План внеурочной деятельности основной образовательной программы среднего общего образования

основной образовательной программы среднего общего образования
Общие положения
План внеурочной деятельности ООП СОО обеспечивает реализацию требований
Федерального государственного образовательного среднего общего образования и определяет
состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для
обучающихся на уровне среднего общего образования.
План внеурочной деятельности является частью организационного раздела основной
образовательной программы среднего общего образования.
При отборе содержания и видов деятельности детей по каждому направлению внеурочной
деятельности учтены интересы и потребности обучающихся, пожелания родителей (законных
представителей). В соответствии с планом внеурочной деятельности создаются условия для
получения образования всеми обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
План внеурочной деятельности МАОУ ГО Заречный «СОШ №2» составлен на основании
нормативных документов:
1.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями и дополнениями);

2.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 413 (ред. от 11.12.2020) Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования;

З. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 №442 «Об
утверждении Порядка организацией и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего,
среднего общего образования»;
4. Приказ Министерства просвещения РФ от декабря 2020 года № 712. «О внесении
изменений в некоторые образовательные государственные стандарты общего образования
по вопросам воспитания обучающихся»;
5. СП 24.2. 3648- 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020
г. № 28);
6. СПанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» утвержденные
постановлением Главного государственного врача РФ от 28.012021 №2;
7.

Письмо Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об
участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной
деятельности»;

8.

Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации курсов
внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных
общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных
технологий»;

9.

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 г.№ ТВ-1290/03
«О направлении методических рекомендаций» (Информационно- методическое письмо об
организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего
образования);

10. Устав МАОУ ГО Заречный «СОШ №2», с изменениями и дополнениями;

11. Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ ГО Заречный
«СОШ №2».
Внеурочная деятельность обучающихся организуется в 10-11-х классах в целях
формирования единого образовательного пространства Школы и направлена на достижение
планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы среднего
общего образования.
Содержание внеурочных занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их
родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм
организации, отличных от урочной системы обучения, таких как учебно-тематические
экскурсии, соревнования, курсы, секции, диспуты, дебаты, конференции, олимпиады,
фестивали, поисковые и научные исследования, Дни здоровья, общественно-полезные практики
и т.д.
Объем часов внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования (до 700
часов за два года обучения) определяется с учетом интересов обучающихся и их родителей
(законных представителей), а также возможностей школы.

Кол-во часов в неделю
Кол-во часов в год

10 класс

11 класс

Итого

10

10

20

350

340

690

Продолжительность внеурочной деятельности учебной недели, предусмотренная планом
внеурочной деятельности, соответствует требованиям СанПин 24.2. 2821-10 и осуществляется в
соответствии с планом и расписанием занятий в количестве до 10 часов в неделю.
Цель внеурочной деятельности: обеспечение достижения обучающимся планируемых
результатов ООП СОО за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в
которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации за счет
учета индивидуальных особенностей и потребностей обучающегося, запросов семьи,
культурных традиций.
Задачи.
1. Создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов
обучающихся.
2. Обеспечение равных возможностей получения качественного среднего общего
образования.
3. Обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с
требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным
стандартом среднего общего образования.
4. Развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей.
5. Формирование успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых
норм, установленных российским законодательством.
6. Развитие личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых
социальных и межличностных отношений.
7. Формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно
ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественными
нормами, потребностями и интересами.
8. Подготовка к осознанному выбору дальнейшего образования и профессиональной
деятельности.

В качестве организационной модели внеурочной деятельности на уровне среднего общего
образования в МАОУ ГО Заречный «СОШ №2» реализуется оптимизационная модель
внеурочной деятельности (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательной
организации).
Оптимизационная модель внеурочной деятельности среднего общего образования
Компоненты модели

Целеполагание и содержание компонентов модели,
формы внеурочной деятельности

Реализация программ, курсов
внеурочной деятельности
Направлена: на создание условий для включения
обучающихся в осознание и переживание базовых
национальных ценностей как субъективно-значимых,
устойчивых жизненных ориентиров и развитие у них
способности к реализации творческого потенциала в предметнопродуктивной деятельности на основе ценностных установок.
Включает: программы курсов внеурочной деятельности
образовательной организации по направлениям развития
личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное,
социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Осуществляется через:


регулярные формы внеурочной деятельности:

занятия по программам курсов внеурочной деятельности
(осуществляется в соответствии с выбором обучающихся и их
родителей (законных представителей);
 нерегулярные формы внеурочной деятельности:
культурные и социальные практики
Педагогическая поддержка
проектной деятельности
обучающихся

Направлена: на создание условий для формирования у
обучающихся мотивации к обучению и познанию и оказания
помощи в решении их индивидуальных проблем, связанных с
успешным продвижением в обучении.
Включает: индивидуально-групповое сопровождение
обучающихся по подготовке к предметным олимпиадам,
конкурсам (в том числе дистанционным) и проектноисследовательской деятельности.
Осуществляется через:



регулярные формы внеурочной деятельности: занятия по
программам курсов внеурочной деятельности
образовательной организации;
нерегулярные формы внеурочной деятельности:

проектно-исследовательская деятельность, предметные и
дистанционные олимпиады и конкурсы, предметные недели
и др.

Педагогическая поддержка
обучающихся по сохранению и
укреплению нравственного,
физического, психологического
и социального здоровья

Направлена: на создание условий для формирования у
обучающихся ценностно-смысловых установок и навыков
здорового и безопасного образа жизни.
В основу педагогической поддержки положена
оперативная
помощь обучающимся
в решении
их
индивидуальных
проблем,
связанных
с
успешным
продвижением в обучении, спорте и творческой деятельности, в
принятии школьных правил, с эффективной деловой и
межличностной коммуникацией, с жизненным и нравственным
выбором (самоопределением).
Включает: совокупность мероприятий, направленных на
рациональную
организацию
внеурочной
деятельности,
обеспечение оптимального двигательного режима для
обучающихся, профилактику различного рода зависимостей,
формирование и развитие навыков здоровьесберегающей
коммуникации, удовлетворение потребности обучающихся в
самореализации в процессе познавательной, творческой и
социально значимой деятельности.
Осуществляется через:




Реализация
социально значимой деятельности
обучающихся

регулярные формы внеурочной деятельности:
занятия по программам курсов внеурочной
деятельности образовательной организации;
нерегулярные формы внеурочной деятельности:
традиционныеспортивные мероприятия по плану
воспитательной работы, социальные и культурные
практики и др.

Направлена: на создание условий для получения
обучающимися опыта самостоятельного общественного
действия.
Социальное созревание и формирование основ
гражданской
идентичности
обучающихся
происходит
посредством их добровольного и посильного включения в
решение реальных проблем взрослого сообщества на основе
морального выбора.
Включает: благотворительную и социально значимую
деятельность,
участие
в
работе
детско-юношеских
общественных объединений (РДШ, Ученический Совет)
Осуществляется через:
 нерегулярные формы:
благотворительные акции, социально значимые проекты,
экологические акции и проекты, культурные и социальные
практики и др.

В реализации внеурочной деятельности участвуют педагогические работники
образовательной организации: классный руководитель, учителя, педагоги дополнительного
образования, школьный библиотекарь, социальный педагог.
Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со
своими функциями и задачами:
 взаимодействует с педагогическими работниками образовательной организации;



организует в классе образовательную деятельность, оптимальную для развития
положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности
общешкольного коллектива;
 организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;
 организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Оптимизационная модель позволяет полноценно интегрировать внеурочную деятельность
в содержание программ:
 учебного плана основной общеобразовательной программы среднего общего
образования;
 программы развития универсальных учебных действий, включающая формирование
компетенций,
обучающихся
в
области
использования
информационнокоммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
 рабочей программы воспитания.
Оптимизационная модель внеурочной деятельности для недопущения перегрузки
обучающихся допускает перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную
деятельность, на период каникул. Внеурочная деятельность в каникулярное время реализуется в
рамках тематических образовательных программ (мероприятиях, туристических походах,
экспедициях, поездках и т.д.).
Школа обладает всеми условиями для создания оптимизационной модели: кадровое
обеспечение, нормативно-правовая база, учебно-методическая, финансово-экономическая,
материально-техническая база.
Внеурочная деятельность в МАОУ ГО Заречный «СОШ №2» осуществляется через:
 курсы внеурочной деятельности;
 внеучебную деятельность по предметам (олимпиады, конкурсы, предметные недели);
 воспитательную деятельность (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования,
общественно полезные практики и т.д.);
 деятельность ученических сообществ (РДШ, ученический Совет)

Направления
внеурочной
деятельности

Цель

Реализуемые курсы, мероприятия

Обще
интеллектуальное

Общекультурное

Помощь обучающимся в
освоении разнообразных
доступных им способов
познания окружающего
мира; развитие
познавательной активности,
любознательности.
Формирование мотивации к
обучению и познанию,
развитие творческого
потенциала, познавательных
мотивов, обогащение форм
взаимодействия со
сверстниками и взрослыми в
познавательной деятельности.
Создание основы для
всестороннего гармоничного
и психического развития
личности, формирование у
обучающихся основ
теоретического мышления,
важнейших умений и
навыков, необходимых для
включения в различные
сферы жизни общества
Доброжелательное, бережное,
заботливое отношение к миру,
создание условий для развития
ценностно-целевых
ориентаций, интеллекта и в
целом духовного мира
личности, на основе
соотнесения собственных
потребностей, интересов и
поступков с безусловными
ценностными критериями
истины, доброты, красоты,
общения.
Формирование у
обучающихся устойчивых
систематических потребностей
саморазвитию,
самосовершенствованию и
самоопределению в процессе
познания искусства, истории,
культуры, традиций.

Организация участия обучающихся в
олимпиадах:
ВсОШ, метапредметной олимпиаде
школьников, «Школа Росатома»,
интеллектуальных играх, научнопрактических конференциях: «Наука.
Творчество. Молодежь»,
«Мы выбираем будущее»,
«Курчатовские чтения», защите
проектов и учебно-исследовательских
работ, презентации проектов.
С 2019 года, на базе школы создан
Естественно- научный центр,
направленный на развитие
естественнонаучного и
математического образования, за счет
создания современных условий для
реализации программ углубленного
изучения предметов естественноматематического цикла, поддержки
проектной и исследовательской
деятельности обучающихся.

Школьные предметные недели,
классные часы, акции:
«Голубь мира»,
«1000 добрый дел в один день»,
«Просто я работаю
Волшебником»,
«Мой чистый двор»,
«Сдай макулатуру-спаси дерево»;
экскурсии по достопримечательным
местам Свердловской
области;
филармонические уроки; диспуты.

Социальное

Духовно
нравственное

Оказание помощи в
формирование активной
жизненной позиции, лидерских
качеств, организаторских
умений и навыков, стремления
к самостоятельности и
творчеству.
Формирование ценностного
отношения к учебе как виду
творческой деятельности и
первоначальных
представлений о базовых
национальных российских
ценностях.
Воспитание и развитие
высоконравственного,
ответственного, творческого,
инициативного,
компетентного гражданина
России,
знакомство
с
различными видами
профессий и их значением для
человека.

Социальные практики: Всероссийский

Освоение обучающихся
духовных ценностей мировой и
отечественной культуры,
подготовка их к
самостоятельному выбору
нравственного образа жизни,
принятие ими моральных норм,
нравственных установок,
национальных ценностей.
Становление их гражданской
идентичности; освоение
элементарных представлений о
традиционных российских
устоях; формирование
гуманистического
мировоззрения, стремления к
самосовершенствованию и
воплощению духовных
ценностей в жизненной

Реализуется через программу воспитания.
Реализуется через курс внеурочной
деятельности «Разговоры о важном»
Празднование памятных дат, концерты,
смотры, конкурсы, читательские
конференции, кинопросмотры, встречи с
успешными людьми, посещение театров,
музеев, экскурсии.

урок «ПроеКТОриЯ»,
Всероссийский проект ранней
профориентации «Билет в будущее»;
участие в просветительском
воспитательном образовательном
проекте «Школа крепкой семьи»;
уроки «Мира», уроки Мужества; цикл
встреч «Ветеранский десант»;
участие в акциях «Дорогами добра», «Мы
наследники Победы» «Блокадный
хлеб» и др.
«Основы финансовой грамотности» (как
элемент функциональной грамотности)
формирование основ финансовой
грамотности и экономического
мышления обучающихся на основе
ключевых компетенций,
способствующих овладению
социальным опытом в сфере
финансового рынка. Курс рассматривает
такие понятия, как коммерческий банк,
инвестиционный фонд, рынок ценных
бумаг, налоговая система, пенсионный
фонд , учит основам взаимодействия с
банками, пенсионными фондами,
налоговыми органами, страховыми
компаниями в процессе формирования
накоплений, получения кредитов,
уплаты налогов, страхования личных и
имущественных рисков и др.

По направлению реализуется курс
внеурочной деятельности «Школьный
театр». Данный курс изучает основные
вопросы теории театра, законы
актерского мастерства и сценической
речи, основы сценического движения,
сценическое оформление и грим.

практике

Закрепление знаний, установок, Традиционные спортивные мероприятия
Спортивно
оздоровительное личностных ориентиров и норм по плану воспитательной работы.
поведения, обеспечивающих
сохранение и укрепление
физического, психологического
и социального здоровья,
формирование ценностного
отношения к своему
физическому и
психологическому здоровью,
знакомство и изучение новых
видов спорта, закрепление
основ гигиенической культуры,
формирование устойчивой
позиции к здоровому образу
жизни

Реализуется курс внеурочной
деятельности «Мир баскетбола», «Мир
волейбола», направленный на укрепление
здоровья, коррекцию физического
развития, повышение физической
подготовленности обучающихся, а также
на удовлетворение интересов,
обучающихся в углубленной подготовке
по видам спорта баскетбол и волейбол.

Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей внеурочной
деятельности, направлена на формирование у обучающихся российской гражданской
идентичности и таких компетенций, как:








компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с
учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и
общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях
человека;
компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой
совместной деятельности.
Организация жизни ученических сообществ происходит:
в рамках внеурочной деятельности в классном коллективе, общешкольной внеурочной
деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детскоюношеских общественных объединениях (РДШ), созданных в школе и за ее пределами;
через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям,
участие обучающихся в деятельности творческих объединений, благотворительных
организаций;
через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в
благоустройстве школы, класса, города, в ходе партнерства с общественными
организациями и объединениями.

Воспитательные мероприятия нацелены на формирование мотивов и ценностей
обучающегося в таких сферах, как:









отношение обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя, самоопределению
и самосовершенствованию (включает подготовку к непрерывному образованию в рамках
осуществления жизненных планов);
отношение обучающихся к России как к Родине (Отечеству) (включает подготовку к
патриотическому служению);
отношения обучающихся с окружающими людьми (включает подготовку к общению со
сверстниками, старшими и младшими);
отношение обучающихся к семье и родителям (включает подготовку личности к
семейной жизни);
отношение обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу (включает
подготовку личности к общественной жизни);
отношение обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной
культуре (включает формирование у обучающихся научного мировоззрения);
трудовые и социально-экономические отношения (включает подготовку личности к
трудовой деятельности).

План внеурочной деятельности основной образовательной программы
среднего общего образования
Направление внеурочной
деятельности
Обще интеллектуальное

Общекультурное

Социальное

Реализуемая программа, формы
работы

Количество часов по классам
10

11

всего

Проектная деятельность
Конкурсы, олимпиады,
интеллектуальные марафоны,
классные часы, библиотечные
уроки, исследовательские и
творческие проекты,
презентации научнопрактические конференции,
защита проектов и учебноисследовательских работ,
презентация проектов
(реализуется через классное
руководство)

1
1

1
1

2
2

Школьные предметные
недели, классные часы, акции,
конкурсы, экскурсии,
знакомство с
достопримечательностями
города, области, страны,
филармонические уроки,
диспуты (реализуется через
классное руководство)

1

1

2

Основы финансовой
грамотности

1

1

2

Духовно-нравственное

Спортивно
оздоровительное

Разговоры о важном

1

1

2

Школьный театр**

1

1

2

Мир баскетбола*

2

2

4

Мир волейбола*

1

1

2

10

10

20

Итого
*Формируются сборные группы из обучающихся 10, 11 классов

** Формируются сборные группы из обучающихся 10, 11 классов
Программы внеурочной деятельности имеют интегрированный характер и могут быть
отнесены к нескольким направлениям.
Достижение результатов внеурочной деятельности свидетельствует об эффективности
проведенной работы.
Показатели результативности:




приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной
жизни.
формирование позитивных отношений выпускника к базовым ценностям общества
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура), ценностного
отношения к социальной реальности.
получение опыта самостоятельного общественного действия, взаимодействие с
социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Максимальный результат проектируется согласно описанию компетентностей портрета
выпускника среднего общего образования.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».