предварительной проверки на наличие
вирусов
установленным
антивирусным пакетом;
е) изменять конфигурацию компьютеров, в том числе менять системные
настройки компьютера и всех программ, установленных на нем (заставки,
картинку рабочего стола, стартовой страницы браузера);
ж) включать, выключать и перезагружать компьютер без согласования с
ответственным за точку доступа к Интернету;
з) осуществлять действия, направленные на взлом любых компьютеров;
и) скачивать информацию большого объема для внеучебных целей
(видеофильмы, музыка, файловые архивы программного обеспечения и т. п.);
к) пользоваться информационными ресурсами в целях, не имеющих
ничего общего с учебным процессом (игры, просмотр фильмов, чаты и пр.).
4. Порядок пользования библиотекой:
а) запись обучающихся Школы в библиотеку производится по
списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и
иных работников, родителей (законных представителей) обучающихся — по
паспорту;
б) перерегистрация Пользователей библиотеки производится ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой,
является читательский формуляр;
г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю
документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
8

9

5. Порядок пользования абонементом:
а) максимальные сроки пользования документами:
— учебники, учебные пособия — учебный год;
— научно-популярная, познавательная, художественная литература —
1 месяц;
— периодические издания, издания повышенного спроса — 15 дней;
б) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на
них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
6. Порядок пользования читальным залом:
а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не
выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в
единственном экземпляре документы выдаются только для работы в
читальном зале.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».