ПРОГРАММА подготовительных курсов для дошкольников Субботняя школа

Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Содержание программы.
3. Организация образовательного процесса.

Пояснительная записка
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост
количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе.
Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной
тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления
сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу.
Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный
уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой
деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно
адаптация протекает у детей с нарушениями физического и
психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали
детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками
показали, что социально-психологическая адаптация может проходить поразному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых
двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к
коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей,
благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение,
активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно
выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше
времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца
первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу
выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками
неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих
детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом
классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям
учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до
одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами
поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и
посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить,
сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя
вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в
школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги
учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том,
чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым
к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению
социальной ситуации развития, своего социального статуса.

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету,
чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие
трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют
недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые
проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и
привычка думать, стремление узнать что-то новое.
В работе с дошкольниками необходимо учитывать то, что умственные
процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное
воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны
формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности:
игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать
себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно
усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной
деятельности.
Цель данной программы:
Всестороннее
развитие
ребенка, что
позволит
обеспечить
формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего
школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих
способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность
адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение
к школе
Основные задачи программы:
организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе
предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей
этого возраста; организовать диагностирование качеств школьной зрелости,
знаний и умений детей;
•
укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения
ребенка к школе, желания учиться; создать условия, способствующие
сохранению и укреплению здоровья детей;
•
формирование социальных черт личности будущего первоклассника,
необходимых для благополучной адаптации к школе; формирование
способности подчиняться правилам и требованиям взрослого; организовать
процесс общения детей друг с другом, способствуя доброжелательному
отношению к сверстникам;
•
оказание помощи родителям в квалифицированной подготовке ребенка
к школе.
•

Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает
развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе
реализации программы у детей через творчество, умение придумывать,
создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка,

развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во
время работы «Субботней школы», происходит не только знакомство
учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение
адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Школа
будущего ученика» основана на следующей идее: дошкольники только
готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор
содержания, методов и форм организации образования детей.
Порядок организации «Субботней школы»:
•
•
•
•

группы формируются из детей 6-летнего возраста;
продолжительность обучения составляет 20 занятий (октябрь-апрель)
наполняемость групп не более 15 человек;
режим занятий: 1 раз в неделю – 4 занятия по 25 минут

Содержание программы
предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления
деятельности:
• «Основы математики + логика». На занятиях курса будущие
первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с
«волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими
заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов,
используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в
количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в
пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению
математики в школе осуществляется в трех направлениях: формирование
базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в
начальной школе; логическая пропедевтика, которая включает формирование
логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;
символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.
•
«Обучение грамоте и развитие речи». Большая роль на занятиях
этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают
навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической
сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей
этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения
активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
•
«Развитие мелкой моторики руки». Целью данного курса
является развитие творческих и совершенствование коммуникативных
навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам,
комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять
композиции, используя подручный материал (клей, ножницы, цветная
бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это

привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и
умения работать в группе.
• «Основы английского языка»
Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности
является ведущим в дошкольном возрасте.
Основная форма организации деятельности – это урок. Используются
различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.
Цели занятий
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Развитие слухового и зрительного восприятия
Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности
Развитие слуховой и зрительной памяти
Развитие мышления и речи
Развитие общей и мелкой моторики
Совершенствование коммуникативных навыков
Воспитание доброжелательного отношения к окружающим
Совершенствование навыков монологической речи
Совершенствование навыков диалогической речи
Развитие мимики и пантомимики
Развитие фантазии и воображения
Развитие способностей к глубокому образному мышлению
Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей
Развитие творческих способностей
Формирование эмоционально-волевой сферы
Формирование этических представлений
Повышение уверенности в себе
Научить принимать решения

Содержание данной программы
составлено в соответствии с принципами:
1.Способствует
достижению
ребенком
уровня
развития,
обеспечивающего его психологическую и физическую готовность к школе,
создавать равные условия для воспитания, развития и обучения детей
независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и
культурной среды, этнической принадлежности.
2.Соответствует принципу развивающего образования, целью которого
является развитие ребенка.
3.Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности
(позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и
достаточном материале, максимально приближаться к разумному
«минимуму»).
4.Формирует такие знания, умения и навыки, которые имеют
непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

5.Основывается на комплексно-тематическом принципе построения
образовательного процесса. Программные темы должны быть доступны
детям и вызывать положительное эмоциональное отношение, необходимое
для возникновения у них соответствующей мотивации в образовательном
процессе.
6.Строится на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр,
бесед, чтения, наблюдений и др. Основной формой работы с детьми
дошкольного возраста является игра, которая в образовательном процессе
задается взрослым.
7.Ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны
участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного
и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не
упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны
быть активными участниками образовательного процесса.
8.Программа
учитывает
особенности:
современного
ребенка,
современного педагога, современного родителя.
Ожидаемый результат:
1. Родители:
• осознанный выбор программы и школы;
2. Ученик:
• легко адаптируется к школьной жизни;
• умеет договариваться, обмениваться мнениями;
• умеет высказывать свою точку зрения.
Форма диагностики обучающегося в «Субботней школе»
Карта наблюдений «Интеллектуальная готовность ребенка к школе»
Итоговый
Основные критерии
На начало
контроль (апрель)
занятий
(конец
октября)
I Кругозор
1.
Представления о мире развернутые и
конкретны, ребенок может рассказать о стране, городе, в
котором живет, о животных и растениях, временах года.
2.
Представления достаточно конкретны, но
ограничены непосредственно окружающим.
3.
Кругозор
ограничен,
знания
даже
о
непосредственно
окружающем
отрывочны,
бессистемны.
I I Развитие речи

1.
Речь
содержательна,
выразительная,
грамматически правильна.
2.
Ребенок затрудняется в поиске слов, в
выражениях мыслей, в речи встречаются отдельные
грамматические погрешности, она недостаточно
выразительна
4.
Слова приходится вытягивать, ответы чаще
всего односложные, в речи много ошибок (нарушены
согласные, порядок слов, незакончены предложения).
I I I Развитие познавательной активности, самостоятельности
1.
Ребенок
любознателен,
активен,
задания
выполняются с интересом, самостоятельно, не нуждаясь
в дополнительных внешних стимулах.
2.
Ребенок недостаточно активен и самостоятелен,
но при выполнении заданий требуется внешняя
стимуляция, круг интересов достаточно узок.
3.
Уровень активности, самостоятельности ребенка
низкий, при выполнении заданий требуется постоянная
внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не
обнаруживается. Любознательность не проявляется.
IV Сформированность интеллектуальных умений (анализ, сравнения, обобщения,
установления закономерностей).
1.
Ребенок
определяет
содержание,
смысл
анализируемого, точно и емко обобщает его в слове,
видит и осознает тонкие различия при сравнении.
Обнаруживает закономерные связи.
2.
Задания,
требующие
анализа,
сравнения,
обобщения и установления закономерных связей
выполняются со стимулирующей помощи взрослого.
3.
Задания выполняются с организующей или
направляющей помощью взрослого.
4.
При выполнении заданий, требующего
анализа,
сравнения нужна обучающая помощь,
самостоятельный перенос знаний не осуществляется.
VI Производительность деятельности
1.
Ребенок удерживает цель деятельности, намечает
её план, выбирает адекватные средства, проверяет
результат, сам преодолевает трудности в работе,
доводит дело до конца.
2.
Удерживает цель деятельности, намечает план,
выбирает адекватные средства, проверяет результат, но
в процессе деятельности отвлекается, трудности
преодолевает при психологической поддержке.
3.
Деятельность хаотична, непродуманна,
отдельные условия решаемой задачи в процессе работы
теряются, результат не проверяется, деятельность
прерывается из-за возникающих трудностей, оказанная
помощь мало эффектна.
VII Контроль деятельности
1.
Результат
усилий
ребенка
соответствует
поставленной цели, он может сам сопоставить все
полученные результаты с поставленной целью.

2.
Результаты
усилий
ребенка
частично
соответствуют поставленной цели, самостоятельно
ребенок не может это неполное соответствие.
3.
Результаты
усилий
ребенка
совсем
не
соответствует поставленной цели. Он не видит этого
несоответствия.
VIII Темп деятельности
1.
Соответствует средним показателям возрастной
группы
2.
Ниже средних показателей возрастной группы.
3.
Намного ниже средних показателей возрастной
группы.

Информация по карте наблюдения передаётся родителям на индивидуальном
собеседовании.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».