2 1. Общие положения. 1. Настоящее положение составлено на основании ч.2 ст.30,35 ФЗ-№273 «Об образовании в Российской Федерации», Устава и локальных актов школы Библиотека является структурным подразделением муниципального автономного общеобразовательного учреждения городского округа Заречный "Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельны предметов", далее именуемом «Школа», участвующим в учебновоспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательных отношений на бесплатное пользование библиотечноинформационными ресурсами. 2. Деятельность библиотеки Школы отражается в Уставе Школы. Ее обеспеченность учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании Школы. 3. Цели деятельности библиотеки соотносятся с целями Школы: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. 4. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Свердловской области, приказами МКУ «Управление образования» администрации городского округа Заречный, Уставом Школы, настоящим Положением о библиотеке. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности 5. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются настоящим Положением и Правилами пользования библиотекой, утвержденными директором Школы. 6. Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечноинформационного обслуживания библиотеки: 6.1.отсутствие литературы с пропагандированием экстремизма, терроризма, разжигания национальной розни и т.п., 6.2. обеспечение защищенных каналов при использовании ресурсов медиатеки и сети Интернет. 2 3 7. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности, противопожарными и санитарно-гигиеническими требованиями. 2. Основные задачи. 1. Основными задачами библиотеки являются: а) обеспечение участникам образовательных отношений — обучающимся, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) обучающихся, (далее — Пользователям) — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов Школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий, электронные носители); б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала; в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации. 3. Основные функции. 1. Для реализации основных задач библиотека: а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов Школы: • комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации с учетом требований Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; • пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет с учетом требований Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; • осуществляет размещение, организацию и сохранность документов; • осуществляет сверку справочно-информационного фонда (не реже двух раз в год) и поступающей литературы (по мере доставки) с федеральными списками экстремистских материалов; б) создает информационную продукцию: • осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации; • организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки); • разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т. п.); • обеспечивает информирование Пользователей об информационной продукции; в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное 3 4 обслуживание обучающихся: • создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения; • организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; • оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; • организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления; • содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся; г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников: • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий; • содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации; • осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование администрации школы по вопросам управления образовательным процессом; • способствует проведению занятий по формированию информационной культуры, является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами; д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (законных представителей) обучающихся: • удовлетворяет запросы Пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; • консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей; • консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся. 4. Организация деятельности библиотеки. 1. Структура библиотеки, помимо традиционных отделов (абонемент, читальный зал), включают отделы учебников, информационнобиблиографической работы. 2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с планами Школы, программами, проектами и планом работы библиотеки. 4 5 3. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета Школы. 4. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, Школа обеспечивает библиотеку: • гарантированным финансированием комплектования библиотечноинформационных ресурсов (в смете Школы выводится отдельно); • необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН; • ремонтом оборудования библиотеки; • библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями. 5. Школа создает условия для сохранности оборудования и имущества библиотеки. 6. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с Уставом. 7. Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой (библиотекарем, педагогом-библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка Школы. 8. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с учащимися библиотека взаимодействует с библиотеками Министерства культуры Российской Федерации. 5. Управление. Штаты. 1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и Уставом Школы. 2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет директор школы или по его поручению заместитель по учебно-воспитательной работе. 3. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (библиотекарь, педагог-библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором школы, обучающимися, их родителями (законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом. 4. Заведующий библиотекой (библиотекарь педагог-библиотекарь) назначается директором школы, является членом педагогического 5 6 коллектива и входит в состав педагогического совета Школы. 5. Заведующий библиотекой (библиотекарь, педагог-библиотекарь) разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие документы: а) Положение о библиотеке, Правила пользования библиотекой; б) планово-отчетную документацию (ежемесячно). 6. Порядок комплектования штата библиотеки регламентируется штатным расписанием школы. 7. Работники библиотеки могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе, по согласию сторон. 8. Трудовые отношения работников библиотеки и Школы регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде. 6. Права и обязанности библиотеки. 1. Работники библиотеки имеют право: а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе и Положении о библиотеке; б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры; в) определять источники комплектования информационных ресурсов; г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда; д) определять в соответствии с Правилами пользования библиотекой и по согласованию с Наблюдательным советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки; е) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней (педагог-библиотекарь ежегодный отпуск 56 календарных дней); ж) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры; з) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов. 2. Работники библиотеки обязаны: а) обеспечить Пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки; б) информировать Пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг; в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов; г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными 6 7 перечнями учебных изданий, образовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий Пользователей; д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание Пользователей; е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой Школы; з) отчитываться в установленном порядке перед директором школы; и) повышать квалификацию: педагог-библиотекарь проходит аттестацию на установление квалификационной категории (1раз в 5 лет) или на соответствие занимаемой должности (1раз в 5 лет); к) своевременно создавать заявку на обновление (пополнение) библиотечного фонда. 7. Права и обязанности пользователей библиотеки. 1. Пользователи библиотеки имеют право: а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах; б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации; д) продлевать срок пользования документами; е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки; ж) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; з) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при использовании электронным и иным оборудованием; и) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы. 2. Пользователи библиотеки обязаны: а) соблюдать правила пользования библиотекой; б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках; г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки; 7 8 ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки; з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой; и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в Школе. 3. Пользователям информационных ресурсов Интернет запрещается: осуществлять действия, запрещенные законодательством РФ: а) посещать сайты, содержащие порнографическую и антигосударственную информацию, информацию со сценами насилия; б) участвовать в нетематических чатах, передавать информацию, представляющую коммерческую или государственную тайну, распространять информацию, порочащую честь и достоинство граждан; в) использовать возможности Интернета для пересылки и записи экстремистской, непристойной, клеветнической, оскорбительной, угрожающей и порнографической продукции, материалов и информации; г) устанавливать дополнительное программное обеспечение, как полученное в Интернете, так и любое другое; д) загружать и запускать исполняемые или иные файлы без предварительной проверки на наличие вирусов установленным антивирусным пакетом; е) изменять конфигурацию компьютеров, в том числе менять системные настройки компьютера и всех программ, установленных на нем (заставки, картинку рабочего стола, стартовой страницы браузера); ж) включать, выключать и перезагружать компьютер без согласования с ответственным за точку доступа к Интернету; з) осуществлять действия, направленные на взлом любых компьютеров; и) скачивать информацию большого объема для внеучебных целей (видеофильмы, музыка, файловые архивы программного обеспечения и т. п.); к) пользоваться информационными ресурсами в целях, не имеющих ничего общего с учебным процессом (игры, просмотр фильмов, чаты и пр.). 4. Порядок пользования библиотекой: а) запись обучающихся Школы в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников, родителей (законных представителей) обучающихся — по паспорту; б) перерегистрация Пользователей библиотеки производится ежегодно; в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр; г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку. 8 9 5. Порядок пользования абонементом: а) максимальные сроки пользования документами: — учебники, учебные пособия — учебный год; — научно-популярная, познавательная, художественная литература — 1 месяц; — периодические издания, издания повышенного спроса — 15 дней; б) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей. 6. Порядок пользования читальным залом: а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются; б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале. 9